***

Архипова Анна Александровна: литературный дневник

Немного о жизни в деревне.


Этой весной я вместе с племянниками уехала в деревню Манчаж. Это деревенька в Артинском районе. Здесь находится малая родина с материнской стороны и живет родня мамы. В Манчаже уже несколько лет пустует дом, в котором раньше жила тетя Валя с сыном. Никому этот дом не нужен, никто им заниматься особо не хотел - продать его тоже нельзя, так как он приватизирован на второго сына тети Вали, который живет на Украине. Его приглашали переехать в Россию, получить гражданство и жить в доме, но он отказался.


У нас есть своя дача, в 40 км от Екатеринбурга, и нам тоже некогда было ездить за 200 км, чтобы присматривать за домом. Но мама все переживала, что дом либо обворуют, либо он гнить начнет - и все время агитировала нас летом поехать в Манчаж.


И вот на лето я уехала в Манчаж. Дом произвел неприятное впечатление - ощущение, что здесь жили не хозяева дома, а просто квартиранты. 30 лет назад я, будучи маленькой девочкой, приезжала на похороны бабушки - и я помню, что дом выглядел точно так же: старая ломаная-переломанная мебель, голые лампочки под потолком, кустарно побеленные стены, старая печка, старые окна, скрипучий пол, нет канализации и водопровода (при том, что у другой моей тети в Манчаже уже 30 лет назад был и водопровод и канализация в ее доме). Люди тут жили и совсем не пробовали как-то улучшать свои жилищные условия - хотя деньги у них были. Как будто чувствовали, что некому будет оставлять этот дом, вот и не старались.


Теперь я вынуждена ходить за водой на водокачку - она сравнительно недалеко, но находится на частных владениях соседа и, чтобы набрать воды, надо просить его накачать воды в емкость. Раз в неделю я просила его набрать воды и мы запасались водой впрок - наполняли бидоны в доме, кадушку в бане и бочки для полива воды. Воды хватает ровно на неделю.


Еще в субботу надо было набирать воду, но я никак не могла выловить соседа, чтобы попросить накачать воды. Пришлось ходить за водой на колонку - а это полкилометра от дома и в горку. Сегодня сосед сообщил, что в водокачке сломалось что-то, надо вызывать электриков, но когда они приедут - неизвестно. То есть, отныне всю воду придется таскать на себе с колонки. Офигеть, какая позитивная перспектива!


И вот, сижу я и мысленно ругаюсь на тетю и ее сына - жили в этом доме полвека, но не сделали ничего, чтобы упростить себе жизнь. Хотя к дому подведена линия водопровода и можно было бы подключиться! Но им было жалко денег - им было проще ходить к соседу на участок и брать воду у него. Им не приходило в голову, что однажды сосед умрет и его наследники скажут: "Хрен вам больше, а не вода!" Им не приходило в голову, что водокачка может вот так вот сломаться и за водой придется ходить в гору на колонку - особенно летом, когда надо поливать огород. Ощущение, что люди жили одним днем и вообще не думали о будущем. Это поразительно, потому что я всегда думала, что деревенские люди с детства приучены заботится и об участке и о доме, улучшать все, чтобы потомкам передать и чтобы те жили в этом доме.


И ладно, если бы тетя и ее сын были алкашами - тогда был бы понятен их пофигизм. Но они не были таковыми. И деньги были. Но при этом жили как бомжи. Почему?... Это для меня остается загадкой.



Другие статьи в литературном дневнике: