Олег Борисович Рихтер. К 90-летию

Сергей Сметанин: литературный дневник


11 марта Олегу Борисовичу Рихтеру исполнилось бы 90 лет. Конечно, он по-прежнему лукаво посмеивался бы над нами, рассказывая об очередном открытии в сибирском краеведении, держа на уме одному ему известную хитрость, с помощью которой глубоко проник в тайны, скрытые временем как от сургутских писателей, так и от других горожан.



Дух мой метался возвышенно-страстно
Следом за дерзкой мечтою...
Вера моя не осталась напрасной —
Был я обласкан судьбою.
(О. Рихтер. "В утро обычное, хмурое, серое...")



Рихтер не слишком уважительно относился к потребителям чтива. Именно так называл он литературные произведения, к некоторым из которых имел несомненное авторство. Олег Борисович знал цену слову. "Литературный Сургут" - его детище. Газета существовала недолго, но горела ярко, словно сверхновая звезда на небосклоне местной журналистики. "Как незаконная комета, среди расчисленных светил...", говоря пушкинскими стихами.


Мне повезло близко общаться с Олегом Борисовичем. В чём-то мы были схоже, даже внешне: оба поджарые, плешивые, с близорукой пытливостью глаз. Он выглядел чуть постарше, пониже ростом, но казался более интеллигентным, даже в меховой шапке, на качество меха которой, он, казалось, не обращал никакого внимания.



Чувство собственного достоинства — вот то, что составляло его сущность, то, что он лелеял, пестовал и не терял из виду никогда.



Куда ни глянешь — аксиома
Тебе о правиле твердит.
На службе, в обществе и дома
Как будто всяк по мерке сшит.



Твердят заезженные фразы
О чувстве долга, о семье,
Но в каждом есть микроб заразы,
Принадлежащий сатане.



Мы, словно гвардия прохожих,
Однообразно хороши.
Но как на деле непохожи
В хитросплетениях души.



(Олег Рихтер. "Куда ни глянешь — аксиома...")



Мы жили в одном микрорайоне, едва ли не в одном дворе. Всего лишь серая пятиэтажка закрывала вид из моего кухонного окна на первый подъезд "китайской стены" — длинного многоэтажного дома, в котором долгие годы жил Рихтер с женой Галиной Александровной. Милая, скромная семейная пара. Чистота и порядок в доме, странностью которого некоторое время была домашняя курица, жившая в коридоре. Ну, что ж, все имеют право на причуды. Почему бы и нет?
Тем более, что курочка была очень и очень спокойная, аккуратная, ничем не досаждавшая добрым гостям.



Олег Борисович отличался самостоятельностью суждений по всем вопросам. Сам выбрал оригинальный размер, которым изложена поэтическая повесть о Ермаке "Кучум". Сам предложил трактовку исторических событий, противоречащих друг другу
в летописях и документах. Он и прозу писал без оглядки на мнения критиков и знатоков, за которых в нашем окружении выдавали себя многие. Сургутские очерки и рассказы, другие книги, написанные Рихтером, включая историческую "Повесть о Сургуте" изданы без редакторской правки.



Благодарные читатели до сегодняшнего дня хорошо помнят, уважают, чтят любимого поэта и краеведа. Его стихотворения регулярно публикуются в сетевой группе "Вайбер" литературного объединения "Северный огонёк".



Сергей Сметанин
член Союза писателей России



Памяти югорского писателя Олега Борисовича Рихтера
http://www.ruspoetry.narod.ru/articles/o_rihtere.html



Другие статьи в литературном дневнике: