Шукшин

Женя Портер: литературный дневник

http://www.livelib.ru/author/19498/quotes/~6


“Я понимаю, вам до фени мои красивые слова, но дайте все же я их скажу”


Не скажешь, чтобы в голосе её слышалась грусть или скорбь, но была в её голосе, глубоко спокойном, - усталость. Как будто накричался человек на том берегу реки, долго звал, потом сказал себе тихо, без боли: "Не слышат".


“Егор шагает широко. Решительно. Упрямо. Так он и по жизни своей шагал, как по этому полю, — решительно и упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Шел — как будто в этом одном все исступление, чтобы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь, как будто так можно уйти от себя самого."


Я не боюсь смерти, а значит жизнь - моя!


Ивана поразило сходство волка с овчаркой. Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее. А сейчас Иван понял, что волк - это волк, зверь. Самую лютую собаку ещё может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный окрик человека. Этого, с палёной мордой, могла остановить только смерть. Он не рычал, не пугал... Он догонял жертву. И взгляд его круглых жёлтых глаз был прям и прост.
(Волки)


И уходят. И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих. Хорошо, мучительно хорошо было жить. Не уходил бы!


Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт... И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?


- А то я вас рядом положу. И заставлю обниматься — возьму себе еще одну статью: глумление над трупами. Мне все равно.


“— Я прошу извинить меня, — заговорила она, склоняясь к Егору. — А почему именно весной?
— Садиться-то? Так весной сядешь — весной и выйдешь. Воля и весна! Чего еще человеку надо?”


“Привыкли все по шкапчикам прятать, понимаешь…”


Правда всегда немногословна. Ложь — да.


Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.


Ты еще найди силы жалеть.


На надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.


Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец, увлекся. Как всякий художник, впрочем.


Раз молчит, значит не хочет говорить об этом, значит, зачем же бередить душу расспросами.


Сильный в этом мире узнает все: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.


Кому не дано испытать настоящую сильную страсть, тот ценит ее, много знает о ней, не боится мучений и боли, которые всегда почти приходят с сильной страстью. Тот, кто действительно готов к сильным страстям, тот тоже не боится мучений и боли; вся разница в том, что тот, кто не в состоянии вынести страсть и обрести счастье, при первой же боли, после первых же истинных усилий души уйдет в кусты и никогда не будет жалеть об этом. Тот, кто сильнее, тот переживет боль и радость, отдаст силу души, но будет идти до конца. Не всегда в конце - победа. Но слабее такой человек не становится. (+ http://www.proza.ru/diary/citycp/2015-07-25)


Добро — это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла.


К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».


Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».


И если убивают, то хотели убить. Нечаянно убивают редко.


Захочешь жить - будешь жить, не захочешь - не будешь.


Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре.


Свет. Солнце... И как-то он сразу вдруг вспыхнул в сознании, этот квадратный желтый пожар, — весна! На дворе желанная, милая весна. Летел по улице, хрустел ледком, думал черт знает о чем, не заметил, что — весна.


А ты не думай никогда хорошо про людей – ошибаться не будешь.


Какой ты, такая у тебя душа.


...ему даже казалось, что с подлыми жить легче. Их ненавидеть можно - это проще. А с хорошими - трудно, стыдно как-то.


Что-то остается в нас от родины такое, что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда-нибудь еще увидим.


Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота - русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Все в ней: и хитреца наша особенная - незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша - то гневная, то добрая...И терпение великое, и слабость, стойкость - всё.


Жизнь представлялась теперь запутанной, сложной - нагромождение случайных обстоятельств. И судьба человеческая - тоненькая ниточка, протянутая сквозь этот хаос различных непредвиденных обстоятельств. Где уверенность, что какое-нибудь из этих грубых обстоятельств не коснется острым углом этой ниточки и не оборвет ее в самый неподходящий момент?


Надо писать умнее, тогда и читать будут. А то у вас положительные герои такие хорошие, что спиться можно.


– Давно еще сказывал мне один человек, – заговорила слабым голосом Хавронья, – что есть, говорит, дураки в полоску, есть – в клеточку, а есть сплошь. Погляжу я на вас: вот вы сплошь.


“Господи, хоть бы еще уметь плакать в этой жизни — все немного легче было бы.”


Умеешь радоваться – радуйся, не умеешь – так сиди.


Это ужасно приятно - верить. И это ужасно глупо. Верить надо только себе. И то - не всегда.


Когда любят, редко хвалят.


Все-таки ужасно приятно иметь еще на земле уголок, куда можно приехать, сесть и слушать, как тикают ходики, и ни о чем почти не думать...


“Бульдя! Ты имеешь свои четыре класса и две ноздри — читай «Мурзилку» и дыши носом.”


Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.


Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.


Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать ВСЕГДА можно.


Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.


Непонятные, дикие, странные причины побуждают людей скрывать правду... И тем-то дороже они, люди, роднее, когда не притворяются, не выдумывают себя, не уползают от правды в сторону, не изворачиваются всю жизнь. Меня такие восхищают. Радуют.


Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.


Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.


Ты счастлив, когда ты смел и прав.


Угнетай себя до гения.


Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.


Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей.


Все удобное мешает искусству.


Говорят: писатель должен так полно познать жизнь, как губка напитывается водой. В таком случае наши классики должны были в определенную пору своей жизни кричать: «Выжимайте меня!»


Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.


Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.


Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю — не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение ... какой-нибудь «равнодушный реализм».


Увидел, человек нуждается в помощи, — бери и помогай. Не спрашивай.


Чистых умытых покойничков мы все жалеем, все любим, а ты живых полюби, грязных!


Ермолай щурился и, попадая рубанком на сучки, по привычке ласково матерился.
Степка


Потом я наловчился воровать книги из школьного шкафа. Он стоял в коридоре, шкаф, и когда летом школу ремонтировали, в коридор - вечерком, попозже - можно было легко проникнуть. Дальше - ещё легче: шкаф двустворчатый, два колечка на краях створок, замок с дужкой...Приоткроешь створки - щель достаточна, чтоб пролезла рука: выбирай любую! Грех говорить, я это делал с восторгом. Я потом приворовывал ещё кое-что по мелочи, в чужие огороды лазил, но никогда такого упоения, такой зудящей страсти не испытывал, как с этими книгами.


“Ну чего мы шуршим, как пауки в банке?..."


Сильный был в ту ночь, добрый, всех любил… И себя тоже. Когда кого-нибудь любишь, то и себя заодно любишь.



Другие статьи в литературном дневнике: