От 20 до 150

Максим Федорченко: литературный дневник

...а расскажу про Макса. Это «эмир-динамит», человек-взрывчатка мощностью от 20 до 150 килотонн в тротиловом эквиваленте, если в физических терминах, а если в терминах литературных, архетипических – это Ахилл. Припоминаете гнев Ахилла? Дело не в том, что гнев был так страшен, что даже олимпийцы убоялись и отдали Трою ахейцам, чтобы его унять. Дело в том, что овладевший Ахиллом гнев вытеснил из его души всё прочее. Душа Ахилла не могла откликнуться на патриотические призывы или мольбы о помощи. Она – односоставная и может вмещать только одно чувство; зато оно владеет Ахиллом полностью и ведет его, а остальным чувствам просто нет места. Его душа могла полниться и другими чувствами - великодушием, дружбой, любовью – но всегда только каким-нибудь одним. Еще и еще наблюдая сына, я вижу перед собой Ахилла, человека большой души, которая способна вмещать только одно чувство за раз. Помимо всего прочего, это делает его неспособным ко всяким фигам в кармане и камням за пазухой: и в кармане, и за пазухой царит одно и то же чувство, наполняющее сейчас его душу. Цельный такой человек, настоящий и неподдельный, чуждый задних мыслей. Ахилл!


И вот на этом буреносном и цельном фоне иногда открываются окошки иного свойства, которые, наверное, ставят под сомнение мои рассуждения об односоставной душе, а может, говорят о постепенном перерастании Ахилла в такого себе Гектора, любимца Гомера. Отправлялся Макс к дедушке, во Львов, впервые сам в поезде, без сопровождения и знакомых попутчиков. Волнительное мероприятие, ничего не скажешь, и я утешал его тем, что это путешествие - еще один важный шаг к новой, большей и лучшей свободе. Сделаешь его - и приобретешь уверенность и способность осваивать мир в новом измерении, новым способом. И вот мы стоим на перроне, вокзальный оракул предвещает скорое прибытие поезда и точно угадывает нумерацию вагонов (теперь говорят не с хвоста или головы, а с запада или востока). Я прикидываю в уме вес "интерсити", коэффициент трения, износ рельс и шпал, делаю поправку на ветер и возможное волнение гипотетического машиниста-стажера перед первым рейсом и предлагаю Максу:
- Давай отойдем на восток порядка 15 шагов, твой вагон будет там.


Он глядит на толпу, потом на совершенно пустое место в 15 шагах к востоку, лицо его выражает некоторое сомнение, однако он все-таки кивает и соглашается, и мы идем. Свистит поезд, его широколобое лицо с маленькими глазками внезапно появляется из-за изгиба путей и через мгновение он весь и целиком оказывается у перрона. Наше место в 15 шагах к востоку - точно перед входной дверью правильного вагона! - при этом у его второй двери, в 15 шагах к западу, стоят все остальные пассажиры и провожающие, а у этой мы одни. Губы Макса трогает легкая улыбка, он произносит:
- Элитная посадка, - а я, естественно, переполняюсь некоторой гордостью.


Впрочем, торжество длилось недолго. На входе в вагон проверяют билеты и документы; проводник представлен единственным экземпляром; поэтому открыта только одна дверь, а я ее не угадал. Если бы мы остались, где стояли, то оказались бы в очереди третьими, максимум пятыми. Но теперь нам приходится занять позорное последнее место в длиннющей очереди, размахивающей билетами, паспортами, руками и панамами, вскрикивающей, всхлипывающей, плачущей и напутствующей. Я жду взрыва Ахиллова гнева, того самого, от 20 до 150 килотонн, устрашающего олимпийцев, и лихорадочно придумываю эквивалент Трои: ее под рукой нет, чем бы его унять?..


Ахилл с достоинством следует за мной в хвост очереди и требует повторных и четких инструкций: билет, документы - что показывать, кому, что отдавать, а что ни за что и никому не отдавать. О фиаско "элитной посадки" не сказано ни слова.


И вот уже обременены просьбами все Максовы попутчики, и совершилась некоторая договоренность с проводником, и тронулся поезд, и Максов профиль в окне поплыл на запад, а я изобразил нечто вроде торжествующего на всех парах Чатануга-чу-чу, а он кратким жестом прекратил мой перформанс. Поезд, только что целиком и весь застывший у перрона, внезапно весь и целиком исчезает за изгибом путей...


П.С.
Когда мне было несколько меньше лет, чем Максу, мама отправляла меня из Херсона вверх по Днепру к бабушке, в Запорожье. Путь проделывался на СПК - судне на подводных крыльях, такой как бы космической ракете, скользящей над поверхностью воды. Путешествие было чрезвычайно увлекательным, одно шлюзование чего стоило! Представьте: стремительный бег судна внезапно приводит его к железобетонной стене, а в ней - колоссальные ворота, вроде врат Мордора. Они, разумеется, заперты, как и полагается быть вратам. Внезапно они раскрываются и впускают судно, оно проскальзывает внутрь, и ворота закрываются. Это ловушка, гибельная ловушка! Узкая, глубокая щель с осклизлыми стенами, небо виднеется узкой полоской где-то безумно высоко над головой, да и то, если повезло, сидишь у иллюминатора и догадался поглядеть вверх, выворачивая шею до хруста позвонков. Жидковатая тьма, угрожающие мощные звуки под ногами, покачивание и дрожание судна, жирные черные наросты и бороды тины на стене сразу за выпуклым стеклом - страшно, Боже ты мой, как бывало страшно оказаться там одному! По стенам медленно сочится какая-то слизь, и так же медленно сочится время, минута за минутой, и каждая из них отщипывает кусочек от большого, еще совсем недавно просто огромного хлеба, упрятанного в груди, - от надежды на спасение. И вот от него уже почти ничего не осталось, и уже преодолен стыд и я готов прижаться заплаканным лицом к соседу-попутчику, как вдруг что-то происходит. Судно движется! Оно движется вверх! Не веря своим ощущениям, которые все до одного покрыты гусиной кожей, я рискую взглянуть одним глазом на происходящее за стеклом. Да! Да! По движению едва видимых на черной стене примет я понимаю: мы идет вверх! С каждой минутой этого томительного вознесения из бездны шлюза и моего отчаяния в салоне светлеет, и вот, наконец, он весь залит солнцем, мы оказываемся чуть ли не посреди аккуратного городка: фонари, розовые клумбы, солнце, небо, жизнь, надежда, счастье! - и тут крохотные, едва-едва по пояс нашему СПК воротца впереди раскрываются и выпускают судно на какой-то неслыханный, утопающий в туманных далях простор. Это Каховское море. Судно рывком набирает головокружительную скорость, вскакивает верхом на свои крылья, вздымается над водой и летит, летит, как прекрасно и вольно летит!


Мама препоручала меня заботе матросов. За небольшую мзду (о которой тогда я ничего, разумеется, не знал) я бывал потрепываем по плечу или щеке, расспрашиваем о маршруте и жизни вообще, развлекаем матросскими шутками и походами в святая святых, в рубку, где мне давали прикоснуться к штурвалу, очень похожему на руль ГАЗ 21. Кажется, это чудесно скрашивало мое одиночное плавание, и даже гораздо больше: это внимание (пусть и купленное за деньги, о чем я даже не подозревал) переполняло мое сердце восхищением перед моряками. Я, Максим, чувствовал себя Максимкой из одноименного рассказа Станюковича, спасенным матросами "Забияки" от верной гибели в море, а после усыновленным одним из них. Нет, положительно, моряки - лучшие люди на свете, все они, и эти, на СПК, и папа-капитан, и весь его неизменно дружелюбный ко мне экипаж где-то там, в загадочном море ЦВА, которое я не мог найти ни на одной карте...


Да, так вот. Моя договоренность с проводником никак не отразилась на Максовом путешествии. У Макса не справлялись о самочувствии, настроении, путешествии и жизни вообще. Разумеется, не водили в кабину машиниста. Никто не осмелился трепать его по плечу или там не дай Бог щеке. Поначалу несколько этим озадаченный, теперь я уверился, что проводник, как это часто с ними бывает, оказался тонким психологом или настоящим пофигистом. Эти градации иной раз невозможно отличить, а иногда – и не нужно отличать: ведь (не) делается именно то, что (не) нужно, а кем, пофигистом или психологом, это уж пофигу. И проводник, кем бы он ни был, не стал навязывать дитю ненужную ему заботу, и это стоило своей платы. Да и Ахиллы, знаете ли, к такому вниманию относятся своеобычно: каааааак бабахнет на все 150 килотонн!



Другие статьи в литературном дневнике: