Алексей Борисович Мозговой.

Николай Сологубовский: литературный дневник

Алексей Борисович Мозговой.
«Я ушел на войну без остатка, пока идет война, бригада - моя семья».


Читая воспоминания Бориса Рожина об Алексее Борисовиче Мозговом


… Об Алексее Мозговом я узнал в апреле 2014 года, когда он появился на экранах телевизоров как один из лидеров восстания в Луганске. Там образовалось два центра силы — группа Болотова и группа Мозгового, у которых имелись разногласия. В апреле, закончив с гуманитарной программой для Севастополя, мы начали переориентироваться на Донбасс. Мы выбрали Мозгового и думаю не ошиблись. Удалось установить контакт и начать работу, которая впрочем была не очень долгой, так как Мозговой вскоре покинул Луганск и ушел на запад, после чего мы по Луганску уже работали с «Бэтменом», «Лешим» и еще рядом командиров.
Летом наше сотрудничество возобновилось, мы возили гуманитарные грузы на подведомственные Мозговому города. Пзнакомился я с ним лично в Ялте на известной конференции, где удалось просто поздороваться с человеком, которые за короткие месяцы успел стать легендой.
Ближе я познакомился с ним уже в сентябре 2014 года — в один день со Стрелковым, когда обсуждались проекты гуманитарных движений на Донбассе (которые позднее вылились в движение «Новороссия»). Я неожиданно получил возможность пообщаться с комбригом «Призрака».

Что мне запомнилось в Мозговом, так это то, что он не позер — какой он был в своих выступлениях, такой он и в жизни. Всегда ведь есть вероятность, что очередной «народный вождь» лукавит, носит маску «правдоруба», а сам жаждет славы и богатства. И я, как скептик, ожидал определенного расхождения в медийном образе и человеком в реальной жизни. Мозговой был не таков, это был идейный человек, который предпочел отстаивать свои идеалы, хотя мог вписаться в столь нелюбимую им «систему» и быть как все, забыв справедливость и другие высокие цели.
Он своей жизнью и смертью доказал, что он не лукавил и был готов умереть за то, что говорил.

Мне еще тогда запомнилась его фраза: «Я ушел на войну без остатка, семьей заниматься не могу, пока идет война, бригада - моя семья». Он пожертвовал частью личного блага ради общего дела, хотя мог бы «на той войне незнаменитой» изрядно обогатиться, хотя бы на торговле углем. У него был другой путь, который он прошел до конца.

Жил Мозговой скромно, гонял местный криминал, в угольных скандалах замечен не был. Постоянно пытался организовать какие-то народные акции — не имея возможности распространить свои идеи на всю республику, пытался делать там, где мог, чтобы хоть что-то менять в окружающем мире.
Именно поэтому у него и сложился образ местного «Че Гевары», который выступал за народ и старался был ближе к народу на словах и на деле. Поэтому в меняющийся политический ландшафт ЛНР он вписывался плохо, за что и был гоним, так как с «Фиделями» в ЛНР было напряженно.

Его борьба с олигархией, которую он начал, как свое знамя, притянула к нему не только массу добровольцев левых и коммунистических убеждений, но и принесла ему массу симпатий со стороны людей, для которых слово справедливость - не пустой звук. Поэтому в его бригаде, помимо местных доброльцев, всегда было много интернационалистов из России и стран дальнего зарубежья.
При этом, что удивительно, одновременно с этим в его подчинении были и отряды националистов. Всех этих людей притягивал образ Мозгового, который был ЗА ПРАВДУ, правду, которую каждый понимал по своему, но которая их объединяла ради общего дела.
И ведь это был не просто лозунг, Мозговой так жил и действовал, что люди которые ехали к нему, видели в нем Маяк, который освещал туманное будущее Новороссии!

По реакции на его смерть хорошо видно, как трагическая гибель комбрига опечалила очень многих людей разных взглядов и убеждений: умер близкий им человек.

Такой неудобный человек всячески гнобился — его поливали помоями различные украинские эмигранты, его постоянно гнобили СМИ киевской хунты, ему перекрывали поставки БК и «гуманитарки», ему запрещали проводить парады и международные форумы, его пытались сделать козлом отпущения за просчеты командования в Дебальцевской операции.
В итоге, он стал выглядеть «белой вороной», так как его взгляды уже довольно сильно разошлись с новой реальностью… Но он не смог предать свои идеалы.

Некоторые считают это донкихотством, другие — упрямством, третьи — глупостью. Но именно такие люди, заряженные Идеей, которая овладевает массами, и двигают Историю.
Именно Мозговой был в числе тех вождей Революции, которые своим порывом зажгли огонь Новороссии, которые оторвали Донбасс от Украины и до самого последнего вздоха не давали этому огню погаснуть.
Без таких людей не было бы ничего — народные республики и Новороссии еще недавно были лишь информационными фантомами.
Эти люди своей жизнью и смертью наполнили эти Идеи реальным содержанием. Потому что в те дни люди шли за вождями, которые несли в себе огонь новых Идей, которая стала реальной альтернативной постылому «украинству»

Конечно, человек совершает ошибки… Люди не идеальны… Но перевешивают ли ошибки Алексея Борисовича то, что он сделал, и то, ради чего он боролся, зажигая сердца людей надеждой на то, что перемены к лучшему возможны, что справедливое устройство общество возможно, что это не не пропагандистский штамп?
Ведь эта Вера, которую олицетворял Мозговой, изменила жизнь многих людей, которые бросили свои обычные дела и приехали воевать на далекий Донбасс за те Идеи, которые он проповедовал.
Эта Вера в значительной мере изменила и мою жизнь, так как для меня идея Новороссии стала важной жизненной целью, реализации которой я хочу достичь.

Алексей Борисович Мозговой… Человек, подобно комете, пролетел перед нами и сгорел в плотных слоях атмосферы. Но за этот короткий и стремительный путь он сделал много, чтобы войти в Историю. Помимо сугубо исторической роли одного из вождей Новороссийской Революции, Мозговой на долгие годы останется одним из символов борьбы за справедливое устройство общества и народное благо.

Да, кое кто будет говорить: ну и что — его же убили, он не смог реализовать свои цели. Но он искренне пытался это сделать и отдал за это свою жизнь.

В такой короткой, но насыщенной жизни Алексея Борисовича больше смысла, нежели в жизнях тех, кто бесцельно проживает ее в потребительском спокойстве, лежа на диванах и смотря по ТВ очередную войну.

Его жизнь и смерть открыли дорогу его героизации.
Мозговой достоин посмертного увековечивания как символ.
Такие люди уходят в бессмертие, становясь для новых поколений моральными, нравственными ориентирами, которые олицетворяют тягу Человека к Справедливости. Все новые и новые борцы за справедливость будут вставать на смену тех, кто пал в борьбе за нее.
Покойся с миром, Алексей Борисович, до конца жизни я буду гордиться тем, что был знаком с тобой.
Всем, кому был дорог Алексей Мозговой, мои искренние соболезнования.


Полностью вы можете прочитать статью Бориса Рожина здесь:
colonelcassad



Другие статьи в литературном дневнике: