Эль Мюрид - Логика протеста

Дон Борзини: литературный дневник

В Москве на Трубной площади собирается новый протестный митинг, названный встречей с кандидатами в депутаты. Повестка та же, что и в предыдущий раз - требование допустить кандидатов до выборов.


Безусловно, картина более сложная, чем банальная "кровавая власть против свободолюбивых людей с красивыми лицами". И далеко не всё так уж однозначно.


Нынешние депутаты и губернаторы избираются и попадают в свои сроки в самый интересный и перспективный период - период трансферта. До него вроде бы и далеко - аж 4 года, но вероятность того, что изменения начнутся существенно раньше, весьма велики. Логично, что принимать участие в таком мероприятии вполне разумно, обладая формальными должностями и доступом к ресурсам.


И в Петербурге, и в Москве сценарий нынешних выборов в целом примерно схож. Помимо видимых событий происходят и подковерные. Разные преступные группировки, которые у нас называются "элитой", заинтересованы в разных базовых сценариях. Первый сценарий - уверенная победа на выборах - губернаторских, муниципальных, региональных. Это позволит укрепить позиции формальных руководителей. Второй сценарий - максимально неуверенная победа действующих руководителей, по сути - их серьезное ослабление. Конечно, "элиты" еще не настолько глупы, чтобы срывать выборы и доводить дело до экстремальных событий, но конкуренты действующих руководителей действуют в рамках вполне очевидной логики: в период трансферта действующее руководство Москвы и Петербурга должно иметь минимальные возможности, и тогда у конкурентов появится вполне весомый шанс.


Скандалы и угроза срыва выборов объективно создают проблемы и Собянину, и Беглову. Два города-региона, в которых сосредоточена четверть населения всей страны и почти 40% бюджета страны - серьезный куш, за который стоит побороться. В ситуации мертвечины и паралича, в которой сегодня пребывает вся система управления, масштабные перераспределения ресурса невозможны без запуска сценария войны всех со всеми. С абсолютно предсказуемым финалом общего обвала. А вот трансферт - это во многом рукотворный кризис. Шансов на благополучный исход у него фифти-фифти, и это еще даже очень оптимистично. Более разумно было бы предположить 70 на 30 в пользу катастрофы (учитывая распад управления и анамнез действующего руководства, такое соотношение выглядит даже избыточно оптимистичным), но это все равно не 100 к нулю, где ноль - вероятность благополучного исхода для воровской аристократии, если сценарий пойдет по стихийному пути.


Трансферт - это шанс для воров. Маленький, но уж какой есть. Поэтому сейчас к нему идет подготовка. А выглядит она всегда одинаково - создавай союзы, ослабляй противника, выстраивай свою собственную оборону. Неуверенно, скандально проведенные выборы на грани фола плюс явные и скандальные фальсификации - это жирный минус действующим руководящим кланам. И большой плюс их конкурентам. Но главное - вся эта текущая борьба разных ОПГ не требует высокой управленческой квалификации. Требуется ведь не майдан, чем, конечно, стращают все без умолку. Требуется просто ослабить конкурентов перед главным событием десятилетия. Ну, а массовка юношей со взором горящим, которая собиралась и задерживалась вчера, которая собирается и скорее всего, снова попадет под дубинки сегодня - это расходный материал. Их, в общем-то, и заводить не нужно. Они и сами горят.


На самом деле правящий слой, готовясь к схватке, объективно сам ведет страну к революционной ситуации. Шанс на то, что проектным образом удастся провести трансферт, не слишком велик - любой кризис для системы, находящейся в нисходящем тренде - риск. Даже проектный кризис и ограниченный в масштабе и по времени. Ко всему прочему в распадающейся системе управления вообще проводить подобные мероприятия чревато - никто не знает, где она с треском лопнет. Тут примитивные пожары-наводнения становятся федеральной проблемой, а уж переформатирование всей системы управления - это по своему масштабу будет почище серьезной войны. Горбачев, к примеру, не вытянул переформатирование системы, которое он запустил в период своего трансферта - с 88 по 91 год. Старт ему был дан на 19 партконференции, но вытянуть поставленные задачи распадающаяся советская система уже не смогла. Путинская система управления по сравнению с той - бледная немочь. Моль в обмороке. Поэтому с шансами у нее очень неважно. Крах неизбежен без перестройки управления, но и трансферт проблематичен до предела.


Но всё это совершенно не отменяет того, что процесс уже запущен, а потому все принимающие в нем участие (и те, кто рассчитывает в него вписаться) отрабатывают свои роли в рамках логики процесса.



Другие статьи в литературном дневнике: