Яшкины дети. Татьяна Толстая, ее отец и др.Вчера написала рассказик "Как познакомиться" специально на конкурс рассказов о животных "Братья наши меньшие - 2" и сегодня, совершенно случайно, читаю критику Дарьи Кудрицкой "Яшкиных детей". Статья начинается с анализа чеховской "Дамы с собачкой". Мне это кажется удивительным совпадением! Галина Щербакова - автор "Яшкиных детей". Мне ее повести интересны, но они такие все придуманные! Не из жизни, а из авторской головы. И интересно мне, кто этот Яшка, о чьих детях пишет Щербакова. Может быть, это лакей Яшка из "Вишневого сада"? Дети лакея Яши из "Вишневого сада" - это наша интеллигенция из телека. И большая часть советской "творческой интеллигенции", кормившейся из кормушки. Это Татьяна Толстая, ее дедушка, Алексей Толстой, отец Татьяны Толстой, физик (читала я о нем, что он на своих лекциях рассказывал о своих заграничных поездках (советским студентам, которым ход за границу был тогда накрепко закрыт) - как лакей Яша все рассказывал о культурности заграницы), ну еще такие, как Божена Рынска (это одна авторша в ЖЖ, она раньше была корреспондентом аж "Известий" - но возможно, что "Известия" стали желтой газетой, я их давно не видела). Вот это дети лакея Яши. И еще это все, кто ругает совков и быдло (лакей Яша это тоже делал, только другими словами). И еще сейчас встретила цитату из Вайля, у {Дины Ивановой 2}Дина Иванова 2 в воспоминаниях Дины о Венеции (Венеция - венец воспоминаний): Хорошо в своих заметках подметил Пётр Вайл: «Надо быть снобом, чтобы не полюбить Венецию, после того как её полюбили и красноречиво признались в этом сотни достойных людей. Только в русской традиции: тут Блок, Кузьмин, Ходасевич, И написала я коммент (скопирую его сюда): слова эти Петра Вайля мне кажутся снобскими. Как будто полюбить можно только то, что уже полюбил кто-то достаточно достойный ДАЛЬШЕ Хотела сделать заголовок записи: Яшкины дети: Татьяна Толстая, ее отец, отец ее отца и мн. др. А двоеточие убирается, "многие другие" не вмещается, и "мн. др." тоже почему-то убирается. Но подумала: кто же тогда Яшка, если Татьяна Толстая и ее родители - Яшкины дети. И получается, что Алексей Толстой - лакей Яшка. И ведь он и в самом деле был лакеем. Прислуживался власти по-лакейски за сытую лакейскую жизнь. Стала сейчас искать в сети и нашла. Копирую: Галина Щербакова. Яшкины дети Новая книга Галины Щербаковой — это сборник рассказов, персонажи которых напоминают знаменитых чеховских героев, но только в декорациях современной жизни. Сама Щербакова говорит: "Эта книга — дань любви всей моей жизни к Антону Павловичу Чехову". Почему "Яшкины дети"? А помните этого подлеца и хама-лакея из "Вишневого сада", Яшку, загубившего старика Фирса и укатившего потом с хозяйкой до городу Парижу? Ну так вот, по мнению Щербаковой, потомков этого Яшки сегодня в России пруд пруди, более того, они и заправляют страной, так сказать, на всех уровнях, от постового милиционера до властных верхов. Не то чтобы они составляют большинство, но сейчас — определенно их время. "Яшка — лакей, — выделяет Щербакова, — Это самый короткий путь крестьянина в люди. Его лакейство — угодливость, но не исполнительность, преданность, но с душком предательства, форсистость до омерзения. Узнаем мы в рассказах Щербаковой не только "Яшкиных детей", все же не так жесток и беспросветен Антон Палыч Чехов, но, вообще, его героев, которые за столетие никуда ведь не делись: Дама с собачкой, люди с Лошадиной фамилией, Унтер Пришибеев, Человек в футляре, Ванька… и др. "ЯША: (машет рукой). Выводят только из терпения… Через шесть дней я опять в Париже… Только нас и видели… Вив ля Франс. Здесь не по мне… не могу жить, ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество — будет с меня…" (конец копии, отсюда ) Уже посвящение Чехову от Галины Щербаковой - это как будто сам Чехов написал: "Эта книга — дань любви всей моей жизни к Антону Павловичу Чехову". Чехова всю жизнь преследовали литературные барыньки. И после жизни продолжают преследовать. Книги Галины Щербаковой - те, которые я читала, - полны литературных штампов и полны стереотипными фантазиями. Она даже Чехова читает и видит фигу - "фигу" зачеркиваем и пишем поверху: шаблоны. > демонстративно-холуйская, своекорыстная преданность барину Где, в каком месте Чехов показал хоть какую-то преданность барину лакея Яшки? Нигде. Галина Щербакова ее сама придумала. У нее в голове уже готовая картина, что и как должно быть. Вот как литературные барыньки видели только то, чего нет в жизни, так и Галина Щербакова. Видит и пишет то, что положено. > Яшка — лакей, — выделяет Щербакова, — Это самый короткий путь крестьянина в люди. Где же хоть что-то сказано Чеховым о связи лакейства с крестьянством? И где же, интересно, Чехов хоть как-то намекнул на то, что крестьяне - это не люди? А каким показал Чехов лакея Фирса, Галина Щербакова не заметила. Она, как Любовь Раневская, про Фирса забыла. ЧЕХОВ О ТАКИХ, КАК ЩЕРБАКОВА Щербакова - это все, что не любил Чехов в барыньках, придумывающих образ самой себя и придумывающих образ действительности. Сужу я о Галине Щербаковой, конечно, исключительно по ее книгам. Кое-что из того, что написано Чеховым о таких литературных и окололитературных барыньках. Потом все сидели в гостиной, с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз крепчал...» Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука... В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, — читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать. Рассказ "Княгиня" о барыньке не литературной, но сочинительницей по жизни. Тоже тоже живет "в образе", сочиняет себя и сочиняет, что думают о ней другие: Когда вошел архимандрит, княгиня восторженно вскрикнула, скрестила на груди руки и подошла к нему под благословение. То есть княгиня эта слышит только саму себя. И придумывает окружающих - как зеркало самой себя. Что они думают о ней. Княгине казалось, что она приносила с собою извне точно такое же утешение, как луч или птичка. Ее приветливая, веселая улыбка, кроткий взгляд, голос, шутки, вообще вся она, маленькая, хорошо сложенная, одетая в простое черное платье, своим появлением должна была возбуждать в простых, суровых людях чувство умиления и радости. Каждый, глядя на нее, должен был думать: "Бог послал нам ангела"... И чувствуя, что каждый невольно думает это, она улыбалась еще приветливее и старалась походить на птичку. А вот то, что думает о княгине Чехов. Диалог княгини с врачом: Княгиня прошлась по аллее, села на скамью и задумалась. Вставлю свой комментарий. Еще пример того, как княгиня не слышит, что ей отвечают. Она слышит только то, что ожидает услышать, и отвечает на ожидаемое, а не на то, что ей сказали. - Я здесь каждую субботу ночую, по обязанности. Я тут лечу. Чехов ясно и понятно (для тех, кто его читает) писал, кто развратил народ - вот такие барыньки с отвращением к неприлично одетым и с все вокруг затмевающей любовью к самой себе. А вот барынька из "Вишневого сада", с которой я уже Галину Щербакову сравнила, точнее, на сравнение с которой Галина Щербакова сама напросилась. Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив. Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой. И в конце пьесы: Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!.. В последний раз взглянуть на стены, на окна... По этой комнате любила ходить покойная мать... Появляется запертый забытый лакей Фирс (забытый и Галиной Щербаковой тоже, как и Любовью Андреевной, в ее вступлении о лакеях у Чехова), говорит свой короткий монолог, и занавес. НАБЛЮДЕНИЯ VS. РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитала остроумные рассказы Нины Турицыной. И немного поспорила с автором предыдущей рецензии. Он написал: > Совершенно справедливо! И размышления тонкие, серьёзные! И я написала как бы в ответ: > Наблюдения это, тонкие и умные - и смешные! (Это я про то, что не размышления - размышления часто банальны, а для наблюдений нужен острый ум.) НАРЦИССЫ ЧАСТО БЫВАЮТ УМНЫ И ТАЛАНТЛИВЫ Уже детьми они часто бывают одаренными и/или красивыми. С Галиной Щербаковой прежде всего вспомнила я про ее первую опубликованную повесть "Вам и не снилось". Кич про Ромео и Джульету. Мальчик кинулся навстречу возлюбленной (девочке) с седьмого этажа. Ну да. Ромео и Джульета второй половины двадцатого века. Если бы она сочиняла это сейчас, то еще бы эпоху тоталитаризма присочинила. А, и вспомнила я как особую пошлость в этой повести, как мама девочки читает ее дневник и поражается страстной любви. И думает, что у девочки ведь трусики 34-го размера! И таким это тоном, что сейчас читательницы от умиления все расплачутся. Т. е. Галина Щербакова сама умилялась этим трусикам! Очень похоже на баб, страдающих (или наслаждающихся?) нарциссизмом (да, говорят, что его особенность - что страдают от него окружающие, а не сами нарциссы). Я тут на днях начала читать воспоминания одной такой "нарциссистки", так она пишет о себе, как она лет в пять (если не раньше) страдала от того, что мама уходила по вечерам на свидания, а ее оставляла дома одну: "И я смотрела ей вслед огромными печальными карими глазами." Ну ведь явно сочинила она эти свои огромные глаза и плакала о себе! Уже взрослой. Т. е. нарциссисты - они себя видят как бы глазами других. Ну это то, о чем писал Чехов в рассказе "Княгиня", например. И стало мне интересно, как выглядит Щербакова. И похоже по фоткам, что да, женщина она изящная и миниатюрная, с маленькими ручками. Так что вполне похоже, что правильно я предположила, что умилялась Галина Шербакова своим собственным трусикам 34-го размера. КОГДА МУЖЧИНА ВЫДАЕТ СЕБЯ ЗА КОГО-ТО ДРУГОГО, КЕМ ОН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Как -то на сайте знакомств я наткнулся на портфолио очень офигенной девчёнки. Я ей написал, но она не ответила, даже на страничку ко мне не зашла. ... Рассказ Олега Лубанца "И нищим хочется гламура" Комментарии к рассказу Хе! Будь я вместо Алины, быстренько бы разобралась, кто ты есть на самом деле))). Поверь, Олег, опыт имеется). А эта твоя "сбывшаяся мечта" - обыкновенная пустышка, желающая себя подороже продать. Рассказ твой, как всегда, хорош. Читала с удовольствием). С теплом, В этот рассказ я заложил глубокий смысл. тут описывается как человек был счаслив только благодаря лжи. То есть, если бы не лож, у него может быть и не было таких счастливых моментов. Только благодаря лжи он получил самые яркие момнты. Благодаря лжи он соединился с мечтой. Но ведь ложь, то все равно до добра не довела, все равно он ее потерял, а она даже и не догадывалась, что вот как сильно ее любил. До добра не довела. Но внесла самые яркие моменты жизни. А если бы не лож, то и моментов бы небыло. Тем нащупана Вами очень важная. Я сам это приметил. На прежней работе часто ездил с молодыми мужиками. И вот едем вдоль Лебяжьей канавки к Неве, справа Летний сад. Сентябрь. Солнце светит. Девочки идут в ажурных платьях. А мужики - ломбардини, мэрин, порш.... Я им: пацаны. вам бы такую машину, чтобы отсасывала, и никакие бабы не будут нужны! Они посмотрели на меня тупо, и ничего не поняли. До боли знакомая история... когда-то, возвращаясь с вечеринки наврал какой-то джинсовой газели в троллейбусе, что я инопланетянин. Единственным доказательством этого факта являлось моё икание между равными промежутками времени, которое я попытался выдать за позывные своего начальства, которое я послал подальше. Строя из себя героя, распушив павлиний хвост, я пошел провожать пассажирку через парк, где подбил ее на воровство здоровенного противосолнечного зонта, под которым днём щла торговля мороженым. Вот почему я вспомнил дождь. Тогда тоже пошёл дождь, и мне надо было укрыть свою инопланетную девушку. И я ничего лучше не придумал как вывинтить винт из алюминиевого кронштейна и выдернуть этот гигантский гриб вместе со стеблем. Разумеется, я сказал, что все это проделал лазерный гиперболоид, вмонтированный в мизинец моей правой ноги. © Copyright: Елена Гохнадель, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|