***Сталинская псевдоколлективизация, политические репрессии и их социально-экономически;: И нравственный концентрат - ГУЛАГ,-все это результаты диктатуры мещанства, которая господствовала в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет, но так и осталась "неузнанной". Ни попытки демократизации в рамках политики ХХ-ХХП съездов КПСС, ни попытки экономического реформирования I965-68 годов не увенчались успехом. Мещанский социализм крепнул и развивался, распространялась и соответствующая культура производства. Принцип распределения по труду ограничивался все больше, паразитизм части населения на труде другой части торжествовал все шире. Перераспределение в пользу паразитов за счет трудящихся тысячью способов происходило,на уровне цехов и лабораторий, заводов и институтов, министерств и ведомств, - и государства в целом. Исторически сформированный мещанством в его собственных интересах хозяйственный механизм стимулировал не труд, а имитацию труда, не производство продукции, а "выполнение плана". Бюрократически извращенный "план" превратился в фетиш, который вполне соответствовал сути господствующих фетишистских отношений. Но расцвет мещанского социализма, идеологически обоснованный, в частности, во второй Программе КПСС, одновременно означал подавление и упадок начал трудового социализма. Хозяйственники, которые пытались развивать новые формы организации обобществленного производства в виде ли производственной демократии, в виде ли последовательно проведенной оплаты по труду, - лреследова- 16 лись вплоть, подчас, до заключения е тюрьму. Зато лодыри и расхитители процветали.
Мотивация к труду падала и за счет отсутствия экономичес ких стимулов, и за счет стихийного протеста: почему я должен Эпоха брежневского "развитого социализма" была в сущности эпохой развитого мещанского социализма. А сам Леонид Ильич стал достойным олицетворением этого строя. Мещанин во дворянстве не был так напыщен и наивно чванлив, откровенно глуп и добродушно примитивен, проникновенно хитер и затаенно мстителен как этот мещанин в пролетарстве. Паразитирование мещанства имело тотальный характер. Эксплуатировался не только труд рабочих,
но и идеология пролетариата, которая, превратившись в "советский марксизм-ленинизм" стала обоснованием и оправданием антипролетарской политики. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЖЩСКОГО СОЦИАЛИЗМА Принципиальный сдвиг в духовной культуре и в господству ющей системе ценностей произошел в 70-е годы. Спекуляция была Важная черта мещанства - антиинтеллектуальность, что негативно отразилось на судьбах трудовой интеллигенции. Эксплуатация ее и отчуждение от власти (в частности, через ограничение вступления в правящую партию), относительно низкий экономический и социальный статус научного труда и соответствующее отношение к научно-техническому прогрессу , - все это не случайные, а имманентные, сущностные черты мещанского социализма. Вдобавок мещанство создало за прошедшие десятилетия свою интеллигенцию, - и мы видим сегодня ее достойных представителей и в науке, и в системе образования, и в политике - непрофессиональных и некомпетентных, вульгарных и поверхностных, предпочитающих труду слова и красивые разговоры, имитирующих все - интеллект, честь и совесть. Именно имитация - ключевое понятие во всей деятельности мещанства как носителя мещанского социализма. Псевдопроизводство и псевдопотребление везде и всюду: "громадье планов" Еместо реального созидания новых отношений, водка вместо пищи, псевдонаука вместо "научной идеологии", "псевдоискусство вместо реализма и других подлинно художественных направлений. Поэтому вульгаризация и деградация - вот логика развития мещанской культуры эпохи победившего мещанского социализма. Даже культ личности как духовная основа этой системы вульгаризовался с течением времени. Сравните, 18 скажем, культ Ленина, а затем Сталина, и культ Брежнева, Горбачена, Ельцина, - где все меньше культа и все больше пародии на культ. Кстати, эстетика мещанского социализма - это особая тема, здесь надо писать и писать!
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ! АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕЩАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Странам, где так или иначе, в той или иной мере побеждал мещанский социализм, утверждалась в качестве господствующе;: мещанская культура, приходится очень серьезно расплачиваться за эту "победу". Назову три важнейшие страны, где, на мой взгляд, в XX веке мещанский социализм существенно повлиял на обществен-ное развитие. Кроме Советского Союза- это Германия - где мещанство победило в союзе с крупной национальной буржуазией под флагом национал-социализма. Отсюда определенное сходство систем немецкого фашизма и "советского социализма", - что поверхностному, либо заинтересованному подходу дает "основания" для их отождествления. Да, определенное сходство есть, как бы ни звучало это кощунственно для апологетов нашего прошлого. Но качественное различие системы укладов, образовывавших эти два общества отнюдь не случайно сделало их главными противниками в мировом противостоянии середины века. И сама победа СССР над немецким 19 фашизмом стала мощным источником демократизации нашей страны, активизации начал трудового социализма, развития трудовой культуры. Именно созданные великой победой над фашизмом перемены породили позднее XX съезд КПСС, обеспечили трудовой и нравственны;; подъем 60-х годов, а в конечном счете и демократические стороны перестройки. Наконец, мещанский социализм в самое последнее время оказал существенное влияние на США, где он господствовал в виде так называемой рейганомики. Здесь мещанство утвердилось у власти в союзе с транснациональным капиталом. Паразитическая составляющая американской экономики привела к резкому возрастанию государственного долга, - и Америке еще предстоит расплата за период беззаботного "жирования". Особенно, если учесть, что за это время выросли и начали дышать в затылок конкуренты, прежде всего, в Японии и Германии. Конечно, у них сегодня хватает проблем. Но очередной цикл мирового развития завершился, новый баланс сил возник ,- и начат новый передел мира. В этих условиях американские проблемы могут аукнуться крахом всей мировой финансовой системы, - но это уже предмет особого разговора. Здесь важно подчеркнуть другое: американский стандарт и образ жизни, ценности американской буржуазной культуры стали для нашей отечественной мешанской интеллигенции предметов вожделения именно потому, что за ним кроется глубокое "родство душ", глубокое совпадение систем жизненных ценностей. Однако действительная трагедия советского мещанства состоит в том, что оно является носителем тупиковой линии капитализации и, следовательно, не имеет заложенных в его собственной природе возможностей достижения своего культурного идеала. Конечно, упрощенный линейный" подход к логике мировой истории игнорирует или недооценивает подобные "тупиковые" варианты развития. Однако они и ранее имели место в истории. Важно подчеркнуть, например, что из всех начинавшихся еще с античности процессов капитализации привел к возникновению капиталистической системы в собственном смысле лишь тот, который опирался на труд, на эксплуатацию сначала домашинного, а затем и машинного труда. И для того, чтобы это стало возможно, тогдашний формирующийся капиталист должен был организовать соответствующее производство. Класс капиталистов формировался тогда, как известно, из разных социальных групп. В контексте данной работы важно отме- 20 тить лишь одно обстоятельство. Те слои мещанства, которые участвовали в этом процессев в Европе в ХУ - ХУП веках, обладали уровнем трудовой и организационной культуры, который позволил им в целом успешно решить возникшие исторические задачи Однако советское мещанство формировалось в совершенно иных с циокультурных условиях. Почвой, на которой оно взросло к современному своему состоянию, было паразитирование на трудовом циалиэме, что обеспечивалось возникновением после Октября уклада мещанского социализма. Поэтому оно не обладает навыками, необходимыми для "строительства" капитализма, хотя и провозгла-сило устами своих идеологов такую задачу как всеобщую цель для России на историческую перспективу. Идея "возврата на путь ми-ровой цивилизации", и прежде всего через капитализацию в кач ве основной линии дальнейшего развития мещанского социализма как особой экономической системы, является поэтому глубоко утопичной. Даже если мещанство силой или демагогией навяжет трудовым классам готовность следовать курсу капитализации под руководством мещанства, оно тем не менее не сможет возглавить и организовать этот процесс и приведет реально лишь к разрушению и упадку производительных сил, окончательной деградации трудового социализма. Ряд доказательств этого тезиса уже дает наша действительность.
© Copyright: Мария Березина, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|