Ленд-лиз для Гитлера

Душа Шахини 1: литературный дневник

Традиционная историография II-й мировой рисует картину, в которой США доблестно бились с Германией и её союзниками, бросив огромные силы и ресурсы на борьбу с врагом. Однако, всё было, не совсем так: американские толстосумы и их верные друзья в правительстве США долгое время не могли позабыть своего верного довоенного союзника – Гитлера.


Пока американские солдаты доблестно гибли в Сицилии и на пляжах Нормандии, в руки нацистов из США потоком текло топливо, шли запчасти и новейшие технологии.


В 1931 году американская журналистка Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала интервью у нового лидера Германии Адольфа Гитлера. Над рабочим столом главного нациста корреспондентка заметила портрет главного американского автодельца Генри Форда. В ответ на удивление Аннеты, Гитлер искренне сказал: «Генри Форда я считаю своим вдохновителем».


Форд далеко не случайно оказался в числе кумиров фюрера. Именно благодаря Форду, а также ряду крупнейших толстосумов США, произошел скрытый рост военного потенциала Германии. В предвоенные годы экономика рейха росла как на дрожжах.


Наверное, наиболее типичным представителем американского бизнеса, и одновременно, большого друга Гитлера можно назвать Генри Форда – старшего. Будучи одним из главных воротил американского рынка, Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП. В благодарность фюрер не только повесил его портрет в своей мюнхенской резиденции, но и с восхищением писал о Форде в своей книжке «Моя борьба». В ответ Форд ежегодно поздравлял «своего немецкого друга» с днем рождения, при этом дарил ему «подарок» стоимостью в 50 000 рейхсмарок.


Еще до начала войны гитлеровцы получили от фордовских филиалов в Германии, Бельгии и Франции 65 тысяч грузовиков. Кроме того, филиал Форда в Швейцарии отремонтировал тысячи немецких грузовиков. Ремонтировал германский автотранспорт и швейцарский филиал другого американского автогиганта «Дженерал моторс», который по совместительству являлся крупнейшим вкладчиком германского автоконцерна «Опель», успешно сотрудничая с ним всю войну и получая изрядные дивиденды. Но Форд был вне конкуренции!


По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Мало этого, до самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру военную технику, за что в честь 75-летия Форда фюрер наградил юбиляра высшей наградой Третьего Рейха для иностранцев - «Большим крестом Немецкого Орла». Немецкий консул даже совершил поездку в Детройт, чтобы лично повесить Золотой крест со свастикой на грудь автомагнату. Форд пришел в восторг от этой награды. На грандиозном праздничном обеде, организованном в день юбилея – 30 июля 1938 года, присутствовало свыше 1500 самых богатых детройтцев.


Даже с началом второй мировой Форд не прервал сотрудничества с нацистами. В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. И после 1941 года филиал «Форда» в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями. Даже в апреле 1943, когда Советский Союз вёл кровопролитные бои с гитлеровцами, французские филиалы Форда работали исключительно для выгоды Германии. Грузовые «пятитонки» и легковые «форды» были основным армейским транспортом вермахта. Главным для корпорации оставался вопрос прибыли, которую она старалась получить любой ценой. В конце войны авиация союзников разбомбила завод в Пуасси, но такой же завод Форда в германском Кёльне не тронула, хотя почти весь старинный город был разрушен. Что примечательно, после войны компания «Форд», как и её мощный конкурент «Дженерал моторс», благодаря усилиям крупных адвокатов, добилась от правительства США получения компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».


«Форд» был далеко не единственной американской корпорацией, приложившей руку к созданию германской военной машины. К моменту начала Второй мировой войны совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 миллионов долларов. Вложения компании Ford — 17,5 миллионов, Standard Oil of New Jersey (ныне существующей под вывеской Exxon) - 120 миллионов, General Motors — 35 миллионов, ITT — 30 миллионов.


Так, для авиации рейха американские компании поставили тысячи авиадвигателй и, главное, лицензии на их производство. Например, двигатели BMW «Хорнет», которыми был оснащён самый массовый транспортный самолёт Германии «Юнкерс-52», производились по лицензии американской компании Prat & Whitney.


General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 – первого реактивного истребителя люфтваффе.


Компания IBM за время Второй мировой сумела утроить свой капитал. Значительная его часть была получена за счет сотрудничества с Гитлером. Поставляемые через немецкий филиал счетные машины позволили нацистам в сжатые сроки провести перепись населения оккупированных стран и определить количество лиц, подлежащих аресту (оборудование помогало методом перекрестного анализа выявлять даже тех евреев, которые уже несколько поколений тщательно скрывали свое происхождение). Своими счетными машинами, запчастями к ним и специальной бумагой IBM снабжала многие ведомства рейха, в том числе – концлагеря.


Разумеется, на словах правительство США противодействовало сговору американских же корпораций с нацистами. Например, в ходе войны был принят закон «Trading with the enemy act», предусматривавший суровые карательные меры за подобное сотрудничество. Но на деле многочисленные лоббисты, засланные толстосумами во все эшелоны власти, помогали тем обходить любые препоны.


Американский юрист Джеймс Мартин, выступивший среди прочих против практики экономического сотрудничества с врагом, в своей книге «Братство бизнеса» писал: «В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены. Те, кто нам мешал, действовали из Соединенных Штатов, но действовали не открыто. Нам мешал не какой-нибудь закон, утвержденный конгрессом, не приказ президента США, не решение президента или кого-либо из членов кабинета об изменении политического курса. Короче говоря, формально мешало нам не «правительство». Но мешавшая нам сила, как это совершенно ясно, держала в своих руках те рычаги, при помощи которых обычно действуют правительства. Перед лицом растущей экономической мощи правительства относительно бессильны, и это, конечно, не новость».



Даже после того, как Германия объявила войну США, ряд крупнейших американских компаний при полном попустительстве Белого Дома продолжал сотрудничать с Гитлером!


Нефтяная корпорация Standard Oil of New Jersey (Exxon) поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. До самой высадки американских войск во Франции танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «чёрным золотом», формально предназначенным для Мадрида. Даже в первые месяцы 1944 года Германия реэкспортировала из Испании 48 тысяч тонн нефти ежемесячно.


То же происходило и с другим стратегическим сырьем – каучуком. В то время, когда Штаты оказались неспособны снабжать свою собственную армию сырьем, в частности, синтетическим каучуком, Standard Oil заключила сделку с гитлеровской Германией, согласно которой компания обязалась осуществлять регулярные поставки сырья, топлива и каучука за океан – в Германию, Италию и Австрию. В итоге, американская армия осталась ни с чем – поставки необходимого сырья были расписаны кланом Рокфеллеров на 8 лет вперед. Когда США вступили во вторую мировую войну, американское правительство было вынуждено договариваться с подставной английской конторой, продававшей каучук и другие необходимые ресурсы, купленные у германских концернов, которые в свою очередь отоваривались у Рокфеллера. Таким образом, когда американцы через третьих лиц приобретали свое же сырье, Standard Oil получала сверхдоходы и с той и с другой стороны.


В 1942 году в США грянул небольшой скандал: Standard Oil намеренно сократила поставки метанола для армии США. Метанол использовался для производства смазочных материалов на основе природного газа (необходимых авиации при полетах на больших высотах), уксусной кислоты (компонент взрывчатки) и синтетического каучука. Наконец, в 1943 году Рокфеллерами в оккупированную Францию было продано 25 тысяч тонн сульфата аммония (компонент взрывчатки) и 10 тысяч тонн хлопка, несмотря на то, что нехватка этих товаров остро ощущалась в Соединенных Штатах.


А еще к немцам из-за океана шёл синтетический каучук и, конечно, множество запчастей для авиационной и автомобильной промышленности, для танков. Особую ценность представляли 1100 тонн вольфрама, полученные в ходе войны Германией от США. Как известно, вольфрам был ключевым компонентом в производстве противотанковых снарядов и электронной промышленности.


Темная история была связана с концерном SKF – крупнейшим в мире производителем шарикоподшипников. В то время как гигантские партии подшипников (более 600 тысяч ежегодно) отправлялись через Южную Америку нацистским клиентам, Curtiss-Wright aviation corporation, производившая двигатели для американских ВВС, долгое время вообще не получала от SKF заветных стальных шариков. Prat & Whitney – еще один производитель авиадвигателей - из-за срывов поставок подшипников от SKF также был вынужден сократить объемы производства. Из-за изношенных деталей самолеты терпели аварии, гибли люди, часть новых машин вообще не могла подняться в воздух, но SKF интересовала лишь прибыль, а немцы платили больше.


Когда 14 октября 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ совершить воздушный налет на шарикоподшипниковый завод SKF в немецком Швайнфурте, противник каким-то образом прознал об операции и сумел подготовить оборону, сбив в результате 60 американских самолетов. 19 октября Арнольд без обиняков заявил лондонской News Chronicle: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее». Кто предупредил немецкий филиал, думаю, объяснять излишне.


Помогли американские корпорации Рейху и с военными разработками. В разгар войны специалисты контролируемой Морганами многонациональной телефонной корпорации США «Интернешнл Телефон Телеграф» рука об руку работали с немецкими коллегами на территории Швейцарии, имея отличную крышу со стороны германских спецслужб. Одним из акционеров ИТТ был начальник политической разведки Службы безопасности Вальтер Шелленберг. А глава ИТТ полковник Состенес Бен, в разгар войны оказывал нацистам помощь в совершенствовании управляемых авиабомб. С помощью таких бомб немцы варварски разрушали Лондон, потопили и повредили множество судов, среди которых по иронии судьбы оказались и американские, например американский крейсер «Саванна».


Когда на Нюрнбергском процессе судили президента «Рейхсбанка» и гитлеровского министра экономики Ялмара Шахта, он припомнил о связях «Опеля» с «Дженерал моторе» и предложил посадить на скамью подсудимых капитанов американского бизнеса. Разумеется, предложение не было принято.


http://qps.ru/RAnpS


P.S. Американец Чарльз Хаем написал отличную книгу "Торговля с врагом", где прекрасно раскрыл подробности снабжения Гитлера ресурсами американскими компаниями в период 2 МВ.


Высадка союзников в Нормандии: 10 малоизвестных фактов


6 июня 1944 года британские, американские, канадские вооруженные силы высадились на побережье Нормандии, осуществив таким образом вторжение на территорию Франции.




Эта высадка была первой частью стратегической операции "Оверлорд", предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции.


К концу того дня в Нормандии, несмотря на плохую погоду и упорное сопротивление немецких войск, высадились 156 тысяч солдат и офицеров.




Всего в течение "Дня Д" в английском и американском секторах было высажено пять пехотных, три воздушно-десантные дивизии и танковая бригада. Им удалось захватить береговую полосу глубиной от 3 до 5 км. Плацдармы были полностью освобождены от противника только 7 июня. Высадка морского десанта в Нормандии была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией.


Одиннадцать месяцев спустя Германия капитулировала.


Мы подготовили для вас 10 интересных фактов о высадке в Нормандии, о которых вы, возможно, не знали раньше.


1. Поиск фотографий


Еще в 1942 году Би-би-си объявила о том, что собирает фотографии и открытки с побережья Европы, от Норвегии до Пиренеев. На самом деле это был способ сбора разведданных о подходящих для высадки союзников пляжах.


Так и была выбрана Нормандия.


Миллионы фотографий были в конечном итоге отправлены в министерство обороны, там при помощи активистов французского Сопротивления и воздушной разведки смогли определить точные места для десантирования.


2. Призрачная армия


Союзники приложили немало усилий, чтобы убедить немцев в том, что высадка будет происходить в районе Кале-Булонь, а не в Нормандии.


Для дезинформации противника использовались различные средства: радио, пресса, сооружение ложных макетов районов высадки, возведение целых городков и специальных аэродромов.


Муляжи военных баз были развернуты в Кенте для введения в заблуждение воздушной или агентурной разведки противника.


Там установили манекены и макеты, включая надувные танки, был устроен целеноправленный вброс дезинформации, и в итоге немцы действительно поверили, что союзники планируют вторжение через Па-де-Кале и Норвегию.


Даже после "Дня Д" немцы держали главные силы в районе Кале, ожидая второго вторжения.


3. Двухмиллионная армия


К 1944 году более двух миллионов военнослужащих из более чем 12 стран находились в Великобритании, готовясь к вторжению.


В "День Д" силы союзников состояли в основном из войск США, Великобритании и Канады, но также включали в себя австралийские, бельгийские, чешские, голландские, французские, греческие, новозеландские, норвежские, родезийские (ныне Зимбабве) и польские морские, воздушные и наземные службы поддержки.


4. Мониторинг погоды


Организаторы операции очень тщательно выбирали день для высадки.


Идеальными условиями были - ночь при полной луне и весеннем приливе, чтобы высадиться на рассвете, когда прилив приближался к середине. Но эти условия означали, что для высадки подходили всего несколько дней.


Изначально была выбрана дата 5 июня, но в итоге операция задержалась на 24 часа из-за плохой погоды.


5. Туфли фрау Роммель


На самом деле прогноз погоды был настолько неутешителен, что командующий немецкими войсками в Северной Франции фельдмаршал Эрвин Роммель был абсолютно уверен: никакой высадки не будет. Поэтому он отправился домой, чтобы преподнести своей жене пару новых туфель в подарок на ее 50-летний юбилей.


Когда стало известно о высадке союзников, Роммель был в Германии.


6. Спящий Гитлер


Когда началась высадка союзников в Нормандии, лидер нацистской Германии Адольф Гитлер спал.


Ни один из его генералов не осмеливался нарушить заведенный порядок и разбудить его.


Таким образом в битве за Нормандию были потеряны решающие часы.


Когда Гитлер наконец проснулся, около 10 часов утра, новости о высадке его воодушевили - он думал, что Германия легко победит союзников.


7. Американцы были в меньшинстве


В "день Д" войска стран Содружества (в основном британцы и канадцы) превосходили по численности силы США.


Из 156 тысяч человек, высадившихся во Франции 6 июня, 73 тысячи были американцами, а 83 тысячи - британцами и канадцами, в то время как военно-морской контингент Содружества был в два раза больше американского.


8. Кровавая "Омаха"


Высадка проводилась в пяти секторах Нормандии с востока на запад под кодовыми названиями "Юта", "Омаха", "Голд", "Джуно" и "Сорд".


На пляже "Омаха" потери оказались наивысшими, там были убиты или ранены около 4 тысяч человек, одно американское подразделение потеряло там (убитыми и ранеными) 90% своего личного состава.


В секторе "Голд" - потери были на 80% меньше.


Сражения в ходе Нормандской операции были такими же кровопролитными, как и в ходе Первой мировой войны.


Число жертв было немного выше, чем в обычный день во время одной из самых кровопролитных битв в истории человечества - битвы на Сомме в 1916 году.


9. Расколотые унитазы


Вибрация от орудий крейсера "Белфаст" была настолько сильной, что сантехника на корабле треснула.


10. Испытание пабом


Получив сверхсекретное задание атаковать 6 июня Мервильскую батарею, британский подполковник Теренс Отуэй хотел быть уверен, что его солдаты не проболтаются о задании до назначенной даты.


Для проверки он отправил 30 самых симпатичных женщин-военнослужащих, переодетых в штатское, в деревенские пабы в местах дислокации своих солдат.


Им было дано задание выведать у военнослужащих все, что возможно, о предстоящей операции. Но никто из его подчиненных тайну не выдал.


http://qps.ru/xTXn2


Высадка в Нормандии: «величайшая операция» или жуткое позорище?


в далеком 44-м начавшаяся нормандской высадкой глобальная операция «Оверлорд», направленная на захват северо-западной части Франции, не являлась никаким «вторым фронтом», направленным на помощь Советскому Союзу в борьбе с нацистскими ордами! Это был самый настоящий фронт против нашей страны, отчаянная попытка предотвратить выход победоносной Красной армии в Европу или хотя бы не допустить превращения всего Старого Света в содружество социалистических государств. Американские, британские, канадские и австралийские парни гибли не для того, чтобы меньше было убито наших дедов и прадедов, не ради спасения лишней тысячи узников нацистских лагерей смерти... Их гнали в атаку во имя сохранения единства Западного мира и противостояния СССР, уже, фактически, сломавшего хребет Третьему рейху.


Что было бы, не высадись тогда англо-американский десант на французских пляжах? Единая Германия – в виде ГДР, естественно. Социалистические Франция, Греция, Италия – а то и все европейские страны без исключения. Недобитому британскому льву осталось бы только шипеть и плеваться со своего острова, а американскому орлу и дальше щелкать клювом за океаном. И никакого НАТО, заметьте! Эх, красота... Они уже тогда не были нашими союзниками – несмотря на все фальшивые клятвы, дававшиеся Сталину в Тегеране в 1943-м. Именно исходя из этого позволю себе утверждать, что попытки поставить высадку в Нормандии в ряд «величайших сражений Второй мировой», а то и объявить ее «переломным моментом» таковой являются ничем иным, как гнусной ложью и оскорблением памяти наших героических предков, в действительности выигравших ту Войну. А нынешние телодвижения Запада – вроде выпуска памятных монеток, где среди знамен победителей нацизма нет ни советского, ни российского флага или устраивание «междусобойчиков» на французских пляжах без нашего, опять-таки, участия, но с приглашением представителей стран, бывших союзниками Гитлера... Все это суть ничто иное, как жалкая и гадкая попытка примазавшихся к победе, мягко говоря, далеко не первостепенных участников войны «махать кулаками» после не ими выигранной драки. Но мы-то знаем правду!


«Тигр»-убийца, но не танк


Вне всяких сомнений, весь массив информации по событию, о котором у нас пойдет речь далее, столь велик, что втиснуть его в одну статью нереально. Так что заранее прошу извинить за все упущенное. Впрочем, вы меня дополните – уверен... Постараюсь остановиться на основополагающих моментах, коснувшись, прежде всего, тех, о которых истратившие на возвеличивание «Нептуна» тонны бумаги и километры кинопленки деятели избегают упоминать самым старательным образом. Ну, вот хотя бы – о подготовке к высадке... Очень много написано, к примеру, о проводившихся для ее обеспечения масштабных кампаниях по дезинформации и отвлечению внимания гитлеровцев на ложные пункты предполагаемой высадки. Гораздо более скупо западные военные историки повествуют о маневрах союзников, предшествовавших операции в Нормандии. Тому есть вполне конкретные причины.


С 22 по 30 апреля на побережье британского графства Девон развернулись учения под кодовым названием «Тигр», которые, собственно говоря, являлись генеральной репетицией «Нептуна». Все данные по ним оставались засекреченными самым серьезным образом вплоть чуть ли не до самого последнего времени, поэтому некоторые эпизоды имеют различные толкования и варианты изложения. Например, первый акт трагедии, случившийся 27 апреля. По одной из версий, его причиной стал перенос начала маневров на час позднее.


Но, поскольку система радиосвязи британцев и янки не была унифицирована, узнали об этом не все. Часть судов прибыла ко времени, назначенному ранее, и ... угодила под жесточайших артобстрел англичан, вообразивших, что это пожаловали немцы. Согласно иному толкованию, по солдатам, успешно отработавшим высадку на берег, кинжальный огонь открыли их товарищи, которым в этой тренировке выпала роль «обороняющихся гитлеровцев». Все бы ничего, да только по какой-то причине стрельба велась не холостыми, а вполне боевыми патронами! Так или иначе, но количество жертв этого рокового дня оценивают примерно в полтысячи человек. Официальные данные по инциденту не обнародовались никогда.


Впрочем, буквально на следующий день, 28 апреля, произошло событие, с лихвой переплюнувшее friendly fire на девонском пляже – как по масштабам нелепости, так и по количеству пролитой крови. Оказавшийся глубокой ночью в заливе Лайм конвой Т-4 состоял из восьми тихоходных десантных судов LST (landing ship tank) и двух кораблей прикрытия. То есть, это запакованные в баржах, как кильки в банках пехотинцы так думали... На самом деле, охранял Т-4 всего один британский корвет «Азалия». Эсминец «Скимитар», накануне не разминувшийся с одним из транспортных судов, вышел было из порта, но вынужден был вернуться для ремонта. Каким образом девять торпедных катеров Кригсмарине, выметнувшихся из тьмы волчьей стаей, оказались в том же заливе? В случайность, о которой пытаются твердить некоторые историки, верится слабо. Мне более правдоподобным представляется вариант простейшей «прослушки» радиообмена союзников. На это немцы были большие мастера. А еще они не были трусами. Не видя в темноте ни черта и рискуя нарваться на вражеские эсминцы, они атаковали...


Первая торпеда влетела в борт LST-507, превратив его в пылающий факел. От второй, выпущенной четверть часа спустя, взлетел на воздух дождем обломков LST-531. Третья торпеда досталась LST-289. После этого опомнившиеся от первого шока союзники начали, наконец, палить из всего, что имелось на борту. Этим огнем был успешно подбит LST 511, а немцы, совершенно справедливо решив, что дальше тут справятся и без них, растворились в ночи, не получив ни единой пробоины. Самое замечательное, что пилота Королевских ВВС Британии Пита Невилла, ставшего свидетелем творящегося в заливе кошмара и попытавшегося доложить о нем на ближайшую базу Болтон Хед, там в ответ обматерили и потребовали не засорять эфир глупостями, поскольку в этом районе идут учения и ничего более. Цифра погибших в водах Лайма называется опять-таки, разная – от около 800 до 1500 человек. Есть, кстати, подозрения, что в это число вписали и жертвы предыдущего инцидента... Так или иначе, но официально гриф секретности с этих событий был снят только в 1986 году, а соответствующую табличку на Арлингтонском военном кладбище установили еще девять лет спустя.


Неудивительно – ведь, как выяснилось впоследствии, абсолютное большинство американских морских пехотинцев, канувших в воды залива Лайм, либо не знали, где на корабле находятся спасательные жилеты, либо... вообще не умели ими пользоваться! А и правильно: на фига козе баян, а морпеху – спасжилет?! Этот эпизод особо рекомендуется к прочтению любителям поговорить о царившем в годы войны в РККА «беспределе», «заваливании трупами» и «замалчивании в СССР истинных масштабов потерь».


На ком кровь «Омахи»?


Если кто-то решит, что такая страшная цена, уплаченная за подготовку к высадке, впоследствии обернулась меньшим количеством жертв во время ее проведения, то глубоко ошибется. Людей там положили немерено. Опять-таки – предвижу возражения: «Ну, так ведь это была величайшая морская десантная операция за всю историю войн!» Не спорю, так оно и было – по масштабам. Вот только тут имеются нюансы, которые непременно надо разъяснить, прежде чем начинать разговор о самом «Нептуне».


Для начала, воплощавший замысел Гитлера «Атлантический вал», защищавший от вторжения французское побережье, чуть ли не на 90% состоял из ... грозного названия! В 1944 году о тысяче неприступных опорных пунктов и 300 тысячах обороняющих их солдат фюрер мог уже только помечтать. К моменту высадки союзников возведение реальных фортификационных сооружений не было закончено ни на одном из участков «вала». Кое-где степень готовности укреплений составляла 50-60% – и это были сильнейшие его звенья. На других работа не продвинулась дальше 18% от грандиозных планов. О вооружении этой «крепости» и говорить не приходится – немцы стащили туда весь ржавый хлам, который выбросить было жалко, а использовать против настоящего противника – глупо. Французские орудия, польские, чешские... Примерно то же творилось и со стрелковым вооружением. По оценкам некоторых исследователей, вся эта армада использовала две с половиной сотни различных видов и типов боеприпасов, многие из которых имелись в крайне ограниченном количестве – чуть ли не по паре выстрелов на пушку.


А уж что за личный состав там был! Выражение «полторы калеки» будет, пожалуй, наиболее точным его описанием. Примерно половину оборонявших «Атлантический вал» вояк составляли лица, очень, мягко говоря, ограниченно годные к несению службы в военное время. Таким образом укомплектовывались 716 и 709 пехотные дивизии Вермахта, переполненные «воинами», страдавшими любыми мыслимыми хворями – от плоскостопия до жестоких расстройств желудочно-кишечного тракта, а также теми, чей возраст вплотную приблизился к преклонному. Мало того – вторую половину этого весьма экзотического войска составлял и вовсе откровенный сброд – «хиви», бойцы «Восточных батальонов», разнообразные представители оккупированных немцами стран, отловленные по укромным уголкам и поставленные под ружье силой. Геройски погибать за Рейх и фюрера вся эта разношерстная братия совершенно не рвалась. В плен сдавались пачками, зачастую не попытавшись сделать даже и одного выстрела по высадившимся десантникам. Единственное, по сути, боеспособное подразделение – 352 пехотная дивизия Вермахта, имевшая опыт боев на Восточном фронте, встретила американцев на плацдарме «Омаха». Вот по событиям, развернувшимся на нем, и можно судить о том, что было бы, столкнись союзники в Нормандии с настоящим врагом...


Как известно, все зоны высадки в Нормандии имели у союзников свои условные обозначения. Американцам достались «Юта» и «Омаха». Если на «Юте» воевать было, практически, не с кем, то «Омаха» сполна собрала с десантников кровавую дань. И дело тут было не только в том, что им противостояли настоящие солдаты – вроде ефрейтора-пулеметчика Генриха Северло, в одиночку выкосившего из своего MG42 чуть ли не пару тысяч американцев. Сказать, что высадка на данном участке была организована бездарно – это ничего не сказать. Десант с моря прикрывали шесть эсминцев, три крейсера и даже парочка линкоров. Комендоры этих кораблей трудились не покладая рук, отправив в сторону берега 15 тысяч снарядов. Но, вот именно, что – в сторону. Реальных целей – бункеров, огневых точек, артиллерийских позиций и окопов пехоты не поразил ни один выстрел. Имевшая абсолютное и безраздельное господство в воздухе авиация отбомбилась вообще непонятно куда – хорошо хоть, не на головы собственным десантникам.


Мощнейшей ударной силой, задачей которой было просто смести нацистские укрепления, открыв дорогу к победе бравым американским парням, должны были стать 32 плавающих танка «Шерман» и 16 бронированных бульдозеров. Ага, плавающие... Из спущенных на воду 29 танков утюгами на дно пошли 27, два каким-то чудом догребли до цели, еще три додумались не проверять на мореходные качества, а выгрузить прямиком на берег. Бульдозеров таким же способом успешно перетопили 13... Естественно, после этого группы саперов, пытавшиеся проделать проходы в укреплениях и заграждениях «несли тяжелые потери». Кстати говоря, ко дну отправляли не только технику. Команды некоторых LST наотрез отказывались входить в зону, как им казалось, досягаемости немецкой береговой артиллерии. Принудительную «высадку» десанта начинали на глубинах в пару-тройку метров, которых оказывалось более, чем достаточно для обвешанных оружием и ящиками с боекомплектом пехотинцев, так и не улучшивших со времени залива Лайм собственную плавучесть... Неудивительно, что по некоторым данным не боевые потери в ходе высадки в Нормандии достигали до 35% от общего числа таковых.


В заключение хочу сказать: все написанное вовсе не попытка посмеяться над теми, кто умирал на пляжах Нормандии 75 лет назад. Так или иначе, они воевали с нашим общим врагом – уж как могли и как умели. Вечная им память... Эта статья – ответ всем тем, у кого хватает наглости ставить «Нептун», «Оверлорд» и прочие подобные моменты Второй мировой в один ряд со Сталинградом и Курской дугой. Любой желающий вполне может сравнить силы Вермахта, противостоявшие союзникам в 1944 году во Франции, с группировками гитлеровцев, которые Красной армии пришлось громить в том же самом году в ходе Ленинградско-Новгородской, Днепровско-Карпатской, Львовско-Сандомирской военных операций, не говоря уж о «Багратионе». Никакие высадки, никакие «вторые фронты» были бы невозможны в принципе, не находись на Восточном фронте все части и соединения, составлявшие истинную силу и мощь Третьего рейха. Да и не следует забывать, что после Нормандии были еще и Арденны, где союзники умудрились крепко получить от фрицев на орехи при многократном превосходстве в живой силе и технике. Получить так, что Черчилль вынужден был забрасывать Сталина слезными письмами о помощи. Впрочем, это уже несколько другая история...


http://qps.ru/7YB13



Другие статьи в литературном дневнике: