О книгах Стругацких

Олевелая Эм: литературный дневник

Информация из первых рук, Андрей в моем friend-list'е, здесь - фрагмент переписки.
Сначала процитирую исходный текст:
http://www.fontanka.ru/2017/03/22/167/


На случай, если страничка растает в инете, частично процитирую. Словарный запас журналиста из "Фонтанки-ру" отцеживаю: мне царапает глаз новояз метрополии.
В дальнейшем: интервьюер из Фонтанки (Николай Нелюбин)- Ф, Андрей Стругацкий - А.


НАЧАЛО ЦИТАТЫ:



Андрей Стругацкий о наследии отца и дяди: Реальность напоминает самую мрачную фантастику...
...
Ф: ... цифровой мир побеждает даже тех, кто описал «будущее человечества»?..
А: ... В Интернете много не заработаешь...
Ф: ...Рано или поздно онлайн-магазины убьют классические книжные магазины?
А: ...– До конца не уничтожат. Да, торговля бумажными книгами, безусловно, падает. Большие магазины ещё как-то держатся, а мелочовка, подобная нашей лавке, – постепенно загибается. Впрочем, я думаю, тут еще причина в том, что народ вообще стал меньше читать...
Ф: ... Портрет современного читателя Стругацких? Скорее студент или человек зрелый?
А: ... В основном, конечно, это люди более зрелого возраста. С молодёжью в магазине сталкиваюсь редко. И это не про Стругацких. Это, скорее, про то, что молодёжь читает довольно мало, либо она читает в электронном виде...
...
Ф: ...Премия АБС. Февральский скандал, когда ряд финалистов премии 2017 заявили о своём неучастии из-за присутствия в лонг-листе украинской писательницы Яны Дубинянской, исчерпан? Случившееся повлияет на принципы и правила премии?
А: ...Не знаю, исчерпан ли он. Сейчас, по крайней мере, заглох. Этот скандал меня весьма удручил. Как председатель АБС-фонда я решил быть над схваткой и в эти разборки не вступал. Но меня поразила оголтелая и непримиримая позиция некоторых наших писателей, с которой я совершенно не согласен. И, разумеется, менять правила и устав премии из-за этого никто не собирается. Как говорил Борис Натанович: оценивается не автор с его взглядами, а исключительно текст произведения. Менять мы ничего не будем.
...
Ф:... - «Донецкий архив Стругацких», который привезли в СПб в 2015 году, в каком состоянии сейчас? Кто с ним работает? Какая судьба ждёт эти рукописи?
А: «Донецкий архив» в том же состоянии, как и был привезён – лежит на полках в родительской квартире. Он уже давно «отработан», поэтому и был возращён нам. Именно по нему делалось гигантское собрание сочинений, которое сейчас готовится к изданию. Он был там просто не нужен, а Донецк – довольно опасное место. Решили не рисковать и вернули.
Ф: Есть ли сейчас предложения создать музей Стругацких? Интересно ли это вам? Какую роль в этом проекте мог бы сыграть этот архив?
А: Про музей разговоров было много, но воз и ныне там, ничего не происходит. Конечно, часть этого архива можно было бы там выложить.
...
Ф: Какая книга Стругацких должна стать «настольной» в кабинетах современной российской власти?
А: Это достаточно просто. «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом». Сюжеты книг многое очень напоминают. Мягко говоря. Если для этих людей осталась ещё какая-то польза в литературе, может быть до них и дошло бы что-нибудь.
...
Ф: Но в конце всё же о хорошем. О молодых. С какой книги стоит начать читать Стругацких современному школьнику, студенту? ...
А: Начинать лучше, конечно, школьнику, чем студенту. Лично я начал с «Понедельник начинается в субботу», когда мне было 8 лет. Мне кажется, с неё можно начинать. А дальше те же «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине». Чем старше человек становится, тем серьезнее книги. «Улитка на склоне», «Град обреченный». Студенту уже «начинать» поздновато…



КОНЕЦ ЦИТАТЫ



Я, как и Андрей. начинала жизнь с этих книг. И все мой друзья, весь мой круг. Я вот задумалась - пожалуй, даже не круг, а каста. В мой круг не попадает человек, не читавший Стругацких. Поймите, никто никого не проверяет "на знание текста". Но если человек с детства не сформирован, не отшлифован этими текстами, он - другой, чужой, не мой.
Я предчувствую страшный, невосполнимый разрыв поколений. На уровне непонимания простейших идиом (аллаверды к незабвенному "все от ужаса рыдает и дрожит, как банный лист").


Dixi...




Другие статьи в литературном дневнике: