Почтенный Воейков и бедный Олин

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Любопытно было бы предположить, что анонимные письма Пушкину могли изготовлять такие горе-литераторы, как Воейков и Олин В.Н., публично вовсе не порицавшие поэта. Олин отзывался о Воейкове как о "почтенном и первоклассном нашем литераторе".


Н.И. Греч "Воспоминания о моей жизни" http://az.lib.ru/g/grech_n_i/text_0030.shtml
"Алексей Николаевич Оленин получил письмо из Москвы от тамошнего военного генерал-губернатора, князя Д.В. Голицына, о ругательных письмах и доносах, полученных там многими лицами, между прочим, издателем "Телеграфа" Н.А. Долевым и самим Голицыным. Князь, приведенный в негодование гнусными наветами писем, хотел было послать их прямо к государю, для отыскания и наказания подлых клеветников, но предварительно спросил у Полевого, не знает ли он, чьею рукой они написаны.
Полевой отвечал, что это, кажется ему, почерк руки петербургского литератора Олина. Князь вспомнил, что видел этого литератора у А.Н. Оленина, и полагал, что Оленину неприятно будет, что позорят знакомого ему человека. <…> Оленин, прочитав письмо, сказал с досадою: -- Какое мне дело до Олина? Раз как-то Гнедич привозил его ко мне, а, впрочем, я его не знаю.


В это время вошел в комнату секретарь его, известный археограф и разборщик рукописей, А.Н.Ермолаев. Оленин дал ему письмо и сообщил о своем недоумении. -- Я знаю эту руку, -- сказал Ермолаев. -- Это рука пьяницы (Иванова, Григорьева, что ли, не знаю), которого мы выгнали из канцелярии. -- Отыскать его, -- сказал Оленин. Через час привели пьяного писаря, и он объявил со слезами, что это точно его рука, что он написал двадцать копий этого письма, по пяти рублей за каждую, по требованию Воейкова, и запечатал их, а адресы надписывал уже потом сам сочинитель".



Итак, некий пьяный писарь "по требованию Воейкова" изготовлял многочисленные копии анонимных писем, а сам Воейков, сочинитель, на конвертах "адресы надписывал". Полевой предполагал анонимный "почерк руки" Олина. Этот литератор, Олин, был в полной зависимости от издателя Воейкова. И очень рад был заработать "себе на жизнь разными, порой далекими от литературы способами". Воейкова считал "почтенным и первоклассным нашим литератором". Тем не менее, Воейков "не отличался принципиальностью ни в идеологической позиции, ни в литературных спорах, ни по отношению к друзьям".
Не напрашиваются ли выводы?
См. Лит. дневник "Пасквили Воейкова" http://www.proza.ru/diary/jnu51/2017-10-04



http://az.lib.ru/o/olin_walerian_nikolaewich
"Валериан Николаевич Олин (ок. 1788-1841) - писатель, журналист, переводчик, издатель "Журнала древней и новой словесности" (1819), газет "Рецензент" (1821) и "Колокольчик" (1831), альманаха "Карманная книжка для любителей русской старины и словесности" (1829, 1830). В историю литературы вошел как писатель весьма скромных дарований, но чрезвычайно усердный и плодовитый, объект иронии и анекдотов в самых разных литературных кругах 1810-1840-х гг. Даже цензурные препоны, от которых Олин не раз серьезно страдал, давали повод к своего рода литературным анекдотам (см.: Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 1. С. 52, 56; Батюшков К. Н. Сочинения. СПб., 1886. Т. III. С. 346, 390, 422, 457-458; PA. 1873. Кн. 1. Стб. 0472 (письмо А. А. Шаховского к С. Т. Аксакову от 8 янв. 1830 о попытке "бедного Олина" "пощипать триумвират журнальных шишимор"); Головачева-Панаева А. Я. Русские писатели и артисты. 1824-1870. СПб., 1890. С. 88-89).

Олин - один из первых литераторов-разночинцев XIX в.; зарабатывал себе на жизнь разными, порой далекими от литературы способами (см., например, о стихах к портрету Аракчеева и посвящении ему перевода записок Вильямса о России, за что Олин получил от опального временщика 500 рублей: Отто Н. Черты из жизни Аракчеева // Древняя и новая Россия. 1875. Т. III. N 10. С. 180; или о розыгрыше в лотерею табакерки Олина: PC. 1880. N 5. С. 255-256).

Не обладая положительными литературными убеждениями, Олин последовательно усваивал себе все возникающие на его глазах литературные направления ("открывался на новые веяния"), но не понимая сути их, а потому одинаково неудачно, будь то Оссиан или Гораций в 1810-е гг., Шиллер или Байрон в 1820-е, Гофман или Ирвинг в 1830-е. "В продолжение литературной жизни своей <Олин - Ред.> испытывал себя почти во всех родах письменности, и это, очевидно, попрепятствовало ему глубже вникнуть в искусство", - писал впоследствии П. А. Плетнев. (Плетнев П. А. Соч. и переписка. СПб., 1885. Т. II. С. 243-244).

Возможно, Олин ("мелкая букашка") был в числе адресатов пушкинской эпиграммы "Собрание насекомых" (1829) (см.: Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. СПб., 1896. Т. 2. С. 158, 887; ЛН. Т. 58. С. 96-98).

Как пример незадачливого и необязательного издателя Олин упоминается Пушкиным в сатирическом наброске "Альманашник" (1830; XI, 380). Одну из невероятных цензурных историй, происшедших с Олиным, Пушкин, даже не называя его имени, рассказывает в "Путешествии из Москвы в Петербург" (XI, 238; Беседы в обществе любителей российской словесности. М., 1871. Вып. III. С. 42-43)".



"Репутация литературной посредственности, "горе-богатыря в поэзии" (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 265) прочно закрепилась за Олиным. Последние его сочинения появились в 1839 г., но и несколько лет спустя, в 1840-х гг., имя Олина выступает своего рода символом посредственного рецензента, автора "скороспелых произведений недопеченного романтизма" (см., например: Белинский. Т. 4. С. 121, 185; Т. 5. С. 189, 560; Т. 6. С. 517; Т. 7. С. 654; Т. 8. С. 67; П. В. Анненков и его друзья: Литературные воспоминания и переписка 1835-1885. СПб., 1892. Т. 1. С. 167). Об Олине см. также: Алексеевский Б. Олин В. Н. // Русский биографический словарь. СПб.; М., 1905. Т. 12. С. 229-230; Степанов В. П. Олин В. Н. // Поэты 1820-1830-х гг. Л., 1972. Т. 1. С. 116-118; библиография приводится С. А. Венгеровым в примеч. к Полн. собр. соч. В. Г. Белинского (СПб., 1901. Т. IV. С. 513-519).

Из критических выступлений В. Н. Олина наиболее известны статьи о "Руслане и Людмиле" и "Бахчисарайском фонтане" Пушкина. Поверхностное понимание романтизма как поэзии страстей и характеров, а романтической поэмы как романа в стихах определило характер критики Олиным пушкинских поэм.

Публикацией заметки некоего лица, приславшего якобы "Мои мысли" в редакцию, и примечанием от издателя Олин отводит от себя подозрения в авторстве. Однако три года спустя он торжественно заявил о нем, заканчивая статью о "Бахчисарайском фонтане".



"На долю Олина выпала тяжелая судьба. Писателю, не имевшему успеха на литературном поприще, катастрофически не везло и в отношениях с цензурой. В 1818 году была уничтожена его брошюра "Письма о сохранении и размножении русского народа Ломоносова". Вслед за этим ему было запрещено заниматься переводами из иностранных изданий. Вскоре последовал полицейский выговор за выраженное автором недовольство цензурным постановлением о запрете его стихотворения "Стансы к Элизе". В 1832 году был запрещен роман Олина "Эшафот, или Утро вечера мудренее" из эпохи Анны Иоанновны. Даже "Картина восьмисотлетия России" (СПб., 1833) ЗА ИЗЛИШНИЕ ПОХВАЛЫ НИКОЛАЮ ПЕРВОМУ УДОСТОИЛАСЬ ЛИЧНОГО НЕОДОБРЕНИЯ ИМПЕРАТОРА. Один из немногих писателей, пытавшихся жить литературным трудом, Олин прожил и кончил жизнь в крайней нищете".




Другие статьи в литературном дневнике: