Владимир Николаевич Мощенко, род. 16 марта 1932 г.

Анна Дудка: литературный дневник

Сказал рассудку вопреки,


Не помышляя об удаче.


Там, по ту сторону строки,


Не так, как здесь, там всё иначе.


-


Там – несгоревшие дрова,


Хоть тень от дыма – на сугробе.


Там и жена моя жива,


Которая теперь во гробе.


-


Не вздрагивай.


Не прекословь,


Жизнь не приестся, не насытит.


Там, по ту сторону, любовь.


И жалок всё-таки эпитет.


-


Вчера цвели твои жарки –


Они в гербарии сегодня.


Но по ту сторону строки –


Господня воля.


Да, Господня.



* * *


Жил на выселках я у шестого ставка,


Где построил совхоз лесопилку.


Говорила хозяйка: «Жарища яка!


Помяну я, прости меня Бог, Василька…»


И в стакан наливала горилку.


-


Террикон загорался: то солнечный диск


Падал прямо в Скворчиную Балку.


Наконец прекращался за окнами визг.


Говорила хозяйка: «Напиться бы вдрызг


Да взорвать эту вдовью хибарку!..


-


По ночам мне кричат мои тридцать годков


Про отбойный его молоточек.


Сколько в шахте засыпало тех Васильков!


Нарожала б ему двух чернявых сынков,


А за ними – двух беленьких дочек…


-


Да не прячь от меня ты сегодня ножи.


Хватит в книжках мудрёных копаться.


Ведь глаза твои, хлопчик, – ну чисто стрижи.


Так пойдём на ставок. Сарафан сторожи.


До утра буду голой купаться!»




* * *


О.Г.


Нет домов в Вишнёвом переулке –


Лишь глубокий голубой просвет.


Это точно так же, как в шкатулке


Нету писем и записок нет.


-


Только где-то детский голос слышен –


Может, за оврагами, внизу.


И варенье варится из вишен.


Где – не знаю. В золотом тазу.


-


Разве ж не топились эти печи,


Не спалось в берёзовом дыму?


Мы с тобой поставим в храме свечи,


А за что – не скажем никому.



ПО ПУТИ В СОЦГОРОДОК


-


Вот ветер был за Джезказганом!


Мы с мамой шли в соцгородок.


И в этом воздухе стеклянном


Уже я двигаться не мог.


-


И вьюга мне глаза колола


И люто била по ногам.


А в это время наша школа


В тепле читала по слогам.


-


Я стал почти что как ледышка.


Вокруг синё. Хоть волком вой.


И вдруг я вижу: рядом – вышка,


На ней – в тулупе часовой.


-


Он закричал: «А ну, отрава!


Погибель ищешь пацану?


С дороги повертай направо.


Давай скорей, не то пальну!»


-


И тут раздался голос зека:


«Ведь там сугробы, душегуб!»


У пожилого человека


Чернели корки вместо губ.


-


Стоял он около подвала.


И свирепел собачий лай.


А мама до смерти устала.


«Стреляй! – сказала. – Ну, стреляй!»



ЯМЩИЦКАЯ СЛОБОДА


-


Был снег и ноздреват, и плотен.


Вся слобода – и «Ну!» и «Тпру!»


Из продымлённых подворотен


Возки взлетали поутру.


Заря врасплох их не застала.


Не таял иней на узде.


Ещё Рогожская застава


Свет зажигала не везде.


Ямщик, постой, и я с тобою.


Я воду подносил коню.


Тут все – живущие гоньбою.


Так ведь и я себя гоню.


Возле коровинского дома,


Где тени трёх богатырей,


Удары дворницкого лома


И пар горячий из ноздрей.


И выплеснутые остатки


Из протрезвевших полпивных.


Со мною все мои манатки –


И нет давным-давно иных.


Я выкарабкался и вылез


И в сено рухнул на возок.


А у посудомойки вырез


Был вместе с крестиком глубок.


Владимирку мы поутюжим,


И глянут арестанты вслед


Всё с тем же конвоиром дюжим.


Ну что ж, другой дороги нет.



* * *


У речушки, у холма, у стога,


У последней на земле версты


Я благодарю сегодня Бога


За преодоленье немоты.


-


И за тайну древнего кургана,


И за то, что вспенена Угра,


И за Откровенье Иоанна,


И за два послания Петра.



* * *


Совок с метлой стоят в углу.


Намокла под дождём фанера.


Вот ходит голубь по столу


В кафе заброшенного сквера.


-


Стакан с окурками на дне,


Где истину искать не надо


И где, отчётливо вполне,


Мазок оставила помада.


-


Что это? Сцена из кино,


С ума сводившего когда-то?


Да нет.


Я жду тебя давно


Здесь, где часы без циферблата.



КОЛПАЧНЫЙ ПЕРЕУЛОК


-


Тут был трактир.


Тут – дверь с подковкой.


Тут гужевались кучера.


Между Покровкой и Хохловкой


Мы жили тут ещё вчера.


-


Вчера ли, ну, позавчера ли –


Бог весть. Не всё ли вам равно.


Копейки лишней не содрали –


И боязно ведь, и грешно.


-


Выплясывали мы кадрили


На Пасху и на Рождество!


Хоть нас за шапки материли,


Да не прибили никого.


-


Из-за чего мы угорели,


В сугробы спьяну забрели?


Нас околпачили апрели,


Зато отпели феврали.


-


Такого нету в ваших книжках,


Но загляните в образа


В церковке старой на Кулишках,


Где Трёх Спасителей слеза.




* * *


Ангеле святый, твою поруку,


Твои крылья ощущаю въявь.


Укрепи мою худую руку


И на путь спасения наставь.


-


На земле держусь я что есть мочи,


На земле, боготворящей высь.


Ты прости мне дни мои и ночи,


За меня ко Господу молись.



ВЕЛИКИЙ ПЯТОК


-


Воробышкам зёрнышек бросив,


«Снимаем?» – спросил Никодим.


И, перекрестившись, Иосиф


К распятью поднялся за ним.


-


«Ты знаешь, за что нам молиться?»


«Да что ж я глупее камней?»


Великий Пяток. Плащаница.


И тело Спасителя в ней.


-


То были не лица, а лики.


Солдаты забыли латынь.


Засохла на кончике пики


Кровь нашего Бога. Аминь.




ВОСКРЕСЕНЬЕ


ВЕРБНОЕ


-


Воскресенье Вербное.


Снег сошёл с могил.


Знаю слово верное


И не разлюбил.


-


Головокружение.


Потеплело вдруг.


Храм Преображения.


Венчики вокруг.


-


Дело перед Пасхою.


Там – отец. Там – брат.


Пахнет свежей краскою


Множество оград.


-


Чья-то жизнь короткая


Обожжёт огнём.


Вот и стопка с водкою


И стакан с вином.


-


На скамье истерзанной –


Свежий огурец,


Чёрный хлеб нарезанный,


Солнце и скворец.




МЕЛАНЬЯ СЕМЁНОВНА


-


Пришла ты в апреле восьмого числа.


Ты нас разыскала, согрела, спасла.


Икону Царицы Небесной внесла


в домишко, недавней бомбёжкой помятый.


Сказала: «Сынок, не грызи карандаш.


Поправишься ты и экзамены сдашь».


И я за тобой повторял Отче наш.


Конечно, ты помнишь. Весна. Сорок пятый.


При чём же тут годы? При чём твой погост?


Меланья Семёновна, кончился пост.


У нас впереди Николаевский мост.


Китайских фонариков звёздочки всюду.


Они – продолженье пасхальных свечей.


Кончается ночь. Аромат куличей.


Чей взгляд у тебя? Догадаться бы – чей.


И первая зелень, подобная чуду.


Чей взгляд у тебя? Но не задан вопрос.


Я всё-таки выжил и всё же подрос.


Меланья Семёновна, слышишь? «Христос


воскресе!» И новая радость ответа.


И вот Николаевский мост позади.


Цветастая шаль у тебя на груди.


«Стучись хорошенько да всех разбуди».


Ещё не светает, но сколько же света!




ПОСЛЕ ВОЗНЕСЕНЬЯ


-


Хоть была Голгофа наяву,


Утром Ты пришёл ко Мне нежданно.


Я не одинока. Я живу,


Как велел Ты, в доме Иоанна.


Чей-то ослик около крыльца.


Улицы обыденные звуки.


Не забуду Твоего лица


И гримасу нестерпимой муки.


И следы Я помню от гвоздей.


Я Твои поцеловала ноги.


Я решила быть среди людей,


Выбрала, Сынок, Твои дороги.


Ходят к нам Твои ученики,


Просят у Меня благословенья.


Ты не осуждай Моей тоски


Ныне, в годовщину Воскресенья.


Если ночью не смыкаю глаз,


Я с Тобой. Меня Ты не оставишь.


И в Сионской горнице для нас


Ты опять Свое бессмертье явишь.


Тянутся томительные дни.


Знает мир: пуста Твоя могила.


Ну, а тех, кто требовал: «Распни!»,


Я и пожалела и простила.




ПОСЛЕДНЯЯ ПАСХА


-


Спускались они с Елеонской горы.


Встречал их народ, покидая дворы.


Встречали их визги и смех детворы.


Он ехал на ослике в чьей-то одежде.


Но даже и в ней узнавали Христа.


И кланялись люди Ему неспроста,


Особо радушные после поста.


Всё было не так. И всё было, как прежде.


Один только Он понимал – почему.


И люди дарили одежды Ему.


«Учитель, мы верим Тебе одному».


И ветки бросали они на дорогу.


Хотелось им слова Его и чудес,


Хотелось, чтоб Он не погиб, не исчез.


И вдруг Он почувствовал близость небес,


Доступную лишь милосердному Богу.


Чертили орланы над ними круги.


А люди просили Его: «Помоги!»


И были они фарисеям враги.


Тогда фарисеи Ему и сказали:


«Откуда Ты взял Своих учеников?


Народ они мутят. Народ бестолков.


Вели же молчать им во веки веков.


Не жди, Иисус, чтоб и их наказали».


И так Он ответил: «Нельзя им молчать.


Нельзя наложить на уста их печать.


Нельзя, говорю вам. Иначе кричать


Начнут даже эти холодные камни.


Не требуйте. Я говорю вам: нельзя.


Живёте вы в страхе, друг друга грызя.


И знают Мои, а не ваши друзья:


Открыты Мне души, открыты века Мне».


А ветер пасхальный свежей и свежей.


И вступит Он в храм. И прогонит взашей


Оттуда менял, ловкачей, торгашей


И даст голубям наконец-то свободу.


И будет улыбка Иуды хитра.


И что-то прочтёт Он во взгляде Петра.


…Но как же смеялась, визжа, детвора…


И грустно поднимет глаза к небосводу.




* * *


У Верхнего Алопова сверну,
И сразу – вниз, к стогам намокшим, к Жиздре,
Чтобы припомнить давнюю вину.
Вины всё больше – и всё меньше жизни.


И облака в речушке по утрам
Плывут подобно оглушённым рыбам.
А вон – обрыв, и над обрывом – храм.
И снова – храм, и снова – над обрывом.


Их два креста – для неба и реки,
В которой гаснет медленно лампада.
Кто строил их, знал про мои грехи,
А больше никому и знать не надо.




ВОСПОМИНАНИЕ О 16 МАРТА


А на что рассчитывать ты мог?
Почки на кустах набухли снова.
Над рыбокоптильнею дымок –
Чуть повыше запаха спиртного.


Может, ты увидел вдалеке
Чёрный блеск запиленной пластинки
И себя – уже в другом дымке,
В слове, горьковатом, как поминки.


Мотовозик гроб кому-то вёз.
Мостовая вдрызг была разбита.
А на ней – и лужи, и навоз,
И ещё кусочки антрацита.


Ты каких подарков ждёшь, малыш?
Разве март – не о тебе забота?
Что же ты, растерянный, стоишь
У ворот стекольного завода?


Рядом – кучи битого стекла.
Это сшибки света, радуг сшибки.
Это жизнь тебя подстерегла –
Что с того, что, может, по ошибке.




* * *


Всё думаю, всё думаю, всё думаю,
Как мне поменьше думать о тебе.
Светлана Кузнецова


А в шестидесятых было так…
Я не плачу, я смеюсь – дурак.
В восемнадцать двадцать улетаю.
Вслух твои «Проталины» читаю.
Не взлетел, а в облаках витаю.
Ведь не на год расстаёмся. Мрак.
Мы с тобой во Внукове сидим,
Где не поощряется интим.
Мне б завыть. Но я всё это скрою.
Я игрок, и я живу игрою!
Не пересечётся твой Витим
С вышедшей из берегов Курою.
Буду проклинать я в Тианети
Через пару дней мгновенья эти.
Тианети – вечности причал.
Там меня обступят ночью горы.
Ничего не стоят разговоры.
Ничего. Уж лучше бы молчал.
Девочка, ты женщина и гений.
Вот он, плен твоих стихотворений.
Я не прав. Тебе не до забав.
В самой страшной тишине обвала
Ты мне даже смертью доказала –
Даже смертью, как я был не прав.




СЕРАФИМ САРОВСКИЙ


Во дворцах и в избах лесом пахли ёлки.
Шёл проспектом Невским барин в треуголке.


Спал ямщик, подвыпив и забыв про вожжи.
Серафим молился: «Помози ми, Боже!»
В церковке больничной рядом с ним старушки
Медные монеты опускали в кружки.
Сельские мальчишки оседлали санки.
Новый год встречали песнями крестьянки.


А разбойник плачет. Да ещё как плачет.
Голову в ладонях заскорузлых прячет.
Топором ударил старца он давно ли.
Сам и помирает от великой боли.
Не было в той келье клада-захорона.
Несколько картошин и одна икона.


…В церковке больничной служат литургию.
Серафим Саровский видит всю Россию.

Видит всю Россию. Силы убывают.
Силы убывают. Люди убивают.

Вот уже у старца поникают плечи.
Но ко всем иконам он поставил свечи.

Своего убийцу Серафим не бросит:
У Христа с поклоном милосердья просит,

Чтобы завтра в келье и уснуть навеки,
Видя след пожара в этом человеке,

Чтоб уснуть на Книге, здесь, на аналое,
В день, открытый снегу и смолистой хвое.



Другие статьи в литературном дневнике: