Планирование и сценарий

Женя Портер: литературный дневник

http://snimifilm.com/almanakh


Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:


экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями,
завязку - где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.
усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену,
перипетии - в состав которых может входить одно или несколько усложнений.
кульминацию,
развязка, за которой следует финал.


Виды сценария в кино:


Киносценарий
Режиссёрский сценарий
Экспликация (как снимать)
Режиссёрская экспликации.


Пять основных аспектов детали:


Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
Деталь – это предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).
Деталь – это часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
Деталь-персонаж – предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла Мориса).
Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини – павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).


Тестируем Идею Отличного Сценария:


Запишите идею вашего сценария на листе бумаги. Она должна звучать оригинально, интересно, и прежде всего она должна вызывать эмоции. Постарайтесь сократить вашу идею до 2 предложений, максимум.
(Это упражнение на формирование вашего видения фильма. Вам понадобится это, когда вы будете излагать свои идеи о фильме другим людям, поэтому желательно это упражнение выполнить.)
(Название вашей истории) - это (жанр) о (описание вашего героя), который после того, как (события, которые с ним происходят), хочет (какие цели приследует ваш герой). Это оказывается непростой задачей, потому что (какие преграды и трудности стают на его пути).


Например:


"В джазе только девушки" - это комедия о двух безработных одиноких музыкантах, которые, оказавшись свидетелями бандитского убийства, пытаются скрыться и спасти свои жизни, и ради этого переодеваются в женщин и решают вступить в девичью музыкальную группу. Это оказывается непростым испытанием, потому что они постоянно оказываются впутанными в романтические истории с неловкими ситуациями, и при этом они не решаются раскрыть правду, опасаясь преследования гангстеров.


Тест 1: Прочтите вашу идею и честно спросите у себя, действительно ли она звучит так же впечатляюще, как вышеприведенные примеры. Скопируйте эти примеры в свой редактор рядом с вашей идеей и прочтите все вместе. Если ваш жанр отличается от этих, тогда возьмите свои любимые фильмы схожего жанра и сами опишите их содержание подобным образом. (Сделайте это, это хорошая практика.)
Вы уверены, что ваша идея звучит так же просто, оригинально и впечатляюще, как идеи к остальным хорошим фильмам? Если это так, то переходите к следующему шагу.
Тест 2: Теперь расскажите эту идею нескольким своим друзьям и товарищам, у которых вкусы сходны с вашими. Не говорите, что это ваша идея. Скажите, что это новый фильм, который скоро выйдет на киноэкраны. Придумайте что-то. И взгляните, захотят ли они узнать поподробнее об этом фильме. Вам нужно увидеть в их реакции реальную заинтересованность в фильме.
Когда вы ее увидите, можете идти дальше.
Тест 3: Найдите нескольких людей, не так близких вам, но которые смотрят много фильмов, или даже которые читают много книг.
Покажите им вашу идею на листе бумаги вместе с идеями других фильмов и попросите оценить их по степени увлекательности. Честно вслушайтесь в оценки и объяснения.
Если ваша идея оказалась не столь интересной, значит, вы не до конца доработали ее; возможно, вы сможете что-то исправить, но, возможно, идея просто не так хороша.
Не каждому понравится любая идея фильма, и некоторые люди вообще не воспримут новую идею, какой бы хорошей она не была. Вы, вероятно, не получите единогласного восторга от новой идеи, но вам необходимо получить позитивные отклики от большинсва из них.
Если на каком-то шаге вы обнаружили в глазах субъектов тестирования равнодушие и незаинтересованность, значит, идея ваша скучна. Никто не хочет смотреть скучные фильмы, включая вас.


Шоу-бизнес


Осознайте, что вы пытаетесь попасть в шоу-бизнес. Если вы не можете предоставить людям шоу, развлечение, тогда вы за бортом.
Если вы делитесь вашей историей с другими, будет неважным следующий результат:
не задевает
равнодушие в глазах
вам пришлось объяснять повторно
обнаружили проблемы в вашей логике
назвали книгу или фильм с тем же сюжетом
Будет хорошо, если:
стали заметно возбужденнее
начали предлагать дополнительные идеи
представляли, какие известные актеры смогли бы сыграть роли
попросили держать их в курсе процесса съемки
предложили помощь или финансирование (очень хороший знак!)
Вы можете решить для себя, что вам не нужно одобрение других людей. Вы знаете, что это Отличная Идея, и когда фильм будет выпущен, люди, наконец, поймут. В любом случае, это будет искусством.
Вот некоторые минусы подобного мышления:
Чтобы снять фильм, нужно много людей. Если вы не можете дать увлекательную презентацию идеи фильма, то вы врядли сможете привлечь актеров и команду, которой будет интересно работать над фильмом.
Чтобы снять фильм, нужны деньги. Невпечатляющая идея мало заинтересует инвесторов.
Если вы не можете написать даже пары интересных предложений с описанием вашей идеи, неужели вы верите, что сможете снять двухчасовой фильм, на который люди захотят пойти?
Даже искусство требует своего зрителя.


Целевая аудитория
Всегда кстати будет обсуждение вашей целевой аудитории. На киностудиях общепринято разделять зрительскую аудиторию на 4 квадранта: мужчины до 25 лет, мужчины старше 25 лет, женщины до 25 лет, женщины старше 25 лет.
Фильм, который подходит ко всей аудитории, называется четырехквадрантным, и для киностудий он является Священным Граалем. С таким подходом многие фильмы как раз и снимают в облегченной версии, и данная концепция работает.
Подумайте, какой возраст, пол и основные интересы будут у тех людей, к которым вы обращаетесь, и обстоятельно сконцентрируйтесь на том, чем вы хотите заинтересовать вашего зрителя.


Поиск идеи:


Уделите время и обдумайте следующие мысли о ваших предпосылках:
Какие уроки научили вас, как жить, и как вы это осознавали?
Какие вопросы морали вас особенно беспокоят?
Какие безрассудные вещи делают другие люди, что вас сильно волнует?
Какие безрассудные вещи делаете вы снова и снова, что вас сильно волнует?
Подумайте о персоне, которой вы действительно восхищаетесь. Что вы видите особенного в его жизни, что вам в нем нравится?
Что бы вы хотели уже осознать, когда вы были моложе?
Какие вы видите ошибки, допускаемые молодежью снова и снова?
Как поменялись поведение и ожидания общества с тех пор, когда вы были моложе?
Хорошие сценаристы очень честны по отношению к собственным чувствам и недостаткам. Одной из самых трудных вещей для начинающих сценаристов является четкое понимание того, что на самом деле происходит в их собственном сознании. Поверьте, что вы - не единственный, кто имеет схожие переживания. Ваш опыт и мысли, изложенные в виде интересной истории, будут большим подспорьем для других лиц, оказывающихся в схожих ситуациях.
Живите интересной и смелой жизнью. Молодые писатели обычно не могут писать интересные истории, потому что у их просто нет жизненного опыта, который можно передать в рассказе. Путешествуйте, встречайтесь с разными людьми, пробуйте что-то новое только потому, что это ново, влюбляйтесь, позвольте своему сердцу разбиться. Это все станет частью вашей новой истории. Хорошие писатели не могут быть малодушными.


План сценария:


Потратьте несколько минут на изучение описания истории, представьте ее в виде 3 актов, чтобы понять, как сформировать общий образ картины. В первой акте вы представляете зрителю актеров и окружающую среду героев. В текстовом редакторе начните со списка актеров и особенностей окружающего мира, соберите все вместе в примерный план действий и событий, которые будут начинать ваш рассказ. Включите общее описание о том, что, когда, где и с кем происходит.
Во втором акте между персонажами возникает некий конфликт или противоречие при попытке добиться некоторых задач. Следующая страница вашего документа будет содержать описание конфликтных ситуаций, которые, по вашему мнению, переживают герои.
В третьем акте между персонажами происходят какие-то заключительные столкновения, приводящие к разрешению конфликта. Придумайте некоторые события, которые, как вам кажется, смогут привести к логичному завершению вашей истории, и запишите их в текстовый редактор.
Многие сценаристы любят писать финальную историю прежде, чем придумают середину рассказа. Как это обычно бывает, середину истории труднее всего сделать интересной и увлекательной, тогда как хорошее начало и конец придумать намного проще.


Главная идея сценария


Уделите некоторое время на обдумывание того, что вы хотите рассказать вашей историей. Запишите, какие вы пытаетесь показать детали человеческой сущности. Ваши мысли могут сильно поменяться с течением написания сценария, но здесь важно начать обдумывать предпосылки с самого начала.
Также на главную идею фильма оказывает влияние выбранный вами жанр фильма.


Персонажи сценария


Любая история развивается тем или иным образом в зависимости от характера и поведения героев. Опишите краткую биографию каждого героя, включая подробности физического описания, возраста, пола, а затем напишите некоторые интересные факты о каждом персонаже, включая информацию о том, что в этом человеке есть такого, что вызывает конфликт между героями.
Возможно, вы захотите добавить дополнительных персонажей, если в ваших планах ввести побочную сюжетную линию. Побочная сюжетная линия - это элемент сценария, служащий для завязывания и развязывания сложностей в базовом сюжете, а также для демонстрации дополнительных деталей основной идеи фильма.


Продолжаем разворачивать сценарий


Не забывайте о дополнительных идеях и способах формирования сюжетной линии. Главная идея должна быть максимально обусловлавливаться конфликтом персонажей, поэтому уделите больше внимания взаимоотношениям между героями, а не просто обрисовыванию главной идеи.
Попробуйте представить ваших героев с противоположной стороны. Допустите, что мужчина будет женщиной, а женщина - мужчиной. Сделайте героя злодеем, а злодея - героем. Будет ли история более интересной в другом жанре? Сделают ли эти изменения вашу историю более увлекательной? Воспользуйтесь вашим воображением в полной мере, чтобы обдумать максимальное количество вариаций вашего сценария.
Попробуйте включить хотя бы 6-8 резких и неожиданных поворотов, сюрпризов, секретов в ваш рассказ, которые изменят ход развития событий, что позволит сформировать более глубокий конфликт или проблему, а достичь поставленных целей окажется труднее.


Расширяем набросок до предварительной версии сценария


Этот шаг предполагает разбиение вашего наброска на 50-60 пунктов, которые описывают каждую сцену фильма. Если у вас нет стольких сцен, то вам, пожалуй, нужно добавить некоторые второстепенные сюжетные линии, неожиданные события и сюрпризы, иначе ваша картина не будет достаточно богатой и насыщенной интересными моментами для 2-часового просмотра.
В результате у вас должен появиться документ с отдельным пунктом для каждой сцены, и ваш рассказ будет описан достаточно подробно, чтобы сама по себе история звучала увлекательно.
Работайте над этим моментом, пока вы не добьетесь результата и полностью не удовлетворитесь содержанием захватывающей истории.
Постепенно ваш рассказ станет больше и богаче.


Сценарий: софт


Хороши следующие программы:
Final Draft - очень популярная, мощная и функциональная программа, $250
Movie Magic Screenwriter - также отличный вариант для профессионалов, $200
Celtx - бесплатная, очень достойная альтернатива
Писарь - плагин к Microsoft Word, только для форматирования и разметки
Scenewriter Pro, Dramatica, Movie Outline, Scrivener, Montage, Scripped и др.


Развлечения


Зрители хоть и хотят эмоциональных переживаний при просмотре конфликтных ситуаций, но в то же время они хотят развлечений. Отдельный элемент рассказа может послужить одним из тех зрелищ, которых требует зритель. Взгляните на идею вашего фильма и подумайте, имеется ли в вашей истории что-то из нижеперечисленного:


Перенесет ли ваша история зрителя в незнакомый мир?
Роскошь и элементы наслаждений?
Есть ли в истории что-то, чего зритель не может себе позволить, или что-то, что не происходило в его жизни?
Элементы фантастики?
Присутствуют ли в сюжете рассказы об интересном событии или человеке прошлых лет?
Сцены войн или других экстемальных действий?
Массовые сцены/армия?
Развиваются ли события в экзотических странах и городах?
Секс/романтика?
Пьянка/наркотики?
Сцены с оружием?
Происходят ли убийства? Другие преступления?
Раскрываются ли громкие скандалы, сплетни?
Есть ли ритм, зажигательная музыка, приятные мелодии?
Танцы?
Развлечения, пародии, высмеивания?
Юмор?
Как быстро все происходит?


Примеры сценариев на русском языке:




Другие статьи в литературном дневнике: