Магия бутербродаРеакция на статью уральского краеведа Валерия Ефимова "О казаках замолвите слово" Семейное воспитание сформировало у меня повышенный интерес к истории. Возможно, потому, что первоначально я знакомился с ней не по сухим учебникам, а по личным воспоминаниям родных и близких. Эти люди происходили из самых разных слоёв народа, одни были хорошо образованы, другие едва одолели грамоту, одна из бабушек, крестьянка, даже подписывалась крестиком - но рассказы их чем-то были очень похожи. Ровным, спокойным голосом каждый излагал простые, в общем-то, были, от которых перехватывало горло. Что поделаешь – для моего народа весь двадцатый век – практически сплошные «интересные времена». Был у меня и дядька из казачьего рода, который, пока мог, держал в своём хозяйстве коня. Этот Буян, вся трудовая биография которого прошла в оглоблях рессорной двуколки совхозного агронома, был категорически неприспособлен для верховой езды и навсегда отбил мне всякий интерес к этому виду спорта. После того, как однажды на каникулах недели две пришлось ходить враскорячку. Позже, в студенческие годы, я как-то целое лето подрабатывал «водителем кобылы» в институтском ОКСе, могу запрячь и взнуздать, однако мыслей о прогулке верхом у меня уже не возникало. Как бы то ни было, благодаря семейным преданиям, историю казачества воспринимаю не совсем безучастно и отстранённо, как, впрочем, и историю представителей других сословий. Как, наверное, у многих, с возрастом читательские интересы сместились от беллетристики к справочникам и публицистике и статья уральского краеведа Валерия Ефимова, в которой он исследует один из самых славных периодов казачества и делает попытку сравнительного анализа, не могла оставить меня равнодушным. Итак: МАГИЯ БУТЕРБРОДА Чудны дела Твои, Господи… Какая-нибудь пустяковина, о которой и говорить-то смешно, настолько ничтожна она в общем потоке явлений, становится вдруг всеобъемлющим символом, фетишем, способным отразиться на ходе мировых событий. Скажем, биг мак, он же гамбургер – перекус по сути, фаст фуд, как сейчас принято выражаться. Съел на бегу и забыл. А вот поди ж ты – появляется вдруг индекс биг мака – чуть ли не официально признанный критерий оценки обменных курсов мировых валют. Вроде, всё понятно – транснациональные корпорации, монополии, реклама – двигатель торговли… И всё равно удивительно. Или взять бутерброд, наш национальный аналог биг мака, хотя и с явной иностранной примесью в наименовании – с ним тоже всё не так просто… Есть в нашем городке Егерская слобода, обслуживавшая когда-то Императорскую охоту. Продуманная планировка, срубленные из прекрасного, спелого, леса, красивые дома, неподалёку миниатюрная - для своих - живописная церквушка. Жили там люди, по-своему привилегированные - служебное жильё, удобные огороды, покосы, даже полиция не имела права их наказывать. Перебравшего, или иным образом проштрафившегося в городе, егеря следовало со всем уважением доставить в околоток, расположенный напротив въезда в Слободу. Вызвать к шлагбауму Владимира Робертовича Дица, ловчего Его Величества, либо замещающее его на время отсутствия начальствующее лицо, коему и передать провинившегося, изложив характер проступка и целиком предоставив на его усмотрение право выбора наказания. Окрестные жители в такие строгости егерской службы не вникали, а вот за привилегии слободчан недолюбливали, называли «егерскими собаками», а Дица «собачьим генералом». В 1917-м за ним пришли. Вывели на улицу, где какой-то раскованный солдатик отобрал генеральскую папаху и нахлобучил себе на голову. Потом ловчего увезли в Питер и больше у нас о нём не слышали. Рассказал мне об этом Виталий Михайлович Стоянов, мой старший друг, страстный охотник, чей дед, до Егерской служивший в синих кирасирах, состоял у Дица стремянным. Не знаю, как там у них, на Ближнем Востоке - не бывал, а вот у нас в России такая оценка толщины бутербродов чрезвычайно опасна. Абсолютизация роли и позиций любого сословия, любой страты общества нигде и никогда не заканчивалась добром, и уж вовсе сродни самоубийству противопоставление дворянства и казачества, двух категорий, которые сконцентрировали в себе основную долю русской пассионарности - и потому более других сословий пострадали в двадцатом веке. Тем более, реальных оснований для такого противопоставления нет - довольно распространённое мнение, что «в элитных частях служило дворянство, а казаки не укладывались в "табели о рангах"» действительности не соответствует. Приведу часть «Табели о рангах» в том виде, как она выглядела в начале двадцатого века. Потомственное дворянство давали чины с 4-го класса, личное - с пятого по девятый класс. Классы Чины гражданские Чины армейские Чины казачьи I Канцлер Генерал-фельдмаршал – II Действительный тайный Генерал от инфантерии, Генерал от советник от артиллерии, инженер-генерал кавалерии XIII Провинциальный секретарь; Прапорщик (с 1884 г. Прапорщик (с 1884 г.
Да, в положении казачества официально существовали некоторые особенности, но не думаю, что можно рассматривать это обстоятельство как дискриминацию – нечто подобное существует всегда. Это отражено в одном из флотских анекдотов. Как нас в народе зовут? Маслопупы! «Пузо в масле, зад в тавоте - я служу в подводном флоте». Вкалываем у своих механизмов, как черти в аду, света божьего не видим, в робе да в пудовых гадах, чуть где что не так – сразу нас на кунгам! А вы тут на мостике, в белых рубашечках да при галстуках по карте карандашиками водите… Люксы! Курс они, видите ли, прокладывают. Паразиты! Вас бы на наше место - посмотрел бы я на ваши сытые рожи!.. В интернете висит статья, с очень удачным названием - «Казаки - царский спецназ». Я бы только уточнил, используя современные понятия - в мирное время они выступали в роли спецназа МВД, а в военное - спецназа ВДВ, действующего, в основном, в зоне тактической обороны противника. По официальной версии погибли все, но я как-то слышал, что одного из бойцов подобрала и спасла другая разведгруппа, работавшая поблизости и получившая категорический приказ в бой не вступать. Якобы его, лежавшего без сознания, при зачистке сочли мёртвым из-за выглядевшего абсолютно смертельным ранения. Не распознали живого и «мирные жители», мародёрствовавшие на месте боя после ухода банды (таковы уж горские обычаи. См. у Киплинга – «Если раненый брошен ты в поле чужом, где старухи живых добивают ножом…») Возможно, это легенда, но она вполне правдоподобна – реально, действия спецназа – как бы его ни называли – обычно остаются в тени. Всегда и везде. В естественном человеческом обществе не бывает строго единообразного воздаянии за проделанный труд. Кому-то принято платить сразу – «деталь выполнена? Чертежу соответствует? Что, кризис? Падение продаж? А я причём? Будьте любезны, в полном соответствии с тарифом». Между своими бывает и братская помощь – «Да, крепенько вас тряхануло… Теперь без панельного домостроения всех бездомных и за пятьдесят лет не расселить, так что придётся в темпе заводы ЖБИ строить. Людей пришлём, материалы подвезём, технику выделим– не чужие чай, в одной стране живём, одно дело делаем». Каждая социальная группа исторически формирует собственное соотношение форм оплаты. Казаки получали своё землями, самоуправлением, освобождением от налогов, жалованием. У дворянства была своя, несколько отличная, система, которая постоянно развивалась и изменялась – в значительной степени, именно в результате деятельности самих дворян. Дворянство постепенно превращалось в мемориальное сословие и к началу двадцатого века в его распоряжении сохранились, в основном, моральные привилегии, от которых, как сказал классик, «большая честь, но малая прибыль». Из материально осязаемых остались некоторое преимущества в получении образования и в поступлении на государственную службу. Власть смотрела на дворянские привилегии вполне благосклонно, считая это сословие одной из реальных опор Державы. Возможно, в таком подходе есть определённое рациональное зерно. Вспомним, что крушение Российской Империи произошло в тот момент, когда носитель основных её исторических традиций - кадровый офицерский корпус, состоявший преимущественно из дворян - практически целиком полёг на полях Первой Мировой. Ценой своей гибели он остановил врага в западной Белоруссии (где линия фронта потом простояла до 1918 года!) - чем обеспечил победу России и поражение германского блока. Но при этом опасно изменилась внутренняя структура народа, если так можно выразиться, его «фракционный состав». Вы не пробовали оценить роль казаков в этот переломный, всё определивший, период? Перечень красных казачьих частей во 2-й половине 1918 года А вот дворянских дивизий, бригад, полков и даже рот в Красной армии не было. Наверное, дело не только в утраченных привилегиях и классовой ненависти паразитов-кровопийц. Традиционно более глубокий анализ ситуации, обусловленный длительным решением более масштабных задач, защищает от соблазна решить сразу и все проблемы, тогда как всегда находящиеся в подавляющем численном большинстве представители слоёв с исторически сформировавшимся более простым мировоззрением легче поддаются искушению «до основанья, а затем…». Социальные образования принципиально отличаются от геологических массивов тем, что взорванный камень никогда не восстанавливается сам по себе. Взорванный же социальный монолит стремится возродиться - в наиболее естественных для него формах. Конкурирующие структуры, развернувшиеся на его месте за годы развала, не всегда заинтересованы в таком возрождении, и чем они более надуманы, противоестественны, насильственны, тем более беспринципно и навязчиво они разворачивают пропаганду и прочие механизмы сдерживания. Едва ли не самый отработанный и безотказный механизм такого рода – сравнение толщины бутербродов. Может, не надо им подыгрывать? http://proza.ru/2022/02/20/277 © Copyright: Душа Шахини 1, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|