расширение вселенной, Эмиль Ахмедов

Эхинацея: литературный дневник

https://www.youtube.com/watch?v=GRykH3V2yd0
Я не буду судить лектора - в комментах усьо сказали. Но послушать стоит, хотя бы вместо музыки. Лучше скажу, что я бы сказала не так:
- Искривление пространства и пространственно-временной континуум я бы для гуманитариев продемонстрировала вот так, как для детей: Земля круглая, но люди по ней везде ходят вверх головами. Чуть сложнее: если представить Землю идеальной сферой и взять в руки уровень (ватерпас), прикрепить на край компас и, держа его горизонтально, двигаться в одном (в любом) направлении по прямой линии, то придёшь на старое место - прямая - это круг! Еще сложнее - посмотрим на Луну и представим её движение вокруг Земли, как движение по прямой линии - она не вращается - она движется по геодезической прямой, поэтому и не падает никуда - её еще надо суметь заставить отклонится от инерциального движения. Все эти примеры показывают искривление пространства гравитацией.
И только потом перейти к гиперболоиду. Но при демонстрации искривления пространства временем опереться на тот очевидный факт, что скорость - это расстояние деленное на время, а поскольку скорость света это предел и она достаточна мала по сравнению со вселенной, то за то время, пока движется свет, а это миллиарды лет, вселенная успевает измениться (расшириться), а поэтому свет движется по прямой, как он себе представляет, а вселенная расширяется, как она сама того желает(во всех местах одинаково! - он это говорит, справедливости ради) и из этого и происходит этот гиперболоид - И! это можно нарисовать на доске в двумерном её пространстве так:
- рисуем круг (коло. если по людски, циркулем) и ставим в одном его месте звизду, а во втором наблюдателя таким образом, чтобы прямая между ними не проходила через центр, вторую звезду и второго наблюдателя так, чтобы проходила и расстояние было равно диаметру, а третьего наблюдателя и третью звезду параллельно первому с другой стороны диаметра(все три случая параллельны друг другу), проводим тонкими линиями при помощи линейки между ними траектории по которым пойдет свет. Потом рисуем больший круг с этого центра и прирост радиуса круга откладываем как расстояние между новой параллельной линией от звизды к наблюдателю один и три, а два остается как был - он на круге всьо время будет по прямой. Свет за это время время прошел какое-то расстояние, допустим, этот же прирост и мы его отмечаем жирной линией по тонкой от звизды одни, два, три. И рисуем уже следующую предполагаемою траекторию от этого нового места до наблюдателя, повторив так несколько раз, дадим свету дойти, скруглим острые края нашей ломанной и удостоверимся, что на доске гиперболоид в двумерном изображении - так, как его рисуют дети! А после долгих продолжительных аплодисментов, переходящих в овации, предложим дома попрактиковаться и нарисовать прохождение света по более сложной траектории, если свет от всех трех звезд идет к одному наблюдателю. если этот наблюдатель 1, потом, если 2, потом, если 3.
А для детей и гуманитариев показать на примере заходящего Солнца - как мы его продолжаем видеть уже зашедшее за линию горизонта только потому, что свет тормозится в плотных слоях атмосферы. Мы вроде как заглядываем за угол. Можно было бы принести кружку монетку и воду, продемонстрировав, как монетку не видно, когда в ней нет воды и видно, если там вода. Это всьо явления одной природы и вызваны конечностью скорости света. Если бы она была мгновенной, ничего этого не было бы
А дальше продолжим всю ту пургу о формулах и сложностях при переходе к гиперболоиду Минковского



Другие статьи в литературном дневнике: