***

Мария Березина: литературный дневник

Сталинская псевдоколлективизация, политические репрессии и их социально-экономически;: И нравственный концентрат - ГУЛАГ,-все это результаты диктатуры мещанства, которая господствовала в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет, но так и осталась "неузнанной". Ни попытки демократизации в рамках поли­тики ХХ-ХХП съездов КПСС, ни попытки экономического реформиро­вания I965-68 годов не увенчались успехом. Мещанский социализм крепнул и развивался, распространялась и соответствующая культу­ра производства.


Принцип распределения по труду ограничивался все больше, паразитизм части населения на труде другой части торжествовал все шире. Перераспределение в пользу паразитов за счет трудящих­ся тысячью способов происходило,на уровне цехов и лабораторий, заводов и институтов, министерств и ведомств, - и государства в целом.


Исторически сформированный мещанством в его собственных интересах хозяйственный механизм стимулировал не труд, а имита­цию труда, не производство продукции, а "выполнение плана". Бюрократически извращенный "план" превратился в фетиш, который вполне соответствовал сути господствующих фетишистских отноше­ний. Но расцвет мещанского социализма, идеологически обоснован­ный, в частности, во второй Программе КПСС, одновременно означал подавление и упадок начал трудового социализма. Хозяйственники, которые пытались развивать новые формы организации обобществлен­ного производства в виде ли производственной демократии, в виде ли последовательно проведенной оплаты по труду, - лреследова-


16


лись вплоть, подчас, до заключения е тюрьму. Зато лодыри и рас­хитители процветали.



Юридические собственники, трудящиеся, так и не сумев пре­вратиться в реальных хозяев, использовались как ширма,- напри­мер, "номенклатурные рабочие" в президиумах. Плодами мещанско­го перерождения рабочего класса стали и дяди- Васи сантехники, и "коренные" рабочие-станочники, которые рванув похмельной ру­кой рубаху, кричали мастеру:"рабочий класс зажимаешь? Сейчас же закрой наряд, так-пере-так!" И тот "закрывал наряд" за прогул, потому что на стороне такого "работяги" была сама социально-экономическая система.


Мотивация к труду падала и за счет отсутствия экономичес­


ких стимулов, и за счет стихийного протеста: почему я должен
работать, если рядом бездельник получает столько же или больше.
Оплата за выход на работу, о которой как о реальной проблеме
писал еще Ленин, стала правилом, а не исключением. Страна нача­
ла больше проедать, чем производить. Страна отстала с очередным
циклом технического перевооружения. И тем не менее экономика,
хоть и в замедляющемся темпе, но двигалась вперед - за счет са­
моотверженного труда миллионов, которые просто не могли изме­
нить своей привычке трудиться. Но почему и во имя чего труд
должен был быть "самоотверженным"?. Во время войны - ради побе­
ды, но в мирное время? Формула "первенства общественных инте­
ресов над личными" стала оправданием необходимости для многих от­
вергать себя, свои интересы ради мифических "интересов общест­
ва", а точнее ради того "общего котла", из которого черпали
преимущественно паразиты, разного рода прилипалы. Такой "кор­
мушкой" стали и партийная работа, и служба в госаппарате, и
"школа коммунизма" - профсоюзы. И хотя е этих органах как и
всюду, присутствовали и утверждали свои ценности и свой образ
жизни разные социальные силы, преобладали все-таки носители
мещанского социализма. .


Эпоха брежневского "развитого социализма" была в сущнос­ти эпохой развитого мещанского социализма. А сам Леонид Ильич стал достойным олицетворением этого строя. Мещанин во дворян­стве не был так напыщен и наивно чванлив, откровенно глуп и добродушно примитивен, проникновенно хитер и затаенно мстителен как этот мещанин в пролетарстве. Паразитирование мещанства име­ло тотальный характер. Эксплуатировался не только труд рабочих,



17


но и идеология пролетариата, которая, превратившись в "совет­ский марксизм-ленинизм" стала обоснованием и оправданием ан­типролетарской политики.


ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЖЩСКОГО СОЦИАЛИЗМА


Принципиальный сдвиг в духовной культуре и в господству­


ющей системе ценностей произошел в 70-е годы. Спекуляция была
всегда, но спекулировать было стыдно. Теперь спекуляцией стали
кичиться как "умением жить". Так называемый блат вышел из
"нравственного подполья" и стал бытом, повседневностью. Лоды­
ри были всегда, но всегда - в истории нашего общества достоин­
ство состояло в честном труде. Теперь стали гордиться баклуш-
ничеством, ничегонеделанием. Крылатые слова "где бы не рабо­
тать, лишь бы не работать", стали произноситься с гордостью и
самодовольством. Трудовая мораль уступила морали паразитизма
и потребительства.


Важная черта мещанства - антиинтеллектуальность, что негативно отразилось на судьбах трудовой интеллигенции. Эксп­луатация ее и отчуждение от власти (в частности, через ограни­чение вступления в правящую партию), относительно низкий эко­номический и социальный статус научного труда и соответствую­щее отношение к научно-техническому прогрессу , - все это не случайные, а имманентные, сущностные черты мещанского социа­лизма. Вдобавок мещанство создало за прошедшие десятилетия свою интеллигенцию, - и мы видим сегодня ее достойных предста­вителей и в науке, и в системе образования, и в политике - не­профессиональных и некомпетентных, вульгарных и поверхностных, предпочитающих труду слова и красивые разговоры, имитирующих все - интеллект, честь и совесть. Именно имитация - ключевое понятие во всей деятельности мещанства как носителя мещанского социализма. Псевдопроизводство и псевдопотребление везде и всюду: "громадье планов" Еместо реального созидания новых от­ношений, водка вместо пищи, псевдонаука вместо "научной идеоло­гии", "псевдоискусство вместо реализма и других подлинно ху­дожественных направлений. Поэтому вульгаризация и деградация - вот логика развития мещанской культуры эпохи победившего ме­щанского социализма. Даже культ личности как духовная основа этой системы вульгаризовался с течением времени. Сравните,


18


скажем, культ Ленина, а затем Сталина, и культ Брежнева, Горба­чена, Ельцина, - где все меньше культа и все больше пародии на культ. Кстати, эстетика мещанского социализма - это особая те­ма, здесь надо писать и писать!



Трагична оказалсь в этих условиях судьба марксизма, а также слов, дела и тела Ленина. Все это оказалось использовано классовым противником, все это било опошлено и вульгаризирокано соответственно ценностям мещанского социализма, - и послужило его развитию. А ныне, в эпоху его разложения, все,на чем он па­разитировал, разрушается окончательно. Исторические возможности пролетарского социализма и пролетарской культуры, на мой взгляд, вообще гораздо более ограничены, чем они представлялись класси­кам марксизма-ленинизма. Но они были и остаются реальным фак­тором социального прогресса. И если во всемирно-историческом масштабе сегодня они себя исчерпали, то в условиях нашей страны, находящейся на стадии, в основном, машинного производства, со­циализм рабочего класса как одна из Еажнейших разновидностей трудового социализма еще, без сомнений, скажет свое слово. Но важнейшая предпосылка этого - очищение его идеологии и вообще культуры от мещанского перерождения.


ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ! АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕЩАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Странам, где так или иначе, в той или иной мере побеждал мещанский социализм, утверждалась в качестве господствующе;: ме­щанская культура, приходится очень серьезно расплачиваться за эту "победу". Назову три важнейшие страны, где, на мой взгляд, в XX веке мещанский социализм существенно повлиял на обществен-ное развитие. Кроме Советского Союза- это Германия - где мещан­ство победило в союзе с крупной национальной буржуазией под флагом национал-социализма. Отсюда определенное сходство систем немецкого фашизма и "советского социализма", - что поверхностно­му, либо заинтересованному подходу дает "основания" для их отождествления. Да, определенное сходство есть, как бы ни зву­чало это кощунственно для апологетов нашего прошлого. Но качест­венное различие системы укладов, образовывавших эти два общест­ва отнюдь не случайно сделало их главными противниками в мировом противостоянии середины века. И сама победа СССР над немецким


19


фашизмом стала мощным источником демократизации нашей страны, активизации начал трудового социализма, развития трудовой куль­туры. Именно созданные великой победой над фашизмом перемены породили позднее XX съезд КПСС, обеспечили трудовой и нравствен­ны;; подъем 60-х годов, а в конечном счете и демократические стороны перестройки.


Наконец, мещанский социализм в самое последнее время ока­зал существенное влияние на США, где он господствовал в виде так называемой рейганомики. Здесь мещанство утвердилось у власти в союзе с транснациональным капиталом. Паразитическая составля­ющая американской экономики привела к резкому возрастанию госу­дарственного долга, - и Америке еще предстоит расплата за пери­од беззаботного "жирования". Особенно, если учесть, что за это время выросли и начали дышать в затылок конкуренты, прежде всего, в Японии и Германии. Конечно, у них сегодня хватает проблем. Но очередной цикл мирового развития завершился, новый баланс сил возник ,- и начат новый передел мира. В этих условиях амери­канские проблемы могут аукнуться крахом всей мировой финансовой системы, - но это уже предмет особого разговора.


Здесь важно подчеркнуть другое: американский стандарт и образ жизни, ценности американской буржуазной культуры стали для нашей отечественной мешанской интеллигенции предметов вожде­ления именно потому, что за ним кроется глубокое "родство душ", глубокое совпадение систем жизненных ценностей.


Однако действительная трагедия советского мещанства сос­тоит в том, что оно является носителем тупиковой линии капитали­зации и, следовательно, не имеет заложенных в его собственной природе возможностей достижения своего культурного идеала. Ко­нечно, упрощенный линейный" подход к логике мировой истории иг­норирует или недооценивает подобные "тупиковые" варианты разви­тия. Однако они и ранее имели место в истории. Важно подчерк­нуть, например, что из всех начинавшихся еще с античности процес­сов капитализации привел к возникновению капиталистической сис­темы в собственном смысле лишь тот, который опирался на труд, на эксплуатацию сначала домашинного, а затем и машинного труда. И для того, чтобы это стало возможно, тогдашний формирующийся капиталист должен был организовать соответствующее производство.


Класс капиталистов формировался тогда, как известно, из разных социальных групп. В контексте данной работы важно отме-


20


тить лишь одно обстоятельство. Те слои мещанства, которые участ­вовали в этом процессев в Европе в ХУ - ХУП веках, обладали уровнем трудовой и организационной культуры, который позволил им в целом успешно решить возникшие исторические задачи Однако советское мещанство формировалось в совершенно иных с циокультурных условиях. Почвой, на которой оно взросло к совре­менному своему состоянию, было паразитирование на трудовом циалиэме, что обеспечивалось возникновением после Октября ук­лада мещанского социализма. Поэтому оно не обладает навыками, необходимыми для "строительства" капитализма, хотя и провозгла-сило устами своих идеологов такую задачу как всеобщую цель для России на историческую перспективу. Идея "возврата на путь ми-ровой цивилизации", и прежде всего через капитализацию в кач ве основной линии дальнейшего развития мещанского социализма как особой экономической системы, является поэтому глубоко уто­пичной. Даже если мещанство силой или демагогией навяжет трудо­вым классам готовность следовать курсу капитализации под руко­водством мещанства, оно тем не менее не сможет возглавить и ор­ганизовать этот процесс и приведет реально лишь к разрушению и упадку производительных сил, окончательной деградации трудового социализма. Ряд доказательств этого тезиса уже дает наша дейст­вительность.



Нынешняя "капитализация" не есть результат "предательства или "заговора", как твердят нынешние "красные". Она объективно вызрела, и в этом смысле была неизбежна. Причем ее главные со­циальные резервы начали формироваться еще тогда, в эпоху так на­зываемого "застоя". Но в недрах тогдашней системы будущие силы капитализации могли научиться только трем основным видам дея­тельности: воровать, спекулировать и попрошайничать. Почему, на­пример, Горбачев возвел попрошайничество в виде "займов" в ранг государственной политики? Да потому, что попрошайничество - во­обще одна из сущностных черт мещанского социализма. Только те­перь она была перенесена на международную арену. Как ездили "вы­бивать фодны" из Ставрополья, Томска, Свердловска в Москву, так стали ездить из Москвы "выбивать займы" в Вашингтон, Бонн, То­кио и так далее.



Другие статьи в литературном дневнике: