Работа над содержанием литературного произведения

Женя Портер: литературный дневник

Школа редакторов


Жарков И.A., Технология редакционно-издательского дела


***


Содержание литературного произведения составляет все то, о чем пишет автор. В разработке конкретной темы передается основной смысл, сущность изложения литературного материала.


***


В литературном произведении отражаются фактуальные знания автора и его отношение к излагаемым фактам, т. е. объективные и научные факты, в совокупности объединяемые понятием «фактический материал».


Объективный факт - событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности и сознания.


Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании.


Фактический материал литературного произведения включает наряду с истинными и ложные, субъективные сведения, а также материалы, достоверность которых сомнительна, не установлена в данный момент или не может быть установлена. Следовательно, особенности данного понятия в том, что в его толковании не принимается во внимание критерий достоверности.


***


Знакомясь с литературным произведением, редактор воспринимает его фактологию, анализирует и классифицирует весь фактический материал, а затем проводит анализ с учетом этой классификации, используя все необходимые критерии оценки, в том числе и достоверность. А когда речь идет о достоверности материала, тогда и имеют в виду факты в общепринятом толковании данного понятия.


***


Работа над содержанием литературного произведения включает следующие этапы:


разбор фактического материала;


характеристика и оценка разработки темы;


поэлементная характеристика и оценка фактического материала;


общая оценка содержания и идейного значения произведения.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ


***


Любое литературное произведение, даже самое маленькое, включает разнородные элементы и является сложным по составу. Чтобы изучить произведение, нужно разобраться в его содержании, т. е. выявить все его элементы, провести их классификацию, а затем приступить к рассмотрению элементов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.


***


В результате разбора содержания становится ясно, какие главные тематические части есть в произведении, аргументированы ли они, иллюстрируются ли примерами.


***


Профессиональный разбор содержания проходит упорядоченно, а не стихийно, когда читающий может обратить или не обратить внимания на те или иные элементы содержания. В последнем случае результаты анализа непредсказуемы. Анализ и выводы могут быть неполными, неточными или неправильными.


***


Классификация фактического материала, выявление системообразующих элементов сами по себе сложны именно потому, что в авторском произведении сложившаяся система нередко не обнаруживается, отдельные ее составляющие отсутствуют. Да и сами элементы содержания могут быть несовершенными. Например, те факты, которые используются автором в качестве аргументов, по существу аргументацией не являются. Такие просчеты бывают единичными и повторяющимися. Задача редактора - выявить все содержательные элементы произведения и осмыслить фактический материал в формально упорядоченном виде.


***


В произведениях разных видов литературы, разных жанров и разной предметной направленности структурирование, взаимосвязь и взаимообусловленность содержательных элементов различна.


...В каждом случае это могут быть очень сложные структуры, например, одно ключевое положение может складываться из большого числа высказываний, в целом образующих главную мысль. Ключевые положения в свою очередь бывают разного уровня. Они как бы многоступенчаты и последовательно по мере усложнения и обобщения выходят на главные мысли, синтезированные в теме. Так, ключевые положения есть в каждом параграфе, в каждой главе, в каждом разделе.


***


Перед редактором, с одной стороны, стоит задача систематизировать фактический материал, для того чтобы затем проанализировать каждую группу фактов, с другой - решение этой задачи само по себе возможно только на основе глубокого анализа, так как для определения содержательной значимости фактов их нужно рассмотреть с точки зрения роли и места в данном фрагменте и в произведении в целом.


***


Выявление содержательных блоков необходимо для оценки полноты освещения отдельных вопросов и разработки темы в целом.


***


Разбор содержания произведения по предметно- и проблемно-тематическому принципу и содержательной значимости преследуют цель получить реальное представление о структуре произведения, разработке темы, выделить части, необходимые для последующей их характеристики и оценки.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАЬЕРИАЛА


***


Анализ фактов с точки зрения соответствия теме произведения требует прежде всего представить конкретную разработку темы. Одна и та же тема может быть раскрыта в бесчисленном множестве вариантов. Что в данном случае предлагает автор? К какому читателю и с какой целью он обращается, какова предметная, проблемная и идейная направленность разработки темы?


***


Бывает так, что в авторском оригинале содержится фактический материал, связанный с темой в ее общей формулировке, а к конкретной разработке имеет лишь косвенное отношение или вовсе не относится. При этом обнаруживается, что в нужном ракурсе тема раскрыта не полностью, каких-то материалов явно не хватает, какой-то важный вопрос или даже несколько вопросов не рассмотрены. Анализ редактора направлен на выявление тех и других фактов. Одни впоследствии могут быть исключены, другие - введены в произведение, т. е. речь пойдет о корректировке содержания в ориентации на определенный вариант разработки темы.


***


Первостепенная задача редактора на этом этапе работы - выделить факты, которые составляют основу произведения. От того, насколько точно удастся это сделать, зависит успех всех последующих процессов. Редактор рассматривает общий план произведения, в который входят ключевые положения, являющиеся главными составляющими элементами в разработке темы, образуя тематически законченное целое.


***


Качество фактического материала литературного произведения во многом определяется его новизной. Следует различать объективно и субъективно новые факты. Последние связываются с возможностями читателей и знаниями редактора. Объективная новизна литературного материала обусловлена степенью изученности предмета, которому посвящено произведение.


***


Степень новизны фактического материала произведения может быть разной. Использование новейших фактов не всегда целесообразно. Факты часто должны отражать сущность явлений, процессов, событий, закономерности и тенденции развития, а также взаимосвязь с другими событиями, явлениями, процессами и др. А факты новейшие нередко бывают случайными, единичными, не характерными для описываемого объекта. Следовательно, они не будут отражать объект в его устойчивых признаках, связях, характеристиках, и у читателя сложится неправильное представление. Однако это не значит, что допустимы устаревшие сведения.


***


Анализ фактического материала с точки зрения новизны требует рассмотрения произведения среди ему подобных. Следует также учитывать, использовались ли данные факты в радио- и телематериалах.


При уяснении требований к новизне фактического материала литературного произведения учитываются:


методология предмета;


особенности и степень изученности предмета, описываемого в произведении;


особенности временного периода, к которому относятся фактический материал, ситуация в общественно-политической жизни, в научной и производственной сфере;


специфика вида литературы, к которому относится произведение;


специфика жанра произведения;


целевое назначение и читательский адрес издания;


принадлежность факта к определенной структурной части произведения;


содержательная значимость фрагмента, в который входит данный факт;


использование данного фактического материала в других изданиях, в том числе периодических, а также в радио- и телематериалах.


При анализе фактического материала с точки зрения новизны предполагается, во-первых, выявить устаревшие факты, непригодные для использования в этом произведении, во-вторых, определить и оценить степень новизны каждого отдельного фрагмента и произведения в целом.


***Уместность фактического материала зависит от его логической значимости, степени достоверности, точности, научности, новизны, а также от психологической, эстетической и эмоциональной насыщенности. Понятие «уместность фактического материала» связывается с прогнозируемым воздействием на читателя не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.***Обилие ярких фактов, перенасыщение ими произведения вызывает нередко негативные реакции читателя. Целесообразны разумные пропорции между яркими фактами и фактами нейтральными. Так, если обращаться только к опыту выдающихся людей, апеллировать к выдающимся личностям, то у читателя может появиться чувство отчужденности и неудовлетворенности, поскольку между обыкновенным человеком и выдающимся всегда существует известный барьер. (Здесь я не выдержала и улыбнулась)***В литературном произведении факты подбираются таким образом, чтобы выделить, подчеркнуть главное, заставить читателя сконцентрировать внимание на тех или иных событиях, явлениях, процессах, предметах, воздействовать на его разум и чувства в должных пропорциях. Возникает необходимость как бы «высветить» из текста произведения отдельные факты. И это достигается их выразительностью.***
Слова яркий и выразительный - синонимы. В издательской практике используются следующие их значения:


яркий - выдающийся в каком-нибудь отношении, весьма характерный, показательный, сильный;


выразительный - наделенный каким-либо особенным выражением, полный выражения. Это особое выражение обусловлено и собственными характеристиками фактического материала, и характеристиками других материалов. Выразительность факта так же, как и яркость, зависит от его информативности, логической значимости, эмоциональной, эстетической, психологической насыщенности. Кроме того, она зависит от особенностей окружающих его материалов.


Яркость и выразительность взаимосвязаны. Конкретный факт будет более или менее выразительным в зависимости от степени яркости связанных с ним фактов, как находящихся в непосредственной близости, так и разделенных фрагментами текста.


Необходимость использования двух критериев оценки - яркости к выразительности - объясняется тем, что одной яркостью фактов не исчерпывается их характеристика. Без учета выразительности фактического материала трудно акцентировать внимание читателя на определенных явлениях, процессах, событиях и прогнозировать процесс чтения. Выразительный факт выделяется из текста, обращает на себя внимание, что способствует желаемому пониманию произведения.


***


При анализе произведения различают выразительность отдельных фактов или фактов в их совокупности в отдельных содержательных блоках, выразительность целых содержательных блоков в системе блоков разной содержательной значимости, выразительность полных содержательных комплексов в целом произведении.


***


Выразительность фактов достигается с помощью разнообразных средств выражения и форм представления. Выразительности фрагмента может способствовать определенное сочетание разных материалов: словесно-понятийных с цифрами, датами, фамилиями, названиями, цитатами. Безусловно, это возможно тогда, когда сам предмет, рассматриваемый в произведении, требует такого рода материалов, позволяет использовать их в разных сочетаниях.


Особой выразительностью отличаются внетекстовые материалы. Даже слабый по исполнению и незначительный по содержанию рисунок сам по себе выразителен, поскольку он воспринимается визуально, создает зрительный образ, выделяется из текста и потому более активен по своему воздействию на читателя по сравнению с текстом. При этом следует различать выразительность рисунка как внетекстового материала и выразительность рисунка как произведения.


При анализе выразительности фактов необходимо обращать внимание на их природу, сочетание фактов, разных по природе. Факты-действия, факты-признаки, факты-процессы, факты-свойства, факты-явления, факты-качества по-разному воздействуют на читателя.


***


В процессе чтения, как профессионального, так и непрофессионального, мысленно моделируется то, что описано автором. Мысленному воспроизведению, пониманию литературного материала способствует наглядность фактов.


Наглядность фактического материала должна быть такой, чтобы осмысление содержания при чтении проходило в оптимальном для читателя варианте применительно к конкретному изданию.


При чтении произведения читатель должен как бы увидеть то, что описывает автор, мысленно представить предмет, явление, процесс и представить максимально точно в соответствии с замыслом автора. У читателя должны появляться адекватные авторскому замыслу мысленные образы.


***


Для каждого вида литературы и издания с определенными типологическими характеристиками предполагается своя степень трудности овладения материалом. В одних случаях предполагается мгновенное осмысление прочитанного, в других - понимание достигается в результате серьезной умственной работы.


ПРОВЕРКА ФАКТОВ. ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК.


Проверка фактического материала произведения, даже самого простого и небольшого, - дело сложное, потому что факты и способы их отражения в литературе бесконечно разнообразны, как бесконечно разнообразны явления реальной жизни.


***


Способы проверки фактического материала весьма разнообразны. Это осмысление содержания, логический анализ, предполагающий установление реальных связей и отношений между фактами, а также комментирование, аргументация, сопоставление, сравнение фактов и многие другие операции, которые являются серьезной умственной работой. Это и подсчеты, и сверка материалов с авторитетными источниками, требующие главным образом внимательности, сосредоточенности, исполнительности.


***


Ошибки, погрешности и неточности в авторском оригинале могут быть поверхностными и глубинными, скрытыми и явными, случайными и закономерными, повторяющимися и единичными, умышленными и неосознанными. Они зависят от уровня культуры мышления автора, умения его переводить внутреннюю речь в письменную, навыков исполнения творческой работы, а также от спешки, торопливости, неряшливости в работе, неумения правильно организовать ее или нежелания выполнить на должном уровне.


***


Можно выделить следующие причины фактических ошибок, связанных с работой автора:


преднамеренное или непреднамеренное использование фактов в ориентации на заданную разработку темы в положительном или отрицательном плане;


использование слов без учета их точных значений, т. е. произвольное, субъективное и часто неверное толкование содержания понятий;


неполная аргументация в связи с тем, что автор ориентируется на свои знания, не учитывая в полной мере возможности читателя; он пропускает некоторые положения как само собой разумеющиеся, а в результате формируется неправильное мнение;


использование ложного суждения в качестве истинного (умышленное иди неумышленное, так как автор может ошибаться);


использование в аргументации мелких, незначительных, частных фактов, которые не отражают сущности явлений;


подмена аргументации общими рассуждениями, общими фразами, субъективными, часто эмоциональными высказываниями, лишь косвенно или формально связанными с ключевыми положениями;


неточные высказывания, неряшливые, неотработанные формулировки;


нарушение требований законов логики;


отсутствие фактов для достаточной аргументации, обоснования выводов;


ориентация на неавторитетные источники;


использование фактов не в совокупности, а фрагментарно;


нарушения языковых и стилистических норм, неправильное использование слов указательного рода и других, влияющих на смысл высказываний.
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


При анализе содержания литературного произведения формально-логические законы используются как осознанно, так и неосознанно. Последнее определено тем, что правильные логические связи свойственны здоровому мышлению. В редакторской деятельности этот процесс должен быть подконтрольным.


***


Наиболее общие свойства мышления выражают четыре логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы определяют внутренние существенные связи между понятиями, явлениями, процессами, событиями и вообще между любыми фактами, отражаемыми в нашем мышлении. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.


***


Казалось бы, соблюдать законы логики совсем нетрудно. Требования отождествлять то, что объективно тождественно, и различать то, что объективно различно, не подменять высказываемую мысль в процессе рассуждения другими мыслями, излагать мысли непротиворечиво, не говорить нечто среднее между «да» и «нет», между отрицанием и утверждением и обосновывать каждое суждение не вызывают сомнений и кажутся само собой разумеющимися. А как же иначе? Однако при всей четкости и конкретности этих законов они очень часто нарушаются, о чем свидетельствует издательская практика.


***


Применение законов логики позволяет избежать конфликта ситуаций с автором. Если речь идет, например, о нарушении языково-стилистических норм и правил, обычно обращаются к соответствующим справочным изданиям. При логических неточностях и ошибках апеллируют к здравому смыслу, а по существу к субъективному восприятию, которое у редактора и автора может быть неодинаковым. Следовательно, в этом случае создаются условия для конфликта. Разрешить проблемную ситуацию можно только опираясь на законы логики.


***


Анализ произведения с учетом требований законов логики, выявление и устранение логических и связанных с ними фактических ошибок и недостатков содержания - один из этапов работы над авторским оригиналом. На следующем этапе перед редактором стоит задача не менее сложная: проанализировать и оценить содержание произведения с точки зрения соответствия смысловой организации фактического материала предмету, рассматриваемому в произведении, виду литературы, жанру произведения, целевому назначению и читательскому адресу издания, так как требования к смысловой организации текста и внетекстовых элементов в каждом случае будут свои.


***


В процессе чтения редактор должен выявить логические связи между понятиями и фактами, а затем проверить правильность этих связей. Логические отношения между понятиями и суждениями могут быть выражены в тексте словесно (союзами, союзными словами, словами указательного рода, словами, устанавливающими порядок расположения частей и др.) или пунктуационно. Эти слова, знаки препинания или то и другое передают внутритекстовые отношения. Логические связи в таких случаях выявляются при мысленной ориентации на эти слова и знаки препинания.


***


Логический анализ требует восстановления пропущенных звеньев содержания для того, чтобы воссоздать всю логическую цепочку фактов, представить логическую схему содержания в целом и по существу, схематизировать логические связи в произведении. Сделать это далеко не просто, потому что логические связи в реальном тексте скрыты: отдельные звенья могут быть пропущены, главные понятия, суждения окружены другими, уточняющими, дополняющими, иногда необходимыми, иногда лишними. Такой анализ является серьезной умственной работой большого объема, в которой последовательно исследуется каждая логическая связь, после чего только и можно схематизировать логические отношения между фактами.


***


Одним из приемов проверки логических связей между фактами является соотнесение логически связанных звеньев. Так, на протяжении всего произведения выделяют суждения об одном или близких предметах и сравнивают их между собой.


***


Причины логических ошибок и несоответствий могут быть объективными и субъективными, связанными с умышленными и неосознанными действиями автора, его личностными данными. Это искренние заблуждения, недостаточно глубокое знание отдельных вопросов, недостаточный или избыточный материал, нежелание однозначно ответить на вопрос, выразить свое отношение к чему-либо, субъективное эмоциональное восприятие явлений, небрежное отношение к работе, отсутствие привычки тщательно отрабатывать собранные сведения, стилистические и другие недоработки.


Наиболее общими причинами логических ошибок являются недостаточно высокий уровень культуры мышления автора, нежелание или невозможность довести произведение до должного уровня, недостаточное для данного случая владение исходным материалом.


***


Сведения для выяснения причин логических ошибок дает само произведение. Если же в результате анализа произведения редактору что-то не ясно, он может уточнить ситуацию, беседуя с автором. Например, бывает так, что автор торопился закончить свой труд и материал не отработал до конца, а появившиеся вследствие этого неряшливые поспешные формулировки привели к обилию логических ошибок.


***


Если причина ошибок в небрежном отношении к работе, можно попытаться добиться, чтобы автор поработал над произведением как следует, так как работа по сути не закончена.


ОБЩАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ


***


Актуальность произведения определяется социальными запросами общества, потребностями читателей, нравственными ценностями человека.


***


Оригинальность произведения связана с собственно авторским материалом. Поскольку литературное произведение - результат творческой работы автора, степень его оригинальности обусловлена проявлениями авторского «Я» в литературном труде. Авторское «Я» реализуется в разработке темы, в содержании и форме произведения. Понятие «оригинальность» неотделимо от понятия «новизна». В оригинальном произведении правомерен и заимствованный, компилятивный материал, который необходим автору, например, для обоснования или иллюстрирования собственных оригинальных мыслей. Заимствованный материал может быть и в ключевых положениях произведения, а оригинальность работы будет выражена в аргументации автора.


***


Недостаточный объем не позволяет раскрыть тему полно, в произведении могут быть большие логические разрывы, непонятные фрагменты. Чрезмерный объем приводит к тому, что в произведении появляются вопросы, которые выходят за пределы темы, не связаны с ней или связаны косвенно, изложение материала бывает растянутым, многословным.


***


Тема произведения должна быть раскрыта в целесообразном объеме достаточно полно. Полнота раскрытия темы - один из критериев оценки ее разработки. Как определять и оценивать полноту раскрытия темы? Необходимо рассмотреть, во-первых, отдельные тематические направления в пределах общей формулировки темы и, во-вторых, материалы, относящиеся к каждой отдельной теме, т. е. разработку каждой отдельной темы.


***
Целесообразная степень полноты раскрытия темы обусловливается следующими факторами:


авторским замыслом (планом);


наличием исходного материала;


степенью изученности предмета;


новизной и оригинальностью фактического материала;


видом литературы;


жанром произведения;


логикой развития темы;


необходимостью развернутой аргументации и использования примеров;


использованием в каждом случае определенных речевых структур: повествований, описаний, рассуждений.


***


Правильные выводы о качестве фактического материала возможны только при учете всех критериев оценки. При этом предполагается, во-первых, установить соответствие фактов конкретной разработке темы, во-вторых, выявить фактические ошибки и неточности, в-третьих, определить степень соответствия точности, новизны, научности, уместности, яркости, выразительности, наглядности, достоверности фактического материала характеристикам произведения и издания, а затем обосновать вывод о качестве содержания произведения.




Другие статьи в литературном дневнике: