Василий Лановой. Секреты жизнелюбия

Николай Сологубовский: литературный дневник

Василий Лановой. Секреты жизнелюбия
http://nikolaysolo.livejournal.com/1555932.html
Василий Лановой: к "звездам" себя не отношу

16 января – 80 лет со дня рождения народного артиста СССР.
С уверенностью можно сказать, что именно Василий Семёнович, создав образ легендарного офицера, генерала всего Советского Союза в фильме «Офицеры», тысячи, если не миллионы юношей заставил избрать профессию - Родину защищать.
Случайностей в искусстве не бывает: не случайно именно Лановой сыграл когда-то революционного романтика Павку Корчагина и просто романтика - Артура Грея, с потрясающей достоверностью воплотил на экране графа Вронского, императора Константина Багрянородного, кардинала Ришелье, офицеров милиции и бывшего лётчика Вадима Алтунина... Он собственной жизнью наполнял эти образы.
В своём родном академическом театре имени Е. Вахтангова Василий Семёнович трудится без малого шесть десятилетий! То есть, как сделали ему после Щукинского училища запись в трудовой книжке, так она больше не менялась. «А что кино? Александр Птушко для «Алых парусов» перебрал 104 актёра, прежде чем на мне остановился. Так ведь и откровенно признался: «Меня интересуют в вас только ваши внешние данные». «Понимаешь, - говорил мне Василий Семёнович, - кинематограф пользовал в основном лишь мою фактуру. И вообще любые съёмки только опустошают. Зато театр всегда окрыляет. Наш великий учитель Евгений Вахтангов не зря утверждал: театр должен уметь «делать лица». Играть надо всё – от трагедии до водевиля».
На собственно фактуре Ланового есть резон остановиться подробнее хотя бы потому, что примерно с начала шестидесятых и до середины восьмидесятых в Советском Союзе никто ему, в этом плане, не составил конкуренции. Помню, моя приятельница, пылкая и давняя почитательница таланта Ланового, призналась: «Вася Высочество (так его доныне называют все воздыхательницы) - самый красивый артист в стране, - «Симпатичный,- говорю ей с ехидцей, - а Сергей Столяров, Олег Стриженов?» - «Да никакого сравнения! – возмутилась дама. - У первого красота лубочная, у второго - революционная. А Васечка - просто красавец на все времена!».
Да, природа и отец с матерью с потрясающей щедростью наградили актёра ликом и статью – спина как струна и взор орлиный.
Василий Семёнович и в свои восемьдесят запросто взбежит по лестнице и без напряга наденет любой из своих сценических костюмов театральной молодости. А ведь есть же ещё и его чудный голос – уникального, неповторимого тембра!
Кто ещё так прочтет Пушкина, Маяковского, Шевченко, Шота Руставели, Мериме, как Лановой? Для этого, как минимум, нужно иметь его завораживающий голос; владеть отточенностью его дикции, присущей сейчас, увы, очень невеликому числу исполнителей; своеобразной, ни на кого не похожей манерой чтения, гармонично сочетающей высокий поэтический «штиль» и мягкий, умный юмор.
Это Василий Лановой озвучил документальную киноэпопею «Неизвестная война» (в русском варианте «Великая Отечественная»), подготовленную американцами, где дублировал ведущего - выдающегося актера Берта Ланкастера. И получил за это Ленинскую премию. Не знаю более случая, чтобы актёра отмечали столь высокой наградой не за созданные им роли, а именно, как мастера художественного слова.
...С Василием Семеновичем Лановым меня связывают 37 лет очень хорошие отношения. Дружескими назвать я их не решусь хотя бы потому, что однажды услышал от земляка: «Я уже нахожусь в таком возрасте, когда друзей не приобретают. Всё чаще думаешь о том, чтобы они не уходили». И, тем не менее, повторяю, Лановой всегда очень замечательно и внимательно ко мне относился: выступал по моей просьбе в «Красной звезде», приходил к нам на редакционные посиделки, никогда не отказывал мне в интервью (я написал о нём добрых два десятка материалов). Однажды в Доме актёра имени А. Яблочкиной я вёл его творческий вечер. Часто посещал его спектакли, бывал в его квартире на Суворовском, 17.
В наших беседах «не для печати», артист всегда выказывал подкупающую остроумность, веселость и откровенность, которой многие его коллеги избегали по причине боязни «как бы чего не вышло».
А Лановой – человек мужественный, смелый, чрезвычайно независимый в своих суждениях. И вместе с тем он мудрый публичный деятель, прекрасно отдающий себе отчёт в том, что значит для людей слово, им молвленное. Поэтому вы, читатель, никогда и нигде не встретите его праздного трёпа на публику, не увидите Ланового что-то рекламирующего. Даже в самые трудные лихие девяностые, когда Василию Семёновичу с женой Ириной Петровной Купченко приходилось еле выживать, да ещё обучать двух сыновей.
Да с Лановым просто интересно общаться! Наверное, и потому, что он с детства - завзятый книгочей. Даже представить трудно ситуацию, чтобы Василий Семёнович, играя, предположим, Джорджа Бернарда Шоу в «Милом лжеце», ограничился только лишь текстом пьесы американского посредственного журналиста Джерома Килти. Или чтобы ему, скажем, кто-то подбирал поэтические произведения для его собственных творческих вечеров. Кстати, в отечественном актёрском сообществе никто лучше Ланового не знает творчества Пушкина, равно как и других поэтов, чьи стихи он читает для публики.
- Василий Семёнович, вопрос почти риторический, и, тем не менее, вы не ощущаете себя со своим творческим багажом белой вороной среди современных теле- и театральных звёзд? - спросил я его.
- Среди них я себя никак не ощущаю, поскольку не отношу себя к ним. То, что ты называешь «звёздами» - на самом деле голый продукт современного шоу-бизнеса, который характеризуется пренебрежением к традициям отечественного искусства, к накопленному веками опыту, к постоянной и целенаправленной работе в профессии вообще и к самообразованию, самовоспитанию. Настоящего актёра может сделать только театральный вуз, та самая традиционная «школа», а отнюдь не частое мелькание в телебалаганах. Но, увы, сегодня во главу угла ставятся быстрые деньги и быстрая слава, а отнюдь не талант и трудолюбие. Сегодня на сцену или съёмочную площадку выходят не ради служения высоким идеалам (большинство из современных «звёзд» и слова-то такого – «идеалы» - не знают), а ради сиюминутного успеха, добытого любой ценой – обнажением телесным и нравственным, матом, кощунством, пошлостью, бесчестностью. Мы в молодости тоже не страдали заниженным самомнением. На первом курсе были абсолютно убеждены: можем сыграть всё, что угодно. И первая известность кружила, пьянила наши головы. Зато к четвёртому курсу начинали понимать, как мало ещё умеем. А с приходом в театр «головокружение от успехов» и вовсе проходило. Ну что ты хочешь, если я почти шесть лет выходил на сцену только в массовках и эпизодах, хотя в кино сыграл уже и Павку, и Грея.
Главное трагическое несчастье, которое принёс нам капитализм, - это, безусловно, уменьшение духовности. Польза, польза, польза! Деньги, деньги, деньги!
Руси это было несвойственно, она никогда не была меркантильна, а теперь невольно ловишь себя на мысли: раньше я бы сел и читал, а сегодня надо бежать на концерт, ещё на один. До перестройки такого не было: мы жили, словно в заповеднике. Будущее всегда представлялось нам, если и не светлым, то спокойным - точно. 140 рублей пенсии, - этого же с лихвой хватало! Старики ещё и откладывали себе на смерть. А сейчас страх перед завтрашним днём во сто крат усилился. И с увеличением потребительства духовность в геометрической прогрессии уменьшается. Не зря американские философы всерьёз говорят, что потребительство будет последним гвоздем, вбитым в гроб цивилизации.
…Все его родичи с отцовской и материнской сторон были крестьянами из села Стрымба, Кодымского района Одесской области. Они пахали землю, занимались животноводством. На всё село - всего три фамилии: Лановые, Якубенки, Дундуки.
- Каждое лето из Москвы мы обязательно ездили к бабушкам с дедушками, - вспоминает Василий Семёнович. 20 июня 41-го года мама отправила нас, троих детей, с проводником: младшей сестре было четыре, мне - семь, старшей - десять лет. А сама она должна была приехать через пару недель - провести с нами отпуск. К осени мы бы вместе вернулись домой. 22 июня в четыре утра мы сошли с поезда на станции Абамеликово. Уже светало. И вдруг услышали гул, словно непрерывный гром, а потом увидели сотни самолетов. Эта армада летела бомбить Одессу. Люди взрослые - это я отчётливо помню! - мгновенно стали очень серьезными. Мы три километра от Абамеликово топали, и за всю дорогу никто не вымолвил слова. Так началась для меня война. Мамка не приехала ни через месяц, ни через год, ни через два, ни через три. Абсолютный обрыв: родители остались в Москве, мы - в селе. Они не знали, что с нами, а мы не представляли, что с ними. Отцовские дедушка с бабушкой вскоре один за другим померли, а вот со стороны матери остались в живых - к ним мы и переехали. Где-то к весне 43-го — в то время у нас румынские части стояли — я впервые от румын услышал слова «Сталинград» и «Гитлер капут». Правда, ничего по малолетству не понял. Но трудился как взрослый: пас колхозных коров (румыны не ликвидировали советских колхозов). Каждое утро я на лошади гнал стадо в поле, а вечером возвращался в село. Спустя годы, когда я ловко гарцевал верхом в ролях Павки Корчагина, графа Вронского, комэски Вараввы, меня часто спрашивали: «Где ты этому научился?». И я вспоминал добрым словом дедово напутствие: «Ось тобi кобилка, Василю. Як поїздиш на нiй голою сракою без сiдла, то й навчишся. А потiм колысь тобi це згодиться».
В начале войны у деда квартировал толстый немецкий майор. Он то и дело показывал фотографии своих троих детей и плакал. Как-то, расчувствовавшись, подарил мне немецкий пояс — дуже гарний такий пасок для семирiчного хлопчика.
Иду я, им перепоясанный по току, и вдруг рядом немецкая машина притормозила. «Ком хер, ком хер!»,- позвал солдат. Я подошел, а он показывает: дескать, отдай ремень. Я заупрямился: «Не-е, мне подарили». Он взял автомат и выпустил над моей головой веером семь очередей.
Я рухнул на землю от испуга, а он весело заржал. Долго потом я заикался, даже, пардон, мочился. После того, как мама забрала нас в Москву, меня достаточно быстро, года за полтора, вылечили. Это было похоже на волшебство. Врач спросила: «Агафья Ивановна, ваш сын украинские песни знает? Вот пусть с утра до вечера их и поёт». Я так и делал. Кстати, избавиться от украинского акцента было ничуть не легче. Пришлось бороться и с ним. И это было трудно, поскольку с мамой я розмовляв виключно рiдною мовою. К тому времени уже студент, я твердил ей: «Мам, мне это вредно». Педагоги тоже были мной недовольны, укоряя: «Вася, у вас очень сильные южные украиноиды». Я сейчас иногда смотрю свои старые ленты и эти интонации слышу: «Да что вы такое говорите? Та не-е, перестаньте! Та не может этого быть!». Они и в «Аттестате зрелости» есть, и в других фильмах...
Одессу освободили 10 апреля 1944 года, а через пару недель в село со своей дивизией вошел Ковпак. Я хорошо помнил, как наши отступали: поодиночке брели, раздробленными группками, напуганные, Бог знает как одетые. Ковпаковцы тоже были одеты кто во что горазд - в телогрейках, в немецкой форме, в каких-то рваных штанах, а то и с женскими юбками, намотанными на головах, хотя в конце апреля уже тепло, но было ясно, что это даже не дивизия, а партизанская армия. Два человека несли длинные противотанковые ружья — зрелище потрясающее! Через наше село они направлялись в Абамеликово, где стоял бронепоезд.
Впервые я увидел наших бойцов, когда набирал из копанки воду в гладущики (это такая глиняная посуда). Была весна, прутики ещё голые торчали. Смотрю, там, где вода стекает в болото, в кустах сидят люди. У одного слезло маскировочное покрывало и сверкнула звезда. Я обомлел! А солдат, заметив меня, палец к губам приложил: «Тс-с-с!». Я тут же рванул к деду: «Там нашi прийшли».- «Дэ?». — «Бiля копанки».
Что мне особенно запомнилось. Когда наши отступали, дед стоял у плетня и приговаривал: «Тю-ю... Хана москалям». А потом, когда Красная Армия устремилась на запад, он так же вслух удивлялся: «Тю-ю, ти диви... Хана нiмцям».
... В Москве мои родители трудились на заводе чернорабочими. У отца Семёна Петровича было за плечами всего два класса церковно-приходской школы, мама грамоты не знала, расписывалась двумя начальными буквами нашей фамилии. То, что выпало на её долю - уму непостижимо. Через пять дней после начала войны – мама тогда разливала горючую смесь в противотанковые бутылки – на заводе случилась жуткая авария. Пострадали многие, но мама моя стала инвалидом первой группы. В тридцать один год. Она мужественно потом несла свой тяжкий крест, вырастила троих детей, дала им прекрасное образование, в люди вывела и никогда, ни при каких обстоятельствах не унывала. Вообще родители мои - образец врожденной внутренней этики, такта, скромности и доброты. Они были дружны между собой и строго уважительны к нам, детям. То, что я, к примеру, закончил среднюю школу с золотой медалью - целиком их заслуга. Оба они испытывали почти священный трепет перед образованностью, культурой. И нам эти качества передали.
Третьеклассником я пришёл в руководимую режиссером Сергеем Львовичем Штейном драматическую студию ЗИЛа. Наш руководитель приобщал своих питомцев не только к постижению театральной культуры. К слову сказать, в задачи этого коллектива вовсе не входило готовить пополнение московским театрам. Мы просто учились в школе эстетического воспитания: знакомились с классикой, постигали законы прекрасного. Уж потом, став взрослыми, многие из нас выбрали театр как призвание. Вот лишь некоторые выходцы из нашей студии: Татьяна Шмыга (театр оперетты), Вера Васильева (театр Сатиры), Владимир Земляникин («Современник»), Алексей Локтев и Валерий Носик (Малый театр), Татьяна Жукова (театр на Таганке) и ещё многие другие, о которых я не вспомнил. Там же в студии ЗИЛа начал режиссировать Игорь Таланкин, поставивший вместе со Штейном спектакль «Аттестат зрелости», в котором я сыграл Листовского. Замечу, что именно в этой роли я дебютировал в кино. Но до дебюта был еще Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, на котором наш спектакль получил первую премию. Все хором стали пророчить мне театральную карьеру, но я поступил на факультет журналистики. В школе хорошо писал сочинения, их часто представляли на различные олимпиады. Подумалось, что смогу работать в газете. Но уже через полгода сбежал в училище имени Щукина. Перед тем как принять окончательное решение, спросил Сергея Львовича: «Идти мне в театр или нет? - Ни в коем случае! - вскрикнул Штейн.- А я всё же пойду.- Тогда иди».
Есть в жизни некоторые моменты, когда мужчина должен принимать решение самостоятельно, кто бы что ему ни советовал.
Я так и на Тане Самойловой женился: ни у кого совета не спрашивал. Мы учились на одном курсе. Она познакомила меня со своими родителями. Однажды она попала в больницу, и я ей каждый день носил туда клубнику с нашего огорода. Мы поженились, когда нам было по двадцать. Жили на старой квартире отца Тани народного артиста СССР Евгения Самойлова, на Песчаной улице. Потом Таня забеременела двойней, как потом выяснилось, но рожать не могла из-за болезни. И в нашей семье начался разлад. Как сказал Маяковский: «Любовная лодка разбилась о быт». Вторая моя жена, Таня Зяблова, трагически погибла в 1971 году. А потом я встретил Аришу – самого дорогого мне человека, редчайшую индивидуальность, артистическую в том числе. После женитьбы на Ирине Купченко я стал, не скажу примерным (у супруги есть ко мне немало претензий), но очень приличным семьянином. Моя жизнь стоит не на трех - на четырех китах. Первый - работа. Она приносит мне радость и боль, но никогда - безразличие, разочарование в ней. Второй - семья, вернее её здоровье. И даже не столько физическое её здоровье (хотя мне легче было бы самому всегда болеть, чем переживать, когда болеют родные), как нравственное. То, что ещё называют семейным климатом, - общность интересов, понимание, сопереживание. Третий - климат в стране, в мире. И четвертый - друзья. «Киты» мои могут меняться местами, но в сумме их должно быть четыре. Своих сыновей я вполне сознательно отговорил идти в артисты. Невостребованный актер – ведь нет страшнее судьбы…
В конце прошлого года трагически ушёл из жизни младший сын Ланового – тридцатисемилетний Сергей. Утром, получив эту страшную весть, Василий Семёнович решил не отменять вечером свой спектакль. Он вышёл на сцену и, как всегда, блестяще сыграть в спектакле "Пристань". Выдающийся актёр современности и необыкновенный профессионал Лановой даже в этой ситуации не смог подвести публику и коллег, ведь он - связующая нить всего спектакля...
Закончу свой рассказ о Лановом тем, с чего начал.
В Москве на Фрунзенской набережной возле дома №3 Министерства обороны глава военного ведомства России генерал армии С.К. Шойгу открыл памятник героям фильма "Офицеры". Василий Семёнович там стоит в полный рост.
Есть какая-то глубокая и пронзительная символика в том, что этот замечательный творец при жизни увидел себя в бронзе, но при этом ни на грамм не забронзовел.
Михаил Захарчук
Источник: stoletie.ru




Василий Лановой: «я ставлю это в заслугу в первую очередь не себе, а родителям».


Накануне своего 80-летнего юбилея артист рассказал нам о крестьянских генах, скачках на кобыле, почему сыграл Ришелье у Жигунова и что думает об отдалении Украины от России
Народному артисту СССР Василию Лановому завтра исполнится 80 лет. Звезда советского и российского кино родился в селе Стримба Одесской области. Снялся в 60 фильмах, среди которых - «Алые паруса», «Павел Корчагин», «Война и мир», «Анна Каренина», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Дни Турбиных», «Петровка, 38», «Огарева-6», «Брежнев». Одна из свежих картин, «Три мушкетера» Сергея Жигунова, вышла на новогодние праздники.
- В этом фильме вы так здорово сыграли кардинала Ришелье, что фильм получился скорее о нем, а не о д'Артаньяне. Ваш Ришелье - государственник...
- Я потому и согласился на эту роль, что кардинал - жесткий государственник. Мне это близко. Короли и королевы занимались своими личными делами, а государство потом расплачивалось за все это. Моего же кардинала Ришелье больше волнует Франция, чем Анна Австрийская.
- Вами сыграно огромное количество офицеров: Анатоль Курагин, Дзержинский, Вронский, Андропов. Но откуда у вас эта офицерская выправка и осанка, ведь вы же сын крестьянских родителей из Украины? Да и откуда потрясающая физическая форма для такого возраста?
- Не могу точно сказать, почему я так выгляжу и активно работаю в таком возрасте. Но я ставлю это в заслугу в первую очередь не себе, а родителям. Очевидно, это родовая черта, которая помогает мне и в 80 лет делать зарядку каждый день по 20-30 минут. А еще каждый день делаю упражнения для тренировки голоса. Поэтому и преподаю, играю, концертирую. Профессия, конечно, держит в тонусе. Надо постоянно повышать свою духовность, интересоваться жизнью своего государства, страны, культуры.
Так случилось, что мои родители закончили несколько классов на двоих, но они окружили меня людьми, которые меня направляли, заставляли не лениться, несли, можно сказать, в отношении меня государственную службу (смеется). Прививали нравственные, духовные и культурные вещи. Это заслуга моих родителей и друзей, которые почему-то всегда были старше меня. Я и в университет на факультет журналистики поступил, потому что друзья посоветовали: «Вася, тебе надо университет закончить, а потом заниматься актерством. Ведь родители не могли тебе дать высокого образовательного уровня, надо наверстать...» Что касается верховой езды в картинах и выправки, то меня дед научил в детстве, в селе. Он сказал: «Василь, сiдай на кобилу, i коли поїздиш на нiй голою сракою, тобi це згодиться, будеш найкращим вершником».
- Говорят, что вы - баловень судьбы?
- Удача меня действительно сопровождала. Это очень приятно. Но я и сам помогал ей, отказывался от тех же вредных привычек. Не курил, потому что курение садит голос. Прокуренным голосом я не смог бы в полной мере выразить те чувства, которые нужно выдать. Это дисциплинирует.
- А приступы лени, свойственные славянской натуре, украинскому характеру, у вас не случались?
- Я не считаю, что лень свойственна украинскому характеру. Треба дуже гарно працювати i свята справляти - так говорят, и это вопрос понимания того, что жизнь дается один раз. Нужно успеть много сделать, узнать, помочь большему количеству людей. И главное, заниматься любимой профессией.
- Вы - выходец из Украины, живете в России. Как считаете: дальновидно ли проводить в Украине политику на отдаление с Россией?
- Не только недальновидно, но и глупо. Я вижу у вас сейчас очередное вхождение в штопор. Когда Советский Союз развалился, американцы решили максимально приложить усилий, чтобы Украина никогда не была с Россией. Но Украина - один из мощнейших центров православия, которое объединяет и Россию, и Беларусь. Православие - главный воспитатель патриотизма. Тут все просто. Америка как может подрывает единение наших народов, это чистая политика. Кстати, что касается Евросоюза: мне там видится другая тенденция - стремление Европы к развалу. Там куча стран в долгах. Сильным державам - Германии, Франции - уже надоело обслуживать малые и экономически неразвитые государства: Грецию, прибалтийские страны и т. д.
- Я читал, что на одну из ваших знаковых ролей - Ивана Вараввы в картине «Офицеры» - вы не сразу согласились. Почему?
- Да потому, что в сценарии была прекрасно выписана роль для Жоры Юматова, а моя - так себе. Я не очень понимал, что там делать. Но мне точно подсказали: нужно играть романтизм российского офицера. Я почитал историю, в том числе военную историю российского государства, и выяснил, что лучшие, образованнейшие люди в России служили, защищали Родину. Они были романтиками. И я понял, чем моему герою нужно отличаться от персонажа Жоры Юматова. Вообще войну я знаю не понаслышке. Ребенком, в семь лет, я оказался на оккупированной немцами территории - в Одесской области. Я принадлежу к поколению «детей войны», которые, как кто-то сказал, скорее взрослели и быстрее учились отличать правду от лжи. Это у меня уже в крови, в подсознании.
- Ваши герои - всегда люди убежденные.
- Да, для меня важно, чтобы герой имел свою позицию. Будь то Карл Вольф из «Семнадцати мгновений весны» или белогвардейский поручик Михаил Яровой, который тоже был убежден, что Россию нельзя разрывать на части. А наше рыночное время идеализирует торговца, сейчас везде доминирует коммерция. Но потребительство - это страшный грех, оно уничтожает духовность человечества. Павка Корчагин - это, по сути, святой своего времени. Крупный французский писатель Андре Жид сказал о Корчагине: «Это коммунистический Иисус Христос».
- В Китае и сейчас экранизируют роман «Как закалялась сталь».
- И правильно делают. У нас было три экранизации. Я снялся во второй. Мой герой не думал о себе. Он свою жизнь жертвует другим. Писатель Николай Островский, утратив здоровье, продолжал писать «Рожденные бурей», таким образом, он продолжал отдавать себя.
- Остались у вас роли, которые вы хотели бы воплотить?
- Я много сыграл. Но в возрасте мне хочется играть такие роли, где есть глубокие философские размышления. И хотел бы побольше играть в классике. Особенно глядя на нынешний кинематограф, на полупустые по содержанию сериалы, которые наводнили экраны. Я люблю классическую поэзию и прозу. Даже эта роль Ришелье, хоть и в авантюрном романе, но в гениальном произведении Дюма - можно обнаружить глубину, если правильно повернуть тему. Мне очень хочется играть в таких произведениях, где есть великая нравственная идея, которая, на мой взгляд, необходимейшая вещь сейчас для полноценной жизни наших народов.
Константин Рылев
Источник: topwar.ru




"Варяг" взывает о помощи



"Варяг" подает сигнал
http://newsland.com/news/detail/id/1307864/


Подвиг легендарного крейсера сегодня снова будоражит умы.
Накануне 110-летия боя "Варяга" и "Корейца" - двоих против 14, - всё более широкую поддержку получает идея подъема корпуса крейсера, с глубины 6-8 м у берегов Шотландии.
Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что нам известно о дальнейшей судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления, и он погрузился в воду залива у порта Чемульпо (ныне Инчхон) с развевающимся на мачте простреленным Андреевским флагом?
Полтора года японцы поднимали крейсер, затратив около одного миллиона иен, и после двух лет ремонта под названием "Сойя" он был зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставили надпись "Варяг" из уважения к храбрости русских моряков (хотя и под иероглифами). Девять лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии после войны награждает капитана крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца и создает в Сеуле мемориальный музей героев "Варяга". Впоследствии прах погибших в бою моряков "Варяга", захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока. За четыре миллиона иен русское правительство выкупает "Варяг" в 1916 году, и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор "Варяг" комплектуется только гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана, он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после чего отправляется на ремонт в Великобританию, увы, в роковое время - феврале 1917 года... Согласно условиям ремонт обошелся бы в 300 тыс. фунтов стерлингов, но большевики платить были не намерены. Далее следует такое развитие событий: разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), корабль застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям.
Чтобы поддержать героические традиции, все живые в 1954 году члены команды "Варяга" к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью "За отвагу".
Выходит на экраны художественный фильм "Крейсер "Варяг" (1946), памятники Рудневу торжественно открываются на его родине в Туле (1956) и в селе Савино (1992). Был открыт и музей в деревне Русятино (1984). Вот почему орловский писатель Валентин Рассохин свой очерк о "Варяге", написанный к 100-летию подвига, с полным правом назвал «"Варяг" жив!». Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея Денисова (ВГТРК), который рассказал о подвиге современникам, а главное – нынешнему «рыночному» поколению молодежи. Съёмочная группа продемонстрировала затопленную часть корпуса крейсера в Ирландском море и доказала, что это именно "Варяг", засняв под водой табличку изготовителя - американской фирмы, на обороте которой видны иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году.
Русские предприниматели создают Благотворительный фонд «Крейсер "Варяг"» (глава М.В. Слипенчук). Усилиями фонда в море над затопленным корпусом крейсера устанавливается буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу - мемориальная доска, а затем и памятник - трехметровый бронзовый крест (2007) . У него удивительная история. В объявленном фондом конкурсе принимали участие сотни энтузиастов, профессиональных художников, скульпторов, а победил макет, представленный тремя нахимовцами, - по нему и выполнен памятник.
В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. президенту Д.А. Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века сохраняли в Корее. Выступая на церемонии, президент России, в частности, сказал: "Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад".
Создаётся впечатление, что "Варяг" постоянно напоминает о себе, подавая нам сигналы, чтобы мы не забыли о нем, не бросили у чужих берегов…

Весной 2008 года представитель Круглого Стола потомков дворянских родов Российской империи С.С. Зуев высказал идею подъёма частей корпуса и организации музея. Длительная упорная работа в этом направлении проделана им за несколько лет переписки с учреждениями и инстанциями. На его инициативу откликнулась региональная общественная организация "Клуб адмиралов", высоко оценив значение проекта и предложив поднятые кормовую и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной - 115 м, заказать который можно прямо в Шотландии. Определена группа адмиралов во главе с адмиралом флота И.М. Капитанцем, которая будет решать от имени клуба консультативные и технические вопросы реализации проекта. Разработана концепция экспозиции, где будут представлены флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы, картины морского боя. Председатель "Клуба адмиралов" адмирал флота В.И. Куроедов пишет: "После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I "Музей-крейсер "Варяг". Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков".
Вот что пишет по этому поводу врио начальника НИИ спасания и подводных технологий доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: "При подъеме корпуса крейсера "Варяг" специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора "Новороссийск", подводных лодок С-80 и "Курск", радиоактивного опытного судна "Кит" и других сложных для подъема объектов".
Обойтись в данном деле без проработки международно-правовых аспектов невозможно, и она полностью выполнена МИД России. Предпринят комплекс мер, направленных на установление статуса останков "Варяга", выяснение требований британского законодательства в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности на остатки крейсера "Варяг". Посол России в Великобритании А. Яковенко сообщает: "В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении права собственности на останки крейсера "Варяг". Поступили ответы Агентства "Хисторик Скотланд" и Агентства "Марине Скотланд" о возможности поднятия останков крейсера, а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять интерес в плане принятия решения о подъеме корабля". Заместитель директора Правового департамента МИД России Д. Гончар констатирует, что проработка международно-правовых аспектов подъема частей крейсера "Варяг" по линии МИД России завершена.
Не может не радовать и то, что даже в Шотландии этот замысел находит отклик. Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее с корпуса "Варяга", поскольку не забыли ещё о совместной работе по созданию на Темзе в центре Лондона "Музея-крейсера "Белфаст", участвовавшего в 1941-1942 гг. в Северных конвоях. Тогда определённые денежные средства для этого музея были безвозмездно переданы министерством обороны России, возглавляемым в то время С.Б. Ивановым.
Так что народ отнюдь не "безмолвствует", а поддерживает делом священные традиции.
Как это ни парадоксально, но через 110 лет детали подвига не забылись, а напротив, всё более проясняются. История расставляет все по своим местам.
К примеру, прежде было популярным мнение, что "Варяг" не мог бросить тихоходную канонерскую лодку "Кореец", а теперь пишут, что на самом деле все было ровно наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным тот факт, что двигательная установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он был построен. Корабельный руль был почти вдвое меньше, чем у других кораблей такого водоизмещения, что сказалось на манёвренности (она была недостаточной). Сэкономили американцы в затратах на бронзу и другие дорогостоящие металлы. На крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Был установлен бракованный радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров в расчете парораспределения. Ещё в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала за 70 градусов по Цельсию, и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям экипажа обошлось без человеческих жертв. Удалось выяснить и то, что известная песня "Раскинулось море широко" написана именно на "Варяге".
Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок: занижен метацентр, корабль не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме. Неисправные машины все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут 9).
А скорость "Корейца" - 13 узлов. Удивительно, что подвиг "Корейца" , как получается, - недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением ждет, когда обещанный телеканал "История" заработает в полную силу и расскажет нам подробнее о капитане 2 ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем, что этот умный и смелый командир, сын морского офицера, родился в Кронштадте, а его экипаж был умелым и слаженным. Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку направляют в Порт-Артур, японская эскадра из шести крейсеров, восьми миноносцев и одного посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами, блокируя выход из порта. Попав между ними «в клещи», но продолжая движение, "Кореец" подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка, уходя от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны, удачным манёвром, - как пишут моряки, - загоняет миноносец "Цубаме" на мель, останавливает двумя предупредительными выстрелами "Такачихо" и, совершая разворот на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца "Хатэ", который сворачивает в сторону.
27 января после часового боя двоих против 14, когда "Варяг" получил 5 подводных пробоин и с перебитым рулевым управлением потерял большую часть своей боеспособности, "Кореец", прикрывая огнем отход "Варяга" и отвлекая на себя часть японских сил, несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер "Такачихо" (который затонул позже), полностью вывел из строя броненосец "Асама" (толщина его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на "Корейце") и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На "Корейце" нет повреждений, нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался густыми клубами дыма.
Несмотря на то, что о подвиге пишут более ста лет, именно в наше время небезынтересно узнать, что три четверти команды "Варяга" были из Волынской губернии (Малороссия).
А нынешний "Варяг", флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза назывался "Червона Украина". Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея, на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века.
На пресс-конференции (Интерфакс) режиссер А.Г. Денисов сообщил журналистам, что во время съемок фильма "Варяг" в США, Республике Корея, Японии, Франции, Великобритании неожиданно были обнаружены уникальные реликвии, документы, фотоматериалы по истории "Варяга", которые никогда не публиковались и не демонстрировались в России.
Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, на редкость энергичный в свои 87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера "Варяг", начал и возглавляет эту кампанию. Не перевелись еще патриоты на земле русской!
Кстати, шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХVII века "Васа", хотя он еще ничего не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный, для его изготовления использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м, и теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот "Кон-Тики", на котором Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку "Ра" и камышовую "Тигрис".
Еще одно примечательное новшество: в интернете подробно разбирают события тех дней, вплоть до маневров кораблей; моряки, писатели, журналисты, историки, военспецы анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных; версии различаются полярно, авторы рьяно спорят, критикуют друг друга, и всё это говорит лишь об одном: "Варяг" жив!
Галина Рыжова
Источник: stoletie.ru
http://newsland.com/news/detail/id/1307864/







«Доноры Сирии» - кровопийцы, убийцы и фарисеи


США, которые хотели бомбить Сирию, начали упрекать Россию в «слабой помощи сирийцам»


Как вы думаете, в какую сумму вылилась бы России помошь МИЛЛИОНАМ ПОСТРАДАВШИХ СИРИЙЦЕВ, если бы США и другие страны- «доноры Сирии» начали бы прямую агрессию против Сирии в сентябре 2013 года?


Как вы думаете, сколько МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ США и другие страны- «доноры Сирии» уже потратили, чтобы спровоцировать и три года разжигать гражданскую войну в Сирии?


Почему такие вопросы?
Вот, почитайте, в чем оборзевшие американцы, которых Россия и Китай остановили и не дали развязать третью мировую войну упрекают русских.
http://www.odnako.org/blogs/show_36013/

«Россия, будучи поставщиком оружия и основным игроком в текущем сирийском конфликте, делает слишком мало, чтобы помочь миллионам жертв гражданской войны, пишет The Los Angeles Times, ссылаясь на информацию от международных гуманитарных организаций.
В Кувейте во время конференции стран-доноров по вопросам оказания гуманитарной помощи Сирии представители ряда профильных организаций заявили, что Москва сделала лишь минимальный взнос, расписавшись «в своей неспособности внести надлежащий вклад наравне с другими странами, чтобы помочь раненым и беженцам». В том, что взнос был минимален, Россию, разумеется, упрекнули и в Amnesty International.
Согласно данным международного объединения Oxfam America, Россия пожертвовала лишь примерно 24 млн долларов, что составляет 5 процентов от суммы, которую «следовало внести с учётом возможностей страны», как посчитали в организации.
Всего на нужды пострадавших от гражданской войны в Сирии (на «правильной» стороне, видимо, пострадавших) было собрано 2,4 млрд долларов, что составляет менее половины суммы, на которую рассчитывали в ООН. В организации посчитали конфликт наихудшим со времён Второй мировой войны – отсюда и расчёт на столь значительную сумму. При этом в ООН опасаются, что война будет продолжаться ещё не один год и отмечают «усталость доноров» - стран, тесно вовлечённых в конфликт.
России в публикации вновь припомнили, что она, исполнившись решимости сохранить стратегический плацдарм на Ближнем Востоке, предоставила вооружения и политическую защиту правительству Сирии во главе с Башаром Асадом. Впрочем, отметили, что в последние месяцы Москва работает с американцами в поисках дипломатического выхода из войны и прилагает усилия к уничтожению арсенала сирийского химоружия.
Возвращаясь к конференции в Кувейте. Наиболее крупный взнос — 0,5 млрд долларов — сделал сам Кувейт, США предоставили Сирии 380 млн долларов, а Великобритания пожертвовала 164 млн долларов. Эти страны вошли в топ дарителей и благодетелей Сирии, по информации издания.
Пожурили гуманитарные организации в этот раз и Японию, которая как правило являлась одним из столпов в международных кампаниях по предоставлению гуманитарной помощи, а на сей раз также оказалась в числе отстающих в отношении Сирии. Токио предоставил 137,4 млн долларов, что составляет 31% от того, что «должна была выделить».
Ну, кто же станет спорить с тем, что гуманитарная помощь – добро. Однако принципиальный вопрос в том, кто собственно получит эту помощь на многие миллионы, собранные по всему миру. Согласно данным, которые на днях приводил глава МИД РФ Сергей Лавров, доставку гуманитарной помощи (в конце декабря 2013 года самолётом МЧС России в Сирию было доставлено более 30 тонн гуманитарной помощи) в первую очередь срывают боевики. Кстати, на их счету 32 жизни сотрудников международных гуманитарных организаций».


Есть еще много вопросов, среди которых главный: когда и в каком Международном трибунале «доноры Сирии» получат по заслугам за свои злодеяния?
Ник Солт, из Лондона, 17 января 2014
http://nikolaysolo.livejournal.com/1552632.html



Другие статьи в литературном дневнике: