***

Евгений Садков: литературный дневник

Думаю, Арон, вопрос об опробовании аграрной реформы в отдельно взятой губернии является риторическим. Да и не мог сам "назначенец" вписаться в условия, характерные для западных земель. Да и что можно сделать за восемь месяцев даже такому человеку, как Столыпин? Очевидно, лишь обозначить общие тенденции необходимых перемен, так сказать "перестройки". И знаешь, Арон, мне показалось, что и сам Петр Аркадьевич не очень верил в неё. Или это была игра других людей, в которой ему предназначалась роль приближенной "фигуры"? Узнаем ли мы истинный расклад?


Не знаю, что вы хотите узнать, а вот либерал Милюков припомнил нашему герою балашовскую историю. После стремительного назначения Петра Аркадьевича, опять же с подачи Плеве, саратовским губернатором, случилась здесь одна неприятность. По словам Милюкова, Столыпин хоть и не самый дурной из губернаторов, но крестьянская экзекуция в уезде нашла в нем особенно усердного адепта.


Получается, что наш герой, включаясь в "сельхозперестройку", не учитывал ( или не хотел учитывать) человеческий фактор?


Можно подумать, что у вас он учитывается. Ты ещё скажи, что у вас нет сословий. Вернемся к упомянутому Милюковым случаю. Петр Аркадьевич уже проработал на новом месте два года. Местные либералы обвиняли его в излишней жесткости. В свою очередь крайние правые предъявили счет: ни в одной другой губернии не было сожжено столько дворянских имений. В это время Столыпин дружил с красными земцами. И вот на один из организованных ими митингов напали черносотенцы. Губернатор пришел на выручку. Вызванные им казаки вывели осажденных. В это время толпа бросала в земцев камни, один из которых попал в Петра Аркадьевича. Казаки же били выводимых нагайками. Досталось и находящемуся рядом со Столыпиным председателю управы Н.Н. Львову.


Арон, есть и другая трактовка произошедшего. В ярмарочный день уездный предводитель с группой товарищей проводили на втором этаже трактира демократическое мероприятие с закусками и революционными песнями. Это не понравилось гуляющему на первом этаже торговому люду. Находившийся в это время в Балашове Столыпин вызвал казаков и те арестовали Львова и его товарищей. Во время эскорта толпа прорвала строй и накинулась на красных земцев. Казаки, отгоняя нападавших, пустили в ход нагайки. Досталось всем: и арестованным, и их обидчикам. Возможно, присутствие Столыпина в уезде сыграло в ситуации роль катализатора. Каждая из сторон хотела таким образом утвердиться в глазах окружения. Демократическая пресса тех дней описала зверства казачества. Кстати, сам Львов, один из крупных землевладельцев, потом прослыл среди большевиков махровым черносотенцем. Как быстро меняется расклад.


Многие тогда указывали на двусмысленный характер поведения губернатора. Отмечалось, что среди сожженных имений большинство принадлежало оппозиционным политическим деятелям.


То есть, Арон, допускается некая управляемость внешне неуправляемых процессов? Рискну даже сказать о виктимности нашего героя.


Ну, это ты хватил. Скорее, уверенность. Все отмечали личное мужество Столыпина, не принимавших никаких мер для личной безопасности в то время, когда террор был в самом разгаре. Это качество совмещалось в нем с другой чертой-его борьбой против прогрессивного саратовского крестьянства. Об этом перед самым роспуском Думы первого созыва рассказал депутат Аникин. В 1903 году пятнадцать молодых крестьян села Лох объединились в артель. На общие доходы организовали народную библиотеку, помогали местной бедноте и погорельцам. Эти крестьяне стали культурным ядром села. Столыпин, надавив на местное начальство, разогнал организацию. Члены артели были арестованы. Без объяснения, без предъявления обвинения крестьян более полугода держали в заключении. Аналогичная история случилась в Синодском, Малой Сердобе и Ключах. Здесь артели почти ежедневно подвергались обыскам. Полиция перекапывала грядки, перерывала солому, разваливала снопы.


Тот же Аникин описывает в чрезвычайно резкой форме объезд Столыпиным петровского уезда. Здесь, на сходах губернатор "кричал, ругался нецензурными словами, грозил крестьянам и Сибирью, и каторгой, и казаками..." В селе Черкасском зажиточного крестьянина Кулакова арестовали только за то, что он сказал Столыпину по поводу принятой на сходе резолюции: "Ваше превосходительство, здесь одна правда." Несомненно, отношение Петра Аркадьевича к крестьянству было иным, чем к дворянству и интеллигенции. А вот цель общая-разрушение и устранение независимых от администрации организаций. Любопытный характер носила борьба с митингами городской демократии. Они к этому времени стали носить массовый характер. Столыпин "искоренил" их исподволь. Сначала у содержателей больших залов отбиралось подписка о проведении подобных мероприятий. Затем следовали меньшие помещения. Собрание переносилось за город. Здесь присутствовали в основном молодежь и рабочие. Тут-то и наносился решительный удар-место окружалось казаками и организаторы арестовывались. Вскоре митинги в Саратове прекратились.


Характерно, что Столыпин в 1905 году считался либеральным губернатором. В октябре начались переговоры о вступлении нового человека в кабинет внутренних дел. Лидер право-либеральных политических сил Гучков предлагал в противовес Дурново кандидатуру Петра Аркадьевича. Это же предложение исходило от дальнего родственника Столыпина-А.Д. Оболенского, обер-прокурора Святейшего Синода. Но Витте выбирает Дурново. Напомню, протеже Петра Аркадьевича к этому времени уже убит.


Что же, Арон, сделаем и здесь промежуточный вывод. Сделаю свой, чисто субъективный. Нельзя официально задумывая реформы, не думать о тех, о ком идет речь.


Я уже указывал адрес, куда ты можешь поместить свои выводы.




Другие статьи в литературном дневнике: