структура сценария

Женя Портер: литературный дневник

Первый акт в сценарии занимает 25% всей истории, его иногда называют Завязка. В стостраничном сценарии это будет 25 страниц.
Ближе к концу первого акта возникает сюжетный рубеж, событие, которое поворачивает историю в иное русло.
Во Втором акте, также называемом Кульминацией, протекает 50% всех событий истории, пока не настанет второй сюжетный рубеж.
Практически всегда присутствует переломный момент в середине второго акта.
Второй сюжетный рубеж переводит рассказ в Третий акт, Развязку, длящуюся оставшиеся 25%.


Первый акт вводит наших персонажей в мир рассказа.
Если мир - это наши дни, и окружающая обстановка схожа с современным миром, то данная задача проста. Каждый воспримет мир таким, каким он видит свой собственный мир. Если же речь идет о зарубежных странах, или об историческом периоде, или о выдуманном мире, фантастических землях, тогда необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы донести до аудитории ваши идеи.
Всегда есть как минимум 2 героя. Положительный герой и отрицательный герой. Простыми словами, главный герой - это человек, с которым мы будем наиболее тесно сопоставлять наши мысли, будем болеть и переживать, потому что он будет олицетворять то, что мы считаем хорошими и добрыми вещами. А отрицательный герой - это злодей. Не всегда нашими героями являются люди. Например, героями могут стать животное и природная стихия.
Обычно в истории присутствуют другие люди, но в любом случае они должны быть представлены в первом акте, хотя бы в виде намека, упоминания или инсинуации. Нам необходимо знать достаточно деталей о наших персонажах, чтобы их дальнейшие действия имели смысл.
Важной деталью и частой ошибкой любителя является то, что после формирования образов героев и окружающего мира, вы не сможете их изменить, не обескуражив при этом зрителя. Вы не можете представить героя слабаком и тряпкой, и после этого позволить ему в последнюю минуту одержать безоговорочную победу в схватке со злодеем.


Первый сюжетный рубеж - это что-то такое, что оказывает на главного героя раздражение, будоражит его, и тем самым сподвигает его на какие-то действия. Это может быть что угодно, что меняет его повседневное существование и представляет собой проблему. Герой часто сопротивляется позыву действовать, но в конечном итоге вынужден будет занять определенную позицию. Геной начинает меняться.


Во втором акте присутствует эскалация конфликта со стороны антагониста, и протагонист начинает действовать.


Переломный момент наступает как что-то драматическое, что в конце концов убеждает героя принять новую позицию или устремляет его к разрешению конфликта.


Остальная часть второго акта с этого момента уже полностью переходят в борьбу между положительным и отрицательным героем, который, в свою очередь, готов бороться до конца. Герой уже начинает меняться и становиться другой личностью, если сравнивать с тем человеком, которого мы видели в начале фильма.


Второй сюжетный рубеж ознаменовывается развязкой в конфликте между положительным и отрицательным героем. Только один из них добьется своей цели.


Третий акт - это последние усилия героя для одержания победы. Здесь, как правило, следует короткая развязка, где мы видим, как поменялся внутренний мир героев. Герой и его внутренний мир каким-то образом преображается.


Практически каждый художественный фильм, который вы можете назвать, и большинство всех успешных фильмов подходят под данную 3-актовую структуру. Даже фильм "Помни", история которого идет в обратном порядке, после тщательного анализа оказывается очень близок по структуре к классическому варианту.
Даже временные рамки актов и поворотных моментов в фильмах очень близки к образцовому. Посмотрите любой фильм своими глазами, засекая при этом время. Если вы узнаете общую длительность фильма и разделите ее на 4, то вы будете приблизительно знать, когда можно увидеть каждый сюжетный рубеж или поворотный момент. Вы можете ошибиться не более чем на 2 минуты.
Как только вы узнали, как фильм разбивается на акты, и где находятся ключевые рубежи, вы уже не сможете смотреть фильмы как раньше.
..................


Обычный мир такой же, как и в 3-актовой структуре сценария. В этот период зритель знакомится с героем и изучает его жизнь, личность, окружение.
В "Титанике" это период, когда зритель впервые встречает Роуз, Кэла и Джека и узнает о жизни богатых и бедных в начале 20-го века.
Призыв к приключениям - момент, когда герою предоставляется возможность или выбор принять или отказаться от некой миссии или решения проблемы.
Роуз была вынуждена согласиться на это путешествие, что стало для нее духовным путем, и она отплывает на корабле, делает первый шаг в жизненном пути как жена Кэла.
Протест против призыва является типичной реакцией, когда у человека есть желание избежать опасностей и риска, возникающих во время путешествия, а также их последствий.
Роуз находится в конфликте со своей матерью и с Кэлом, она не может принять изменения в жизни, к которым ее принуждают. Когда она уже не может больше выдерживать, то решается совершить самоубийство.
Встреча с наставником подразумевает беседу с кем-либо, кто передает какие-то знания герою. Наставник не обязательно должен быть хорошим или плохим парнем, но для героя очень важна та информация, чтобы сделать первый шаг.
Наставник появляется в образе Джека, он рассказывает Роуз, что есть другие миры, что есть огромные возможности в этой жизни, ей только нужно мужество и попытаться найти их.
Переступает черту - это эквивалентно старту второго акта в нашей структуре сценария. Это начало путешествия.
Роуз предлагает Джеку пообедать в ее богатом кругу, а он предлагает ей узнать о его мире. Ей нравится это, и она начинает свой путь.
Испытания, союзники и враги, следующий шаг в пути героя. Герой входит в новый, странный и особый мир. Он будет обучаться, меняться, проходить разные испытания.
Чем дальше она знакомится с миром Джека, тем больше разногласий возникает с Кэлом и матерью, призывающих ее вернуться к прошлой жизни.
Приближение к самому главному - это поворотный момент в нашем рассказе. Перед героем начинается главное испытание, и он должен быть готов в полной мере к выполнению главной задачи, поставленной перед ним на этапе Призыва к приключениям.
Роуз просит Джека сделать эскиз ее портрета в стиле ню, после этого они занимаются любовью. Она убеждена в правильности своего выбора, и абсолютно готова к финальной борьбе за свои убеждения.
Тяжкое испытание является главным кризисным моментом рассказа, в котором герой сталкивается со своим наибольшим страхом и риском смерти. В каком-то смысле герой во время битвы закаляется и меняется навсегда.
Роуз борется с Кэлом за право контроля своей жизнью, которую она выбрала для себя.
Дорога назад ознаменовывает начало 3-го акта в нашей структуре, когда герой использует свою вновь обретенную силу и знания, чтобы завершить путешествие и вернуться в свой Обычный мир. На его пути еще встречаются проблемы, но герой теперь уже вооружен, обладает необходимыми навыками или знаниями, чтобы встретиться с ними.
Роуз ускользает от Кэла ради спасения Джека, но перед ней еще стоит нерешенная задача выжить на тонущем корабле.
Возрождение - финальный шаг в завершении своей миссии, определенной на этапе Призыв к приключениям. Теперь герой - хозяин своего мира.
Роуз теряет Джека, но она выживает и избавляется от притязаний мужа и матери. Теперь она вольна сама управлять своим будущим.
Возвращение с эликсиром - это та развязка, в которой мы узнаем, как герой возвращается с испытаний, завершает путешествие, о том, как поменялся его внутренний мир, и что он приобрел, о том, как герой будет использовать свои знания и умения, как будет жить дальше с друзьями, близкими и окружающим обществом.
Роуз начинает вести полноценную, богатую жизнь. История проходит полный круг.
Конец.



Другие статьи в литературном дневнике: