Чары литературы

Максим Федорченко: литературный дневник

Не спалось чего-то вчера. Взял наугад с полки книгу, оказалось, Тургенев. Прочитал маленький рассказ "Поездка в Полесье", который он писал и переписывал лет пять. Хороший рассказ, мне понравился, много там было созвучного и моим мыслям, но внезапно и по-настоящему "торкнуло" меня на совершенно невинной на первый взгляд фразе.


Вот на этой: "...ветерок приносил тонкий и крепкий запах жженого дерева; белый дымок расползался вдали круглыми струйками по бледно-синему лесному воздуху: знать, мужичок промышлял уголь на стеклянный завод или на фабрику".


Прочитал я это и ненадолго обмер, а где-то внутри пробежала короткая дрожь. Какой-то безвестный мужичок... он, наверное, лет сто жег там свои угли, а до него их жгли его отец, дед и прадед. Если бы не эти три строки, никакого следа не осталось бы от его жизни, и о ней никто бы не узнал. Она бы прошла и исчезла, как белый дымок от костра мужичка, как будто вовсе никакого мужичка в окрестностях села Святого в Полесье никогда не было.


Но Тургенев написал несколько слов - и обессмертил этого безвестного мужичка. Он до сих пор промышляет уголь на стеклянный завод или на фабрику, даже если от того былого Полесья ни пня не осталось, как и от стеклянного завода, от фабрики и от села Святого. А при большом желании можно провести расследование: даты и места поездок Тургенева в тот край известны, приходские книги и прочая демографическая документация, вероятно, тоже где-то в архивах сохранились, так что установить личность мужичка можно. Но этого не нужно: мужичок этот и так жжет свои угли с одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмого года, и будет жечь их еще Бог весть сколько...


...такие вот они - чары литературы.



Другие статьи в литературном дневнике: