О нагайках

Максим Федорченко: литературный дневник

В марте 1906 года русский художник Иван Похитонов писал о своем переезде в Бельгию: «(…) В начале сентября прошлого года ко мне явился местный нижний чин полиции и заявил, что меня требует к себе (в соседнее имение) приехавший туда урядник. В то время сей грозный призрак могущества хоть и повергал в страх и уныние обывателей, но еще не совсем в должной степени, а потому я по легкомыслию и с истинно дворянским гонором заявил чину, что буде уряднику имеется до меня какая нужда – он может явиться ко мне самолично!.. Подумаешь, как все на свете скоро меняется! Теперь я вспомнить не могу об этом без страха и внутреннего содрогания, а тогда – ничего… Приехал сюда (в Бельгию) и застрял на неопределенное время. Застрял и, откровенно говоря, не жалею. Правда, все мы под Богом ходим, но все-таки здесь меньше шансов стать убийцей, быть самому убитым, изувеченным, побитым или попасть в необлюбованные места. Что же касается нагаек, то на общение с этим инструментом тут все шансы потеряны, так как даже в здешних музеях их вовсе нет, а это по нынешним временам чего-нибудь да стоит. Правда, и здесь есть начальство, без начальства, конечно, нельзя – “на то и щука в море, чтобы карась не дремал”. Только тут начальство давит ровно, без порывов, с известной системой. В эту лямку втягиваешься, свыкаешься с ней и, как это ни подло, перестаешь замечать. Как бы там ни было, но в данный момент начальство, а купно с ним полиция и жандармы, находятся здесь не в периоде острого проявления благородных чувств, почему супротив нашего тут живется все-таки вольготнее. Остаются, конечно, еще нравственные пытки, они одинаковы для нас и тут, и на родине – от них никуда не уйдешь. В остальном же Бельгия премилая страна!"



Другие статьи в литературном дневнике: