Дороги России при императоре Николае Втором

Ольга Черниенко: литературный дневник


Игорь Копылов:


Один из тезисов, который маниакально внедряется в сознание русских людей, состоит в том, что Россия при царях, в частности, при Николае Втором, была государством отсталым, полностью зависимым от капиталистического Запада и только большевики, якобы, принесли нашей стране технологический прогресс и развитие.


Ложные идеи надо опровергать фактами, тем более, что сделать это несложно.


Просторы России огромны, а климат в основном суровый. Тем важнее для такой страны дороги и все виды сообщения. Люди, жившие в СССР, хорошо помнят, что, несмотря на всю разрекламированную мощь советского государства, на дороги средств катастрофически не хватало и они были в основном узкими и неважного качества.


При императоре Николае Втором с 1896 по 1913 годы было построено 13.000 километров шоссейных дорог, их протяжённость выросла с 23 до 36 тысяч километров.


В те же годы произошёл резкий скачёк в развитии речного транспорта. В 1902-1912 годах в России было построено 58.178 речных судов, созданы шлюзы на реках Ока, Шексна и Северный Донец, объём перевозок по внутренним водным путям вырос в три раза. К 1913 году по количеству речных судов и их техническим характеристикам Россия стояла на первом месте в мире. Число пароходов с 1896 по 1913 годы выросло с 552 до 1103.


В 1903 году в Империи был построен первый в мире теплоход «Вандал». В 1908 году – первый в мире наливной морской танкер «Дело». Русский танкерный флот к 1912 году имел в своём составе 12 судов – был первым по численности и тоннажу в мире.


При императоре Николае Втором началось освоение Северного морского пути, в 1898 году построен первый в мире ледокол «Ермак».


Наконец, железные дороги. С начала ХХ века было построено 34.216 километров стальных магистралей. По их протяжённости Россия обошла Германию и находилась на втором месте в мире после США. Царские дороги вовсю эксплуатировались советской властью, и служат до сих пор. Был построен Транссиб – сложнейшая в мире по условиям строительства железная дорога. Самая северная в мире магистраль – Романовская железная дорога на Мурманск. Китайско-Восточная железная дорога, дороги в пустынях Средней Азии, Амурская дорога, начато строительство БАМА, которое советская власть, разрушившая Россию, так и не смогла завершить своими силами за всё время своего существования.


Так что, говорить о слабости или технической отсталости царской России можно либо по невежеству, что поправимо, либо – сознательно искажая историческую правду.


Игорь Копылов



Другие статьи в литературном дневнике: