***

Максим Федорченко: литературный дневник

Раньше, давно, и довольно долго меня пронзали навылет и оставляли оцепеневшим и покрытым мурашками вот эти слова:


«– Молоко и сено, – сказал Остап, когда "Антилопа" на рассвете покидала деревню, – что может быть лучше? Всегда думаешь – "Это я еще успею. Еще много будет в моей жизни молока и сена". А на самом деле никогда этого больше не будет. Так и знайте: это была лучшая ночь в вашей жизни, мои бедные друзья. А вы этого даже не заметили.»


Я перебирал в памяти все свое "молоко и сено", горевал о незамеченном и потому вовремя не возведенном в должную степень "первого", "последнего" или "лучшего" в жизни. Но постепенно - и я благодарю за это мои творческие занятия - постепенно в голове моей как будто что-то перевернулось. Жизнь оказалась довольно коротка, а внутри нее не обнаружилось ничего первого, второго или последнего. Все оказалось единственным и неповторимым, даже если случалось не однажды и повторялось. Жизнь вдруг уподобилась музею, в котором сплошь шедевры, и что ни экспонат, то высшее достижение жанра.


Сегодня ФБ напомнил мне об одном путешествии, начатом ровно 5 лет назад. Я бездумно, почти рефлекторно нажал "поделиться", а пальцы запрыгали по черным клавишам, прытко набирая "Первое путешествие...(зачеркнуто) Последнее путешествие... (зачеркнуто)". Запрыгали, зачеркали и остановились, а я оцепенел и покрылся мурашками. Нет, не первое и не последнее, нет; единственное в своем роде, неповторимое - все, все в этой жизни такое, сколько бы ни случалось снова. Пусть не колумбового масштаба! - но свои личные путешествия называть по номерам столь же несправедливо, как и экспедиции в Америку самого Колумба.


"Жизнь - это путешествие", так я начал эти путевые записки 5 лет назад. А еще два года спустя я написал рассказ, который завершался словами: "Возвращение невозможно. Возможно лишь путешествие". А теперь всё это проросло, переплелось, и оказалось, что всё - единственное в своем роде, всё - однажды.


Ведь жизнь - это путешествие, а возвращение невозможно.



Другие статьи в литературном дневнике: