Быков о ЛНТ и Пикассо

Нина Тур: литературный дневник

Мне представляется, что Толстой как педагог повторяет очень многие идеи в диапазоне от Песталоцци до Ушинского, он не является творцом новой педагогической системы. Он является творцом новой педагогической прозы, которая в некотором отношении выше его предыдущих сочинений. Поэтому, когда говоришь, кому у кого учиться писать: «Нам ли у крестьянских ребят или крестьянским ребятам у нас?» – знаменитое название знаменитой статьи, – ничего я здесь не вижу принципиально нового, потому что он действительно учится у текстов с абсолютно нейтральной или голой стилистикой и пытается без украшательств, без своей знаменитой сложной, синтаксически прихотливой фразы, выражать простые и сильные эмоции. Как в «Хозяине и работнике», условно говоря. Он учится писать нагую, точную, жесткую прозу, которая при этом отличается известной назидательностью, как «Фальшивый купон». Но назидательность эта достигается не повторением проповедей, а подбором деталей.


Да, это проза прямого действия, такая, чтобы понял любой: чтобы крестьянин понял и интеллектуал. Это сродни поискам позднего Пикассо. Вот эта барселонская фреска на здании архитектурной академии меня поразила. Отходишь и видишь не линии, не детский рисунок, а живую картину сельского праздника. Вот так это пластично, точно сделано. Как «Руанский собор» у Моне, который сначала воспроизведен дословно с великолепной графической и живописной точностью, а потом намечен графикой. Какие-то линии просто. Как к предельному обобщению и упрощению идет живопись. Вот это путь Толстого. А педагогика здесь – вспомогательная вещь. Я думаю, что весь его духовный перелом был всего лишь поисками нового стиля. Во всяком случае, он был замотивирован этими поисками нового стиля.




Другие статьи в литературном дневнике: