Мысль, вкус, запах

Женя Портер: литературный дневник

В литературе можно использовать внутренние размышления, скрытые мотивы, воспоминания и тайные страхи героев. В кино у нас есть только слух и зрение.


Запах.
Визуальная подсказка.
Запах нельзя увидеть. Можно показать реакцию персонажей на запах, но без визуальных подсказок зритель не может понять, что это за запах и сцена рассыпается.


Вкус.
Визуальная подсказка.
Если с едой что-то не то - то можно показать, как герой от нее избавился, делая вид, что ему понравилось.


Сцены, в которых ключевую роль играет вкус, в кино не очень хорошо работают.


Осязание.
Визуальная подсказка.
Показать текстуру можно - дать ее почувствовать невозможно.
Нельзя показать осязание.


Шестое чувство.
Сценаристу сложно, практически невозможно им воспользоваться.


В сценариях используется картинка и звук, а не умение читать мысли героя.


!!!Остерегайтесь в сценарии таких слов, как «понимает», «думает», «знает»... Эти слова описывают шестое чувство и обычно предваряют событие, которое не является ни звуком, ни картинкой.


Важная информация так и оставалось на бумаге, потому что ее нельзя было ни увидеть, ни услышать.


В сценарии должно быть только то, что можно увидеть или услышать.


!!!«Из отличных книг получаются ужасные фильмы, а из ужасных книг — отличные сценарии».


Если персонажи решают сложные нравственные проблемы или осознают что-то, если мы не можем увидеть или услышать их проблемы, то сюжет фильма кажется простым, скучным, а герои — бездействующими. Все, что делает книгу интересной, происходит в голове персонажа! Поэтому, когда будете выбирать книгу для экранизации, обратите внимание на конфликт, на изменение персонажа. Все это должно иметь хорошее визуальное выражение. Рассказ об алкоголике, который каждый день борется с собой, может быть историей постоянного конфликта: вот он проходит мимо бара, куда раньше постоянно заходил по пути на работу, вот официант спрашивает его, не желает ли он заказать коктейль. Да, ему живется очень сложно, но эта битва — внутренняя. Основной конфликт этой истории протекает внутри героя — там, куда мы заглянуть не можем. Единственный способ показать нам это — экспозиция. Да, один персонаж может рассказать другому, что он думает. Но первое правило кино — показывай, а не рассказывай.


Если нельзя рассказать историю с помощью изображения и звука — то лучше ее рассказать в другой форме. Значит ли это, что все киноистории поверхностные, простые и глупые? Да вовсе нет! Просто они должны иметь визуальное выражение. Вы должны научиться показывать сложные эмоциональные конфликты через...


Внешние действия


Мы не знаем, как себя чувствует персонаж. Приходится это показывать. Сценарист должен найти действие, выражающее эмоцию. Это просто, если эмоция — грусть и персонаж плачет. Или если эмоция — гнев и персонаж что-то крушит. Но что делать с более тонкими, сложными эмоциями и смешанными чувствами? Как показать разочарование? Подозрение? Разбитое сердце?
В фильме «На север через северо-запад» Кэрри Грант подозревает, что Ева Мари Сэйнт подстроила нападение на него на кукурузном поле. Он не говорит этого, но его действия все выражают. Когда Сэйнт бежит к нему чтобы обнять, Грант ее не обнимает. Вместо этого он сжимает кулаки. Он пытается не прикасаться к ней, несмотря на ее объятия.


Мы ВИДИМ, как он себя чувствует.


Cцены должны иллюстрировать характер персонажа. Возможно, вам потребуется пересмотреть весь сценарий и в каждую сцену добавить действие или решение персонажа, которые показывают все необходимые эмоции.


!!!Обратите все эмоции в действия, а чувства – в визуальные подсказки.


Уильям Мартелл


Другие статьи в литературном дневнике: