Невероятно до дрожи

Анна Дудка: литературный дневник

Теперь я понимаю, за что Дитрих встала на колени перед Паустовским и целовала ему руки.


Сегодня поговорим о действительно потрясающем писателе, который... ох, что он своими словами простыми творит с читателями... Про Константина Георгиевича Паустовского. Я читала в челлендже вот на той неделе его повесть "Золотая роза" (о ней будет большой отдельный разговор), многие его рассказы, повесть "Черное море". До этого, почему-то, я не была знакома с его творчеством, не считая школы, где мы проходили "Барсучий нос" и "Заячьи лапы". Вообще думала, что он детский писатель. Ох, как я заблуждалась и как я рада, что заблуждалась, а сейчас он открылся мне уже во взрослом возрасте.


Дальше я расскажу то, что хочу о нём сказать, хотя, знаете, не одна статья про него выйдет на этом канале. Но до того кратко обрисую суть заголовка. Я мельком слышала, а сейчас поискала внимательно. Марлен Дитрих очень любила Константина Георгиевича, более других русских писателей. И (не буду пространно рассказывать-все и так знают 100% кроме меня, хех) когда они встретились на ее концерте в Москве, то мировая легенда опустилась перед писателем на колени и поцеловала ему руку. Я сейчас понимаю, что могла бы сделать то же самое. Есть люди, которые этого заслуживают. И много большего, впрочем.


«И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени», — написала позже Дитрих.
Собственно, еще на первых страницах "Золотой розы" - повести, где Паустовский размышляет о сути писательства - я поняла, что да... ДА! Вот писатель, у которого я буду читать абсолютно ВСЕ, что вышло из-под его пера. Стиль, подбор слов, метафор... Читая Паустовского, возникает чувство, будто ласковая невидимая рука друга гладит тебя по голове сквозь года. Словно слышишь голос какого-то очень близкого и дорогого тебе человека (у меня это дед, они очень внешне похожи, ну и еще по ряду личных причин), который читает вслух то, что глаза "снимают" с бумаги. Совершенно поразительное чувство, честно, которое, пожалуй, раньше никогда я не чувствовала при чтении.


Дитрих влюбилась в творчество Паустовского после рассказа "Телеграмма". Я пока не могу сказать, является ли рассказ лучшей вещью Паустовского - отрапортую, когда прочту вообще ВСЕ. Но он, без сомнений, силен как мало что из прочитанного мною вообще. Хотя история проста и банальна. История умирающей старой женщины, которая в одиночестве доживает свой век и единственное, чего ждет помимо смерти, приезда дочки и ее писем, которых нет. Дочь уехала работать в город и забыла про мать. Героиня умирает, так и не дождавшись свою "ненаглядную", дочь приезжает лишь спустя два дня после похорон.


Казалось бы, совершенно, увы, типичная история, коих можно отыскать в каждой второй квартире и каждом втором доме в загибающихся ныне деревнях, где остались одни "бесхозные" старики. Отчасти перекликается она и с историей моей мамы и бабушки (ее мамы). Но Паустовский творит волшебство простыми словами, и именно ими трогает сердце читателя, сжимая его в комок, и слезы сами текут по щекам. В одной из глав "Золотой розы" он пишет про силу и величие русского языка, называя его "алмазный язык". Но таковым языком буквы и слова становятся только в руках великого Мастера вроде Пушкина, Куприна, Бунина, Пришвина или же, вот, Паустовского.


Про "Телеграмму" я сделаю отдельную статью, так как в "Золотой розе" Паустовский рассказывает историю этого рассказа, как он писал его, рассказывает про прототипы героев, и они раскрываются еще сильнее. По сути, как я вижу, Константин Георгиевич очень мало сочинял и именно что описывал простую жизнь и людей, и, конечно, природу, коих он неустанно наблюдал и любил всем своим сердцем. Он так и говорит со страниц повести, что нельзя написать нечто стоящее, если всей душой не чувствуешь искренней любви к героям своим и к природе, их окружающей. Огромную силу видел Паустовский в описаниях природы, душевной к ней склонности и нежности.


Вообще он дружил со многими известными писателями, но особенно близко, как я вижу, с Аркадием Гайдаром, часто они выбирались побродить по лесам или поудить рыбу. И через рассказ про эти вылазки - вот через него виден весь Паустовский в своей силе. Не хочу писать "ослепительном блеске", думаю, такое сравнение ему бы не понравилось. Паустовский - бесценная ценность, но не слепящая холодными отблесками на гранях, а такая, которую мы видим в красоте покошенного поля, заката или рассвета над морем. Такая, неземная и одновременно очень "земная", простая, искренняя и настоящая. Живая.


Писал Константин Георгиевич, конечно, и о любви, как же нет. Любовь - такая штука, от нее никому не дано ни убежать, ни уклониться. И писано про нее, наверное, каждым, кто когда-либо брал в руки "перо", писано о ее силе, о том, каким одновременно она делает человека слабым и слепым, о подвигах во имя любви - словом, обо всем. Но просто посмотрите, как это делает Паустовский. Как и ЧТО он пишет.


Не знаю, может кто-то не согласится со мной, но я в восторге. Паустовский - огромное открытие для меня, ценное, за которое я очень-очень-очень благодарна этому миру. Это один из писателей, с кем бы мне хотелось встретиться вживую, а таковых можно по пальцам перечесть, даже "наше все" Пушкин не в их числе, хотя я, в принципе, даже на какую-то долю пушкинист. Ох, читатели мои, готовьтесь, много-много мы будем говорить про Константина Георгиевича с вами.


Для меня проза Паустовского - теплая, насыщенная летним ветром, запахами костра и скошенной травы, луговыми цветами, шелестом березовых листьев, тихим плеском моря на закате. Потрясающие она вызывает чувства, хочется купаться в них и захлебнуться, утонуть, полностью в них затерявшись. Вот такие же чувства, как фотографии ниже в галерее. Думаю, К. Г. одобрил бы такой выбор)


"... Искать тишину и близость моря потому, что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие..."
Все, сворачиваюсь, чтобы совсем читателей не утомлять длинной статьей, а то еще в самом конце статьи сюрприз) Выдержки все из статьи - это цитаты из повести "Золотая роза", которую я бы посоветовала читать всем-всем, и тем, кто не пишет сам тоже, потому что она учит не только тому, как писать, но и как читать, как чувствовать текст, видеть его всеми 6 чувствами, а не только глазами, в общем учит ЧУВСТВОВАТЬ. Каждому советую читать Паустовского! Что угодно, не важно что, я уже понимаю, что плохих вещей у этого писателя просто нет.



Другие статьи в литературном дневнике: