Жечь книги - давняя традиция

Олег Яненагорский: литературный дневник

Давняя традиция – жечь книги. В примечаниях к книге М.Н. Золотоносова «Слово и тело» есть любопытные сведения. В 1929 г. детскую сказку Корнея Чуковского «Муха-Цекотуха» обвиняли в восхвалении мещанства и воспевании кулацкого накопления, а его самого – в идеологии «вырождающегося мещанства, культа отмирающей семьи» и мещанского детства». Нападки на «Муху-Цекотуху» продолжались и позднее – 20 августа 1960 г. читатель А.П. Колпаков предложил сжечь книжку К.И. Чуковского. Автор пишет, что скорей всего кандидат исторических наук А.П. Колпаков был вымышленной фигурой: ни автореферата диссертации, ни каких-либо трудов в библиотеке автор не обнаружил. Полемику с А.П. Колпаковым К.И. Чуковский включил в книгу «От двух до пяти» (гл. 3). Однако какая давняя традиция – жечь книги.
26 июля 2008 г.
И многие из нас, рожденных в СССР, были с детства изувечены мыслью о том, что «бытие определяет сознание». И многочисленные опровержения проходили мимо нас, не оставляя следа в душе и голове, не заставляя задуматься. Но может быть корни уходят еще глубже – в основу русского менталитета, на мой взгляд, хорошо выраженного русской нецензурной поговоркой: «Не жили богато, не х… начинать». И, может быть, по этой причине так хорошо прижилась у нас марксистская мысль об определении сознания условиями бытия.
С каким-то особенным легкомыслием после 1991 г. почти все мы метнулись в идеализм, но сознание наше было только декорировано его атрибутикой и в глубине души мы по-прежнему считаем, что бытие определяет сознание. В условиях рыночной экономики с ее возможностями заработка и улучшения, хотя бы бытовых условиях многие предпочитают пьянство и безделье в нищете, впрочем, сопровождаемых рассуждениями о народе-богоносце и о том, что от трудов праведных не наживешь палат каменных.
Мне до сих пор не понятно, как пьяный народ может нести Бога? И куда он Его несет?
Посыл о честном труде и получении его результатов в зависимости от проявленного усердия перечеркивается в сознании неявной мыслью о греховности такового труда и ожиданием неминуемой расплаты («От тюрьмы и от сумы не зарекайся»).



Другие статьи в литературном дневнике: