Действительно ли Советский Союз сдали за джинсы

Душа Шахини 1: литературный дневник

Действительно ли Советский Союз сдали за джинсы и Marlboro?


К такому выводу приходишь при чтении статьи в одном из наших СМИ (со статьёй вы можете познакомиться ниже). Конечно, были и другие факторы, приведшие к развалу СССР. И, скорее всего, более существенные и важные. Такие, например, как разложение элиты государства, подрывная работа внешних субъектов-противников и другие.


Но, потребительский, шмоточный фактор тоже, скорее всего, отрицать нельзя.


Итак, как вы считаете, действительно Советский Союз сдали за джинсы, Marlboro?


Ниже, кому интересно, — статья:


Он "митингует" в Интернете. Он строчит десятки гневных комментариев и обличает своих политических оппонентов — гнилых либералов, грязных нацистов и ещё каких-нибудь безыдейных хипстеров. Он всё правильно формулирует: "Мы продали великую идею и наш Советский Союз за джинсы, жвачку и пачку Marlboro!", а потом с придыханием — в сотый раз! — включает милую, добрую, безупречно-талантливую кинокомедию, где… вертлявая секретарша бахвалится по телефону: "Угадай, что я сейчас курю? Marlboro!" Верочка звонит человеку, с которым яростно и непримиримо рассорилась, но… забыла. Заложило мозги, ибо добродушный босс кинул ей пачку иноземного курева. Жизнь удалась! А ещё: "в Швейцарии — компьютеры…" О них всё время пытался вещать Самохвалов, желая удивить и заворожить бесчувственную "мымру" Калугину.


Далее? Помните момент, когда всё тот же Юрий Григорьевич приглашает Новосельцева посидеть в своей машине — там у него стереофонический Philips, о чём и сообщалось с барственной небрежностью. В сюжете мелькают лейблы, цитируются журналы мод — насчёт "комбинаторности", а в туалете висит объявление: "Продам колготки". Все — при деле. Посреди рабочего дня — по магазинам. С утра — макияж. У простушек — от "Новой зари" и фабрики "Свобода"; у завзятых модниц — популярная тушь Louis Philippe. Все эти люди — томятся. Им надоело доставать сапоги и покупать колготки …в туалете. Они хотят, чтобы всё — как в Швейцарии: и одежда, и мысли, и непременно компьютеры. Кстати, по сюжету вычислительная машина есть и в калугинском офисе, но разве тутошнее сравнимо с тамошним?! Зачем им вся эта бодяга про "яблони на Марсе" и "коммунизм в следующей пятилетке", если они грезят о Philips-е?


Мы часто забываем, что именно такие — бытовые и безобидные картины — подтачивали систему. Безусловно, в них была своя правда — в 1970-1980-х годах большинству людей оказались интересны именно вещи, а не сверх-идеалы. Стремление заполнить гардероб, купить авто, похвалиться джинсами — всё это стало закономерной реакцией разочарованного общества на крушение иллюзий: дорога, о которой так много пелось в 1960-е годы, не давала ответов на вопросы и в конечном итоге обернулась дорогой в никуда. Именовать советское общество эпохи Застоя "обществом потребления" нельзя по причине царившего в стране товарного дефицита, однако, именно в те годы у людей начала складываться психология, близкая к психологии общества потребления — идеи измельчали рядом с предметами. Обещанный Коммунизм пропал где-то за линией горизонта, а вот стильная футболка с надписью Adidas ощущалась вполне досягаемой — стоило только прогнуться перед расторопной спекулянткой. Именно такие Верочки впоследствии будут ратовать за перестроечную гласность, коя в их куриных мозгах означала только одно: "Теперь начнутся Philips-ы и Marlboro!"


Вспомните, куда мечтал пойти герой фильма "Любовь и голуби" Вася Кузякин? В бар. Занятный диалог: "— Куда он все хотел-то, говоришь? — Ну, в бар! — Где ж я ему возьму-то, этот бар? — Вот побарствует маленько и притопает". Смех — смехом, а ведь не на ровном месте появилась эта любопытная "сцепка" бара с барством. Заграничные бары, пабы и клубы манили и зазывали. Но Советская Власть, как и непрезентабельная деревенская Надюха только и могла ответить: "Где ж я ему возьму-то, этот бар?"


В мелодраме "Зимняя вишня" нам тоже показывали серую безнадёгу ленинградского бытия — тусклые сумерки, бессмысленные вечера, рыхлые любовники, безрадостные перспективы. Из музыки — только Алла Борисовна. Зато! В ореоле фирменно-позолоченного сияния возникает "настоящий мужчина" — прибалт Герберт, к тому же работающий за границей. Рассудительность, такт, беспорочная предприимчивость и — буржуазный шарм. Давали понять — всё хорошее водится, движется и обитает исключительно там — в забугорном пространстве. А вот и неказистая, но такая душевная вековуха Клюева из комедии про "Самую обаятельную…" бежит отовариваться к всемогущему фарцовщику — его квартира забита аудиотехникой и шмотьём, а на экране видео — Аманда Лир, как символ элитарной фортуны. "Бери Кардена — не ошибёшься!" — советует подруга. Лёгкий налёт цинизма, ибо восторженны только идиоты. Потребительство, как идея. Заграница, как смысл. Девочки, потерпите — скоро в вашей кооперативно-распродажной житухе появится целый вагон Кардена — поддельного и с криво пристроченными лейблами, зато много и сразу.


Итак, мы отказались от социализма. Сами. Честно. Никто и никого не обманывал и хватит уже играть роль невинных жертв. Но кто же нам старательно помогал? Увы и ах. Наши добрые и светлые, с интеллигентной грустинкой, фильмы. Те, которые мы смотрим и теперь, ностальгируя по СССР. Там, на экране было всё чётко: в баре — барствуют, в Швейцарии — компьютеры, а счастливчики раскуривают Marlboro. Это представлялось не как тупик или социальная драма, а именно в качестве нормального жизненного фона. Положительные герои бились в очередях за итальянскими сапогами и страдали по финскому сервелату, а в разоблачающей кинокартине "Мираж" даже безработная американская беднячка носила модные штаны-бананы и сочно красилась… Вот мы и выбрали!


Источник: newsland.com



Гаражи обетованные уходят в небо


Фильмам недавно почившего режиссера Эльдара Рязанова повезло особо: редко какие кинокартины могут похвастаться таким количеством римейков и продолжений. Тут тебе и образцово бездарный вариант «Служебного романа», и «Ирония судьбы-2» и даже повтор «Карнавальной ночи», снятый самим мэтром… у которого на сей раз «не срослось».


Ну да не будем строго судить покойного: после краха СССР многие авторитеты сдулись. Причем некоторые даже понятно почему сдулись.


Помните такого драматурга — Шатрова? Ну, который «Шестое июля», «Брестский мир», «Так победим» и пр.? Тоже ведь был за гласность, перестройку и все такое — и даже пьесу в 1988 году сочинил вполне в духе времени: про хорошего Ленина и такого-сякого Сталина… а потом уже ничего не писал и умер, всеми забытый.


Ну да тут удивляться нечему: если пишешь пьесы раскавыченными цитатами из вождей, то легко догадаться, что успех закончится вместе с властью, заставлявшей эти цитаты заучивать.


Но отчего ж с советской властью закончилась и вся талантливость Э. Рязанова и прочих комедиографов, отнюдь вроде бы цитатами не пользовавшихся?


Да вот оттого… Смотрели в начале 80-х фильм «Гараж»? Не отнекивайтесь: наверняка ж смотрели. Знаменитое было кино, народ на него валом валил: смотрел, как в каком-то НИИ народ кооперативные гаражи делил. И всё было очень смешно и узнаваемо: тут и цинично-обаятельный мальчик-мажор (Игорь Костолевский), и пройдоха-председатель кооператива (Валентин Гафт), и директриса рынка, которой неучтенный гараж должны были отписать… Ну и, понятное дело, неугомонный бунтарь из МНС-ов в исполнении Андрея Мягкова… Ну и знаменитая фраза «Да я за этот гараж родину продал» стала крылатой… А «место под солнцем в виде гаража» просто запомнилась.


А теперь задумаемся: а что бы стало со всеми этими персонажами лет через 10-15, ась? С директрисой рынка понятно — ее бы, скорее всего, просто пристрелили в ходе «спора хозяйствующих субъектов». Мальчик-мажор тоже бы не пропал, может, даже в Думу прошел бы по какому-нибудь округу.


А остальные? Тут несколько интереснее. Можем мы «гаражного героя» Мягкова представить себе с лозунгом-плакатом в руках на митинге за Ельцина? Да запросто. А «вписавшимся в рынок» бизнесменом? То-то… А всех прочих участников дележа гаражей? То же самое.


И знаете, что самое интересное?


Что про «прочих» Рязанов даже кино снял, «Небеса обетованные» называется. Про бомжей у Киевского вокзала. Про сюжет фильма всезнающая Википедия сообщает:


«На городской свалке возле самого завокзального пространства Киевского вокзала Москвы живут бездомные и несчастные люди, которые не смогли найти свое место в новой жизни, зарождающейся на обломках старого порядка. У каждого из этих людей своя судьба, свои радости и горести. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая своё право жить на земле».


Википедия


И знаете, кто у этих бомжей за главного? Персонаж в исполнении Валентина Гафта. Ну и герои Лии Ахеджаковой и Вячеслава Невинного тоже присутствуют. Совсем как на собрании гаражного кооператива «Фауна»… только декорации другие.


Свалка в районе Киевского вокзала (то есть в самом центре Москвы) — это, конечно, сильное художественное допущение. Не было там никогда никакой свалки. А вот гаражи были. Возможно даже, что те самые, за которые советские доценты с кандидатами родину продавали. И продали-таки.


А потом начали искать утешения в мечтах о скором конце света и вознесении на небеса. В буквальном смысле:


«Концовка фильма носит аллегорический характер: люди, не вписавшиеся и не желающие вписываться в новую жестокую действительность, улетают из нее в неизвестном направлении, в мир своих грез и идеалов».


Википедия


Более пошлого и глупого «хэппи-энда» придумать было просто невозможно — но… комедия же! Пусть и с приставкой «траги». Рязанов же снимал! Иначе — как?


Да вот в том-то и дело, что никак. Можно было бы (теоретически) снять просто трагедию про советских дурачков-интеллигентов, которые так мило держали фиги в карманах в пору развитого социализма, а потом… дождались свободы, демократии и рынка, в который не вписались. Ирония судьбы, знаете ли… И ведь что характерно. Вопросом: «Что же мы наделали?», они так и не задались.


А чтобы задать зрителю такой вопрос вместо своих героев, Эльдар Рязанов должен был бы перестать быть самим собой — то есть мэтром, сделавшим себе имя как раз на держании «фиги в кармане».


Этой самой фиге мэтр верность сохранил до конца дней: и страстотерпцу Ходорковскому сочувствовал, и даже «аннексией Крыма» успел возмутиться. Какие уж тут трагедии и каверзные вопросы с трагическим подтекстом. Лучше подсказать любимым героям, как в этом прекрасном новом мире устроиться. Например, создать трио «Старые клячи» с непременной Ахеджаковой, которая тоже в либеральных идеалах отнюдь, как известно, не сомневается.


Вот такие дела… Бывает, конечно, что произведения талантливых авторов оказываются мудрее своих авторов. Но бывает, что идеологические установки авторов талант успешно превозмогают.



http://politrussia.com/society/garazhi-obetovannye-466/



Другие статьи в литературном дневнике: