Война

Женя Портер: литературный дневник

Написать бы такую книгу о войне, чтобы от войны тошнило, и сама мысль о ней была бы противна. Безумна. Самих генералов бы тошнило…
Светлана Алексиевич. У войны не женское лицо
от имени автора


Женя Портер, риторический вопрос к Автору: И вот представьте, удалось написать такую книгу. Ее перевели на английский язык. Ее перевели на албанский язык. Ее перевели на немецкий, швейцарский и португальский язык. И вдруг оказалось, что в стране, размером и по силе нашей - назовем ее Балд - эта книга запрещена. На балданский язык ее никто не перевел. Сидим мы такие се, дружно - в рвотной массе по колено. Вместе с союзниками. Балданцы воспользовались моментом и пришли на нас с войной. Кто будет воевать? Вы - будете?



***
Они наступают, мы наступаем... Мы сражаемся отважно, чтобы увидеть проблеск света в этой нескончаемой войне... хоть на мгновение. Война — это целый мир, а мир охвачен войной. А на войне, за каждым прицелом стоит человек. И эти люди — мы. Прожженные жизнью и наивные. Честные и преступники. Мы созданы для легенд, но не войдем в историю. Мы небесные рыцари, мы пустынные призраки, мы траншейные крысы. Это наши истории.
Battlefield 1


***
Меня всегда встречали как героя, но я никогда не понимал, что я такого сделал, кроме очередного убийства.
HALO
Мастер Чиф


***
— Почему у Генриха нет друзей?
— Он уходит на войну, и поэтому не хочет ни с кем сближаться.
— Поясни.
— Потому что потом будет больно прощаться.
Пояснение к цитате:
На самом деле Лео говорит о себе и о своем нежелании сближаться с кем бы то ни было в больнице, чтобы когда он умрет или будет умирать, ему не было больно прощаться.
Красные браслеты (Red Band Society)
Лео


***
Парень, люди на войне умирают. Если не ты, то кто-то рядом с тобой.
Сорвиголова (Daredevil) Стик (Stick)


***
Я с детства знал, что газеты могут лгать, но только в Испании я увидел, что они могут полностью фальсифицировать действительность. Я лично участвовал в «сражениях», в которых не было ни одного выстрела и о которых писали, как о героических кровопролитных битвах, и я был в настоящих боях, о которых пресса не сказала ни слова, словно их не было. Я видел бесстрашных солдат, ославленных газетами трусами и предателями, и трусов и предателей, воспетых ими, как герои. Вернувшись в Лондон, я увидел, как интеллектуалы строят на этой лжи мировоззренческие системы и эмоциональные отношения.
Пояснение к цитате:
Джордж Оруэлл о гражданской войне в Испании (1936-1939 гг.)
Джордж Оруэлл



***
— Всё-таки создаётся ощущение, что зло непобедимо. Потому что это даже не зло в общем-то, а образ мысли, способ жизни, что ли.
— Образ мысли и способ жизни, говоришь? Возможно. Мы слишком, к сожалению, мало уделяли внимания собственно человеку. Воевали, потом строили. Снова долго и страшно воевали, опять строили. Вернее, восстанавливали и догоняли. И очень всё время торопились, в этой спешке упустили многое. Японская пословица гласит: «Прошлого уже нет, а будущего может не быть». Человек живёт настоящим. Есть ещё память, опыт, устремление в будущее. В юности опыта нет, его должны заменить книги, фильмы наши рассказы. Заменяют ли? Когда я рассказываю, как мой отец был на седьмом небе, купив себе первые сапоги и нёс их через плечо, чтобы не испачкать, на меня смотрят с недоумением. Когда говорю о войне, вежливо слушают. Вежливо, но не более. А вот когда в бане видят шрамы от ран, глаза всё-таки становятся иными. Мало, слишком мало наши дети видят шрамов, и много красивых иллюстраций. А если ты считаешь, что зло непобедимо, лучше отойди в сторону, чтобы на тебя не рассчитывали.
Колье Шарлотты
Владимир Владимирович СерёгинАнтон Борисович Павлов


***
Война — это не игра. Если надо стрелять, стреляй, понял? Не вини себя и не сомневайся. Пали и пали и не думай, в кого ты стреляешь, кого убиваешь и зачем. Понял? Хочешь вернуться домой — стреляй не раздумывая. — Он еще сильнее сжал плечо Эдди. — Из-за раздумий люди и погибают.


Молодые мужчины идут на войну. Иногда потому, что они должны, иногда потому, что они хотят. И всегда потому, что они считают: так им положено. А повелось так с давних времен, веками бряцание оружием путали с храбростью, а отказ воевать — с трусостью.


Эдди помнил всех по именам. Только, по правде говоря, после войны они не встречались. Война как магнит притягивает людей, но и как магнит может оттолкнуть их друг от друга. Порой людям хочется забыть то, что они видели на войне, и то, что делали.


Почему люди собираются вместе, когда кто-то умирает? Почему люди считают, что они должны это сделать?
Потому, что в глубине души они чувствуют: все жизни взаимосвязаны. Смерть, забирая одного из нас, оставляет в живых кого-то другого, и за короткий промежуток времени между той минутой, когда она оставила тебя в живых, и той минутой, когда она тебя забрала, жизнь твоя меняется.


Митч Элбом. Пятеро, что ждут тебя на небесах


***
— Мой клан был вырезан во время войны Ледяных Когтей.
Ифгар тогда командовал наступлением. Это было дикое, ничем не оправданное убийство. <..>
— И после всего этого вы столько лет ухаживали за ним? — удивилась Гильфи.
— После гибели моего клана я стала Глауксовой сестрой (монашкой) и узнала, что прощение врагов есть высший долг каждой совы. Прошло много времени, прежде чем я смогла простить. Но когда наконец это произошло, мне стало легче.
— Но посмотри к чему это привело! Ифгар ничуточку не изменился, он так и остался предателем...
— Это неважно. Я изменилась. Исцелилась. Он — нет.
Кэтрин Ласки. Легенды ночных стражей 2. Осада. Сокрушение. Вторжение



Другие статьи в литературном дневнике: