Стабильность в цифрах и фактах

Игорь Гарин: литературный дневник

Итак, итоги стабильности РФ в 2018 году:
Убыль населения – 181 тысяча человек.
Чистый вывоз капитала – 58 млрд долларов.
Реальные доходы россиян непрерывно падают с 2014 года (официально на 12,5%, а реально – на 35-40%).
Рубль упал на 23% к доллару (с 57 до 70 рублей за один доллар).
Бензин подорожал на 15%.


Цены растут.
Налоги растут.
Курс доллара растет.
Пенсионный возраст растет.
Вывоз капитала за границу растет.
Объем разворованных денег растет.
Богатство олигархов растет.
За 20 лет (с 2000 года) в России было и стало:
Школ: было – 68100 стало – 42000.
Больниц: было – 10700 стало – 5300.
Аварийного жилья: было – 9,5 млн кв. м. стало – 24,6 млн кв. м.
Чиновников было: – 1.161.500 стало – 2.172.900. Чиновников на душу населения в современной РФ почти вдвое больше, чем в советские времена.
Долларовых миллиардеров (по данным Форбс): было – 0, стало – 111.
Зато количество живущих за чертой бедности в России возросло до ТРИДЦАТИ ПЯТИ МИЛЛИОНОВ (!!!).
Тарифы ЖКХ выросли более чем в десять раз.
Из страны вывели в офшоры ТРИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ!
Среднедушевые доходы россиян, по данным Росстата, рухнули с более $800 до $450–550 в месяц.
Ежегодно из России уезжает более СТА ТЫСЯЧ молодых специалистов: ученых, врачей, инженеров, программистов.
1 844 407 гектаров земли отдали китайцам на 49 лет с арендной платой 250 рублей в год за гектар!!!
Добавьте сюда зарплаты в сотни миллионов рублей глав Газпрома, Роснефти, Сбербанка, ВТБ и прочих друзей-олигархов.


Полиция коррумпирована.
Преступность высока.
Дороги плохие.
Коммунальная инфраструктура изношена.
Дворцы чиновников обнесены колючей проволокой и строго охраняются.
Доходы от рекордно высоких цен ($2 трлн налогов) на нефть испарились.
На эти деньги можно было отстроить новую страну — с новыми дорогами, жилым фондом, социальной инфраструктурой.
Высокотехнологичные сектора экономики так и не созданы.
Благосостояние и покупательная способность людей перестало улучшаться и стало стремительно откатываться назад, к уровню 2000-х.
Коррупция в госзаказах процветает: в 2000 году в международном рейтинге коррупции Transparency International РФ делила 82-е место с Кенией, сейчас же РФ — на 135-м месте, рядом с такими странами, как Гондурас, Папуа-Новая Гвинея, Кыргызстан.
Система госмонополий в ключевых секторах экономики душит рост и развитие.
Нефтегазовый долг перед Китаем сегодня — почти вдвое больше, чем РФ занимала у МВФ и Всемирного банка в 1990-е.
Монопольная структура экономики приводит к постоянному высокому росту цен.
В огромной стране лишь около 5 тыс. километров скоростных трасс (в Финляндии примерно вдвое больше).
Сползание на периферию мировой экономики продолжится: в ближайшие годы ВВП РФ страны, как ожидается, будет расти на 1-2% в год, тогда как среднемировые темпы роста — 3,5%. РФ продолжит экономическое отставание от мира. (Министерство экономического развития разработало долгосрочный прогноз социально-экономического развития до 2035 года, из которого следует, что экономика страны в предстоящие 20 лет будет расти темпами примерно в 1,5 раза ниже среднемировых — тем самым РФ будет сдвигаться всё ближе к бедным странам).
Ограбление регионов только усиливается. Регионы поставлены на колени и лишены экономической и политической самостоятельности. В 2000 году доля доходов бюджетов субъектов РФ в общих доходах консолидированного бюджета РФ составляла 51%. Согласно отчету Федерального казначейства за 2017 год — только 35%. Все мало-мальски серьезные вопросы финансирования решаются только в Москве. Губернаторы превратились в жалких просителей, чья основная функция — просиживать штаны в Кремле, Белом доме, здании Минфина и пр.
Регионы во многом потеряли стимул к экономическому развитию.
Финансовая база местного самоуправления в России фактически уничтожена, у назначенных глав муниципалитетов полностью отсутствуют стимулы заботиться об интересах жителей своих территорий — они лишь исполняют команды сверху по контролю над денежными потоками.
Политика исламизации российского Кавказа ведет к вовлечению молодых людей в радикальное мусульманское движение. По оценкам, в рядах ИГИЛ сегодня воюют около 4 тыс. граждан России, в основном — выходцы из кавказских республик.
Обособленность Кавказа способствует усилению коррупции в этом регионе. Ситуация с коррупцией в целом по России за последние годы ухудшилась значительно. Но даже на этом общем фоне кавказские республики заметно выделяются.
В Чечне же на протяжении 15 лет работает коррупционная схема, по которой выделяемые из российского бюджета средства распределяются между представителями различных уровней региональной власти. Присваиваются в том числе и деньги, которые выдаются на компенсации чеченским семьям, пострадавшим от войны и стихийных бедствий.
При этом гражданам РФ государственная политика на Кавказе обходится в огромные суммы. В 2018 году только Дагестан и Чечня получили из федерального бюджета около 130 млрд рублей прямой господдержки — это 15% от всего объема федеральной финансовой помощи регионам. На душу населения Чечня получает почти 40 тыс. рублей в год федеральной господдержки, Дагестан — около 25 тыс., в то время как средняя цифра финансовой поддержки регионов из федерального бюджета по России в целом — менее 6 тысяч рублей в год на одного жителя. Бюджет Чечни зависит от федеральных дотаций на 83%, Дагестана — на 75%.
В последние 20 лет в РФ разрослось могущество сословия чиновников и людей в погонах. Они фактически живут в другой стране — на них не распространяются те же требования закона, что на обычных граждан, им принадлежат роскошные объекты недвижимости в элитных районах, огороженных колючей проволокой, куда обычным гражданам путь заказан. Их дети учатся в дорогих учебных заведениях, часто за рубежом. Их родственники владеют прибыльными предприятиями, получающими преференции от государства. Суды и полиция всегда принимают решения в их пользу.
По сути, выстроена негласная система «апартеида» — для одного класса людей, чиновников и силовиков, доступны невиданные блага, они находятся под особой протекцией государственной машины, в то время как остальная страна прозябает в весьма скромных условиях и оставлена один на один с произволом и беззаконием.
Разросшаяся армия силовиков и полностью подконтрольный им судейский корпус заняты активным грабежом российских предпринимателей. По данным уполномоченного при Президенте по правам предпринимателей Бориса Титова, число возбуждаемых уголовных дел по экономическим делам в 2016 году дошло почти до четверти миллиона, а процент оправдательных приговоров по ним составляет всего… 0,4%.
Из судебного произвола прямо вытекает другая беда РФ — огромная армия заключенных. Их больше 600 тыс. РФ лидирует среди стран Европы по числу заключенных на 100 тыс. человек населения. Огромное число людей сидит в результате неправосудных приговоров.
Для того, чтобы содержать всю эту армию заключенных, РФ содержит огромный штат ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) — более 225 тыс. человек. На ее содержание тратятся огромные средства — в федеральном бюджете-2018 на содержание ФСИН заложены 260 млрд рублей, это 60% федеральных расходов на здравоохранение.
Численность «Национальной гвардии» вдвое превысила штат бывших Внутренних войск (170 тыс. человек), т. е. в Росгвардии уже не менее 340 тыс.), и есть план нарастить численность Росгвардии к 2021 году еще на треть. То есть численность Росгвардии превысит 400 тыс. человек — фактически целая армия, предназначенная для борьбы не с внешним врагом, а с собственным населением.
Денег на Росгвардию власти тоже не жалеют: в федеральном бюджете на ее содержание заложены 224 млрд рублей (более половины федеральных расходов на медицину), предполагается дальнейшее наращивание расходов.
В целом расходы на чиновников и силовиков составляют до 40% в структуре федерального бюджета и более 20% — в консолидированном бюджете страны. Для сравнения — расходы на медицину и образование вместе взятые составляют всего менее 7% в структуре федерального бюджета и 19% в бюджете консолидированном. Крупнейшая статья расходов на силовые структуры — армия. Сейчас военные расходы РФ составляют около 3 трлн рублей в год, на пике войны с Украиной они достигали 4 трлн рублей.
Расходы на оплату труда военнослужащих составляют менее 20% в структуре военного бюджета России.
Соцсфера находится в роли золушки. По итогам 2017 года зарплаты в здравоохранении отставали на 18% от средней зарплаты в производственном секторе, а в образовании — на 23%. Фактически сферы образования и медицины выступают генератором нищеты и бедности.
С такими низкими зарплатами в медицине и образовании, конечно, не может быть и речи об их качестве. Это подтверждается и официальной статистикой. По данным Росстата, в 2016 году заболеваемость по большинству основных классов болезней была такой же или даже выше, чем в 2000-м, по сути, никакого прогресса.
При этом последние годы поставили абсолютный рекорд во всей истории страны (включая даже советское время) по смертности от онкологии — она достигла 300 тысяч в год.
В последние годы заметно уменьшалось число врачей: с пикового значения в 715 тыс. в 2010 году до 681 тыс. сегодня, что фактически вернулось к показателю 2000 года. Число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с 44,6 тыс. в 2000 году до 34 тыс. сегодня — это особенно актуальная проблема для сельской местности, откуда в результате масштабной «оптимизации» расходов на здравоохранение исчезли все учреждения родовспомогательной помощи, в результате чего зафиксировано немало случаев смерти новорожденных, не доехавших вовремя до роддома из удаленных мест.
Не лучше ситуация в образовании, особенно в среднем. Учитывая резкое сокращение числа школ и школьных учителей, а также нищенские зарплаты в этой сфере, наблюдаем фактический развал системы начального и среднего образования в стране. Вузы массово жалуются на низкое качество абитуриентов, практически все социологические опросы показывают резкий рост недовольства качеством школьного образования в стране. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума РФ занимает лишь 50-е место по качеству среднего образования, пропустив вперед такие страны, как Индия, Индонезия и Шри-Ланка. Развал системы образования грозит стране катастрофическим усилением отставания от глобального развития в будущем, дальнейшим скатыванием на мировую периферию.
Вся совокупность государственных институтов и проводимой ими политики подчинена, прежде всего, одной цели: обогащению узкого круга приближенных.
«Чиновники в России воровали всегда», — часто можно услышать от рядовых россиян. В таких масштабах — нет: собственно, РФ никогда и не получала триллионов долларов экспортных доходов, никогда в истории не было такого длительного периода относительно высоких цен на нефть.
В 2010 году исполнявший тогда обязанности президента Дмитрий Медведев, выступая с посланием Федеральному собранию, признался, что объем взяток, откатов и нецелевых расходов при госзакупках составляют не менее триллиона рублей «по самым скромным оценкам». На самом деле цифра воровства гораздо выше — а цитата Медведева про объем откатов так широко разошлась, что власти предпочитают больше так не откровенничать.
Коррупция — главный фактор подрыва конкурентоспособности страны на международной арене, как следует из многих опросов предпринимателей — и в частности, из позиций РФ в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
По фаворитизму решений госчиновников (в пользу аффилированных структур) РФ на 66-м месте в мире, по взяткам — на 76-м, по нецелевому использованию бюджетных средств — на 82-м, по независимости судебной системы — на 90-м. Многие страны Азии и Африки намного обошли нас по этим показателям.
Еще в 2015 году 54% россиян, по опросу «Левада-Центра», ощущали, что РФ находится в международной изоляции. С тех пор ситуация усугубилась. Боевые действия, в самых разных странах, привели к тому, что РФ в мире стала восприниматься как ненадежный и -агрессивный партнер. Это привело к разрыву сотрудничества по целому ряду важных -экономических проектов, политическому напряжению и последовательным санкциям, -применяемым против российских компаний и чиновников.
А вот как наше «экономическое могущество» РФ смотрится на фоне других мировых центров силы: доля России в мировом ВВП опустилась до менее 2%, против 26% у США, 23% у Евросоюза, 16% — у Китая и т.д.
Не добившись успехов в экономическом развитии страны и выводе России на передовые позиции на мировом рынке, глава Российского государства сделал ставку на военную силу. По мнению бывшего министра иностранных дел Польши Радека Сикорского, Путин убежден, что «имеет дело на Западе с дегенеративными слабаками и силой может вынудить добиться желаемых для него уступок». Сикорский охарактеризовал Путина как политика с «заниженным чувством опасности».
Начиная с 2008 года, российское руководство втянуло страну в целую серию известных вооруженных конфликтов. Глобальные результаты внешней политики РФ явно нанесли огромный ущерб национальным интересам.
В 2014 году РФ была фактически исключена из «Большой восьмерки» — клуба лидеров самых влиятельных стран мира, а блок НАТО приостановил проведение военных и гражданских встреч с Россией, а также отказался от планирования совместных военных миссий.
Российская делегация была лишена права голоса и права занимать руководящие должности в Парламентской ассоциации Совета Европы и фактически прекратила свое участие в организации. Одновременно было прекращено сотрудничество в рамках комитета Россия-ЕС Европейского парламента.
Западные страны начали политику санкций в отношении России. Такого масштаба санкций не вводилось даже против Советского Союза; РФ сегодня входит в число стран, против которых введены наиболее серьезные международные санкции — КНДР, Судан, Иран, Сирия (хороая компания вместо «Большой восьмёрки»). На сегодняшний день под санкциями находятся десятки российских чиновников, офицеров, представителей бизнеса, СМИ, а также компаний.
Санкции, под которыми оказалась РФ в результате внешней политики, поставили под удар российскую экономику. Они привели к резкому снижению притока инвестиций и, как следствие, увеличению налоговой нагрузки на граждан РФ и местный бизнес. Сжатие внешнего кредитного портфеля российских корпораций и банков с июля 2014 года составило порядка $200 млрд — компании и банки были вынуждены отдавать внешние долги, лишившись возможности занимать новые средства на внешних рынках. Санкции ускорили инфляцию, а также стали причиной резкой девальвации рубля: в 2014 году рубль оказался наиболее стремительно падающей валютой среди 170 мировых валют. Даже антизападно настроенный советник президента РФ Сергей Глазьев оценил убытки от санкций для нашей страны только за первые два года в $250 млрд.
Как показал опрос «Левада-Центра», более 80% россиян ощутили на себе снижение уровня жизни в результате противостояния нашей страны в Западом и политики санкций. Реальные доходы населения сокращаются четвертый год подряд. Значительное ухудшение экономического положения страны возобновило демографический кризис: рождаемость в 2017 году сократилась более чем на 11,5%.


Начало ХХI века дало России уникальный шанс на создание современной конкурентоспособной экономики и формирование политической системы, отвечающей интересам граждан. Благодаря удачной внешнеэкономической конъюнктуре за годы правления Путина страна получила от продажи сырьевых ресурсов $3,5 трлн. Такой приток денег в экономику при стабильном экономическом положении давал руководству РФ возможность осуществить практически любые реформы. Но нефтяные сверхдоходы не изменили страну к лучшему, они лишь сделали богаче российских «олигархов» и силовиков. А проиграла — страна. Малый бизнес задушили налогами, антисанкциями и административным давлением. Пенсии в России не дотягивают даже до самых бедных европейских стран. Грабят поборами дальнобойщиков. Учителей и врачей увольняют по всей стране, денег на их содержание банально не хватает.



Другие статьи в литературном дневнике: