Быков о Лимонове

Нина Тур: литературный дневник

«Ваше отношение к Лимонову как к писателю и политическому деятелю». Великолепный писатель. Как политический деятель он в любом случае всего лишь, как правильно совершенно сказала Розанова, «инструмент себя как писателя». Лимонов делает только то, что можно описать. Вот это его критерий действия. На этом он рвет с большинством людей, потому что это мотор его творчества, и каких бы гадостей ни говорил и ни думал Лимонов обо мне, для меня Лимонов – превосходный писатель, эталонный мастер короткой новеллы, автор замечательного романа «Дневник неудачника». «Кажется ли вам его образ значительным?» Кажется, конечно, это одна из немногих значительных личностей. Я еще в статейке к его 50-летию в 1993 году (и я знаю из его письма, что ему эта статья понравилась), в «Русской жизни» она появилась. Или в «Новом русском слове», может быть. Я точно не скажу, не помню, так много этих газет тогда было!


В общем, я там тогда написал, что главный пафос творчества Лимонова – это самоубийство во имя литературы, саморастраты; делание вещей заведомо непопулярных и вредных для имиджа, чтобы из этого получилась великая литература. Поэтому оценивать его как деятеля, на мой взгляд, бессмысленно, а надо оценивать его как писателя, постоянно совершаемого публичное самоубийство, самоуничтожение и описывающего этот акт. Субъективные его ощущения при этом не важны, объективно получается так, – саморазрушение. И только огромный запас его витальности позволил ему через все эти эксперименты пройти живым.



Другие статьи в литературном дневнике: