Сирийские хроники, 14 нояюря 2013.

Николай Сологубовский: литературный дневник

СИРИЙСКИЕ ХРОНИКИ, 14 ноября 2013.


Владимир Путин и Башар Асад – на прямом проводе


По инициативе российской стороны 14 ноября 2013 состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Сирийской Арабской Республики Башаром Асадом.
Владимир Путин акцентировал предпринимаемые Россией совместно с партнёрами усилия по подготовке международной конференции «Женева-2», дал позитивную оценку готовности Башара Асада направить на это мероприятие правительственную сирийскую делегацию.
Выражена надежда, что основные группы оппозиционных сил проявят конструктивный подход и примут участие в конференции.
Обсуждался ход выполнения работ по постановке под международный контроль и уничтожению химического оружия в Сирии. Российский Президент выразил удовлетворение налаженным взаимодействием сирийских властей с миссией ОЗХО – ООН.
Большое внимание уделено вопросам гуманитарной обстановки в Сирии. Владимир Путин высказал обеспокоенность сообщениями о целенаправленном преследовании экстремистами христианского и других религиозных меньшинств. Выражена надежда, что правительство САР будет делать всё возможное для облегчения страданий мирного населения и восстановления межконфессионального мира.
Башар Асад поблагодарил российское руководство за оказываемую помощь и поддержку сирийскому народу.
Подтверждена обоюдная заинтересованность в дальнейшем развитии двусторонних отношений.
http://nikolaysolo.livejournal.com/1466975.html


Сергей Лавров: «Кризис в Сирии не имеет военного решения»
Министр иностранных дел России о конференции «Женева-2»


Позиция Москвы носит принципиальный характер, подчеркнул 14 ноября глава внешнеполитического ведомства России. «Мы исходим из необходимости неукоснительного следования международному праву, опирающемуся на Устав ООН, - сказал Сергей Лавров в интервью египетской газете «Аль-Ахрам». - Вмешательство в дела суверенного государства - будь то Сирия, или любая другая страна – неприемлемо».
Кризис в Сирии не имеет военного решения, особо отметил он. «Урегулировать его можно лишь политико-дипломатическими средствами путем прямого диалога властей и конструктивно мыслящей оппозиции», - подтвердил позицию Москвы министр иностранных дел.
«Российская сторона вместе с нашими американскими партнерами и командой спецпредставителя по Сирии Л. Брахими ведут активную работу по подготовке международной конференции «Женева-2», которая дала бы старт инклюзивному межсирийскому диалогу, - напомнил С. Лавров. - Все разделяют мнение, что этот форум надо проводить как можно скорее. Каждый день промедления означает гибель и страдания многих людей. Поэтому важно без задержек усадить за стол переговоров в Женеве противоборствующие сирийские стороны».
А в беседе с министром иностранных дел Египта Набилем Фахми он заверил, что спекуляции на гуманитарных аспектах в Сирии с целью внешнего вмешательства не получат развития.
Тем временем, как сообщают западные журналисты, по мере приближения к возможному созыву мирной конференции разношерстные группировки оппозиции начинают все ожесточеннее делить власть. Как сообщалось, после заседания представителей Национальной коалиция оппозиционных и революционных сил 11 ноября было объявлено, что эта организация дает согласие направить свою делегацию в Женеву. При этом сирийским властям был выдвинут ультиматум: Дамаск должен обеспечить «пропуск гуманитарной помощи во все осажденные районы и освободить заключенных».
Одновременно антиправительственные группировки предприняли действия, подрывающие шансы на политическое урегулирование: было объявлено о формировании «временного правительства». Этот орган, согласно коммюнике встречи, возьмет на себя заботу о населении в районах, контролируемых сирийскими мятежниками.
Новоиспеченный «премьер» Ахмед Тоуме провозгласил первостепенными задачами своего кабинета наведение порядка, обеспечение безопасности и удовлетворение основных потребностей сирийцев в зонах, где хозяйничают боевики. Как пояснил представитель коалиции, «временное правительство» рассчитывает на получение финансовой помощи от нефтедобывающих монархий Персидского залива - для налаживания своей работы на подконтрольной вооруженной оппозиции территории. Саудовская Аравия - главный спонсор - уже пообещала выделить на эти средства 300 миллионов долларов.
Однако, как сразу отметили эксперты, заявление «временного правительства» выглядело некоей декларацией о намерениях, поскольку в захваченных мятежниками районах правят не «бойцы» Сирийской свободной армии, а экстремисты из группировок, связанных большей частью с «Аль-Каидой». Эти силы, хотя и постоянно воюют между собой, тем не менее, едины в одном: отрицательном отношении к любому мирному соглашению по выходу из сирийского кризиса.
«Для нас «Женева-2» означает прекращение любого вмешательства в дела Сирии, - заявил лидер внутренней оппозиции, бывший вице-премьер страны Кадри Джамиль, который занимается подготовкой мирной конференции. – Десятки тысяч иностранцев воюют в Сирии на стороне оппозиции. Это огромная сила, которая имеет опыт ведения войны в других местах. Это угроза не только для Сирии, потому что, закончив войну, они уедут в другие страны, чтобы распространять разрушения и убийства, и только Аллах знает, где закончатся все их военные походы». Он считает, что если противники Башара Асада победят, то мир может столкнуться с новой войной, сопоставимой по масштабу с Второй мировой.
Вопрос о том, будет ли Башар Асад президентом, может обсуждаться только после выдвижения кандидатур на выборы, сейчас это пустой разговор, уверен Кадри Джамиль. По словам политика, в Сирии около 90 процентов населения не причисляет себя ни к сторонникам оппозиции, ни к сторонникам правительства. «Они хотят жить, есть, хотят, чтобы не разрывались над головами бомбы, - сказал он. - Сейчас международное сообщество стало лучше понимать ситуацию в Сирии, все больше людей понимают необходимость политического решения, но некоторые из них по-прежнему занимают упрямую позицию».
Как сообщил заместитель министра иностранных дел Геннадий Гатилов, 25 ноября в Женеве пройдет встреча в формате Россия-США-ООН: в рамках продолжения консультаций по организации возможной мирной конференции по Сирии. Встреча состоится без участия представителей Дамаска и оппозиции, уточнил дипломат.
По материалам РИА Новости, ИТАР-ТАСС, РБК и «Регнум».


«Аль-Каида» воспользовалась хаосом и деградацией в Арабском Мире


Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова египетской газете «Аль-Ахрам», 13 ноября 2013 года


Вопрос: Как Россия рассматривает нынешнее развитие обстановки в Египте после событий 30 июня и 3 июля 2013 года?
С.В.Лавров: События, происходящие в Египте и других странах Ближнего Востока и Северной Африки, безусловно, вызваны высоким уровнем общественных ожиданий перемен к лучшему - в сферах обеспечения прав и свобод граждан, повышения их экономического благосостояния и социальной защищенности.
Россия с самого начала событий в вашей стране два с половиной года назад проявила солидарность с дружественным египетским народом, поддержав его стремление к обновлению общества и государства, продвижению по пути демократических реформ, созданию более эффективных социально-экономических систем, в целом - осуществлению широких преобразований. Наш принципиальный подход не претерпел изменений.
Твердо исходим из того, что эти задачи следует продолжать реализовывать мирным, эволюционным путем, избегая насильственных методов, на основе всеобъемлющего национального диалога с участием всех влиятельных общественных сил страны. Видим задачу этого процесса в том, чтобы обеспечить принятие и ввод в действие конституции, опирающейся на общенациональную поддержку, формирование и запуск эффективно действующих гражданских органов власти. Достижение стабилизации на такой основе создало бы необходимые предпосылки для реализации назревших реформ и программ экономической стабилизации.
Убеждены, что, несмотря на многогранность стоящих перед Египтом проблем, египетский народ в состоянии самостоятельно найти их эффективные решения, учитывая интересы всех без исключения политических и этно-конфессиональных групп.
Вопрос: Когда будет отменена рекомендация МИД России о запрете туристических поездок в Египет?
С.В.Лавров: МИД России не может вводить запрет на выезд российских граждан в какую-либо страну, в том числе в Египет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российские граждане имеют право свободного выезда за рубеж, который может быть временно ограничен лишь по четко прописанным в законе основаниям.
Вместе с тем соответствующий федеральный закон содержит норму, обязывающую Правительство Российской Федерации принимать меры по доведению до сведения российских граждан рекомендации о нежелательности въезда в государство, на территории которого возникают чрезвычайная ситуация или иные обстоятельства, затрудняющие их защиту. Именно такие рекомендации были обнародованы МИД России после решения властей АРЕ о введении режима чрезвычайного положения в августе нынешнего года.
Многие годы Египет был одним из излюбленных гражданами России направлений поездок на отдых. Мы активно взаимодействуем с министерством туризма АРЕ, другими государственными структурами Египта в целях создания наиболее благоприятной среды для таких поездок. Признательны за предпринимаемые властями вашей страны комплексные меры, призванные обеспечить достойные условия пребывания туристов. Искренне надеюсь, что наше сотрудничество в этой области будет и впредь успешно развиваться.
Вопрос: Сегодня многие в Египте заявляют о желании вернуть «золотые времена» советско-египетской дружбы 50-60-х годов, поднимают портреты Путина на площадях Каира и спрашивают, когда Президент России приедет в Египет. Что необходимо предпринять обеим странам для восстановления отношений до уровня тех лет в военной, экономической и других областях?
С.В.Лавров: Египет был и остается нашим ведущим, проверенным временем партнером на Ближнем Востоке. В нынешнем году наши страны отметили 70-летие установления дипломатических отношений. За этот внушительный период наработана весомая материальная база двустороннего сотрудничества. Это - не только объекты совместных строек 50-60-х годов, но и современные проекты в энергетике и сельском хозяйстве, туризме и машиностроении. В последние годы, несмотря на глобальный финансово- экономический кризис, объемы взаимной торговли между Россией и Египтом существенно выросли.
Активно развиваются связи по гуманитарной линии. Тысячи россиян живут на постоянной основе в Египте и успешно занимаются бизнесом в вашей стране. Сотни российских граждан приезжают на учебу в различные вузы Египта, а молодые египтяне в свою очередь осваивают различные профессии в нашей стране.
Все это - тот фундамент, на котором мы должны строить еще более продвинутые отношения. Россия и Египет искренне привержены курсу на дальнейшее укрепление партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Практические шаги на этом направлении станут предметом моих переговоров в Каире.
Вопрос: Как Вы оцениваете непрекращающиеся попытки некоторых западных и арабских кругов поддержать «Братьев-мусульман» и экстремистские религиозные силы под видом защиты прав человека?
С.В.Лавров: Во взаимоотношениях с другими странами Россия строго придерживается принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств, уважения права народов на свободный и самостоятельный выбор путей развития и форм государственного устройства. Мы не будем давать наставления нашим зарубежным партнерам или навязывать рецепты решения вопросов, относящихся к их внутренней компетенции.
Убежден, что египетский народ, обладающий мудростью тысячелетий, богатым историческим и цивилизационным наследием, способен без помощи извне принять адекватное решение по вопросу о роли и месте в обществе тех или иных организаций, в том числе Ассоциации «Братья-мусульмане».
Вопрос: С Вами вместе в Египет впервые за последние 40 лет едет Министр обороны Российской Федерации. Как Вы рассматриваете такой шаг? Что можно в этой связи ожидать?
С.В.Лавров: Визит главы оборонного ведомства в дружественную нам страну - всегда значимое событие в двусторонних отношениях. Понятно, что в рамках такого визита обсуждаются в том числе вопросы сотрудничества в военной и военно-технической сферах. Не станет исключением в этом смысле приезд в Каир Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.
Совместный визит в Каир руководителей министерств обороны и иностранных дел - для российско-египетских отношений явление новое. Это подтверждает то приоритетное значение, которое российское руководство придает задачам развития и укрепления российско-египетских связей.
Вопрос: Какую помощь Россия способна оказать Египту в борьбе с международным терроризмом на Синае?
С.В.Лавров: Думаю, данный вопрос будет затронут в ходе наших предстоящих переговоров в Каире. Предлагаю дождаться их завершения. Хотел бы лишь подтвердить наш принципиальный подход - исходим из того, что терроризм является глобальным злом.
Как вам хорошо известно, террористические атаки, жертвами которых становятся прежде всего мирные граждане, не прекращаются. Сегодня на Арабском Востоке «второе дыхание» обрели террористические группировки, концентрирующиеся вокруг «Аль-Каиды» и ее региональных филиалов. Воспользовавшись хаосом и деградацией государственных структур, они пытаются решать собственные задачи. Их потенциал укрепляется за счет смычки с преступными трансграничными группировками, подпитывается наркотрафиком, контрабандой оружия и торговлей людьми.
Существенно возросла угроза распространения экстремистской идеологии. Джихадистские группировки развернули беспрецедентную активность по вербовке и подготовке боевиков - и не только в кризисных зонах, но и в европейских странах, куда участники конфликтов в различных регионах возвращаются с намерением реализовать накопленный боевой опыт и привлечь под свои знамена новых сторонников радикализма и насилия. Закладываются предпосылки для расширения очагов вражды и конфликтов, усиливаются риски углубления межцивилизационных, межкультурных и межконфессиональных разломов.
В этих условиях особое значение приобретает принципиальная и последовательная линия на осуждение и борьбу с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Мы готовы к взаимодействию в этих целях с нашими египетскими партнерами, открыты для по-настоящему эффективной и системной работы.
Вопрос: Россия сказала твердое «нет» попыткам западных и некоторых арабских кругов вмешаться во внутренние дела Сирии. Как обстоят сегодня дела в отношении как сирийской проблемы, так и созыва международной конференции «Женева-2»?
С.В.Лавров: Наша позиция носит принципиальный характер. Мы исходим из необходимости неукоснительного следования международному праву, опирающемуся на Устав ООН. Вмешательство в дела суверенного государства - будь то Сирия или любая другая страна - неприемлемо.
Кризис в Сирии не имеет военного решения. Урегулировать его можно лишь политико-дипломатическими средствами путем прямого диалога властей и конструктивно мыслящей оппозиции. Исходя из этого, Россия приняла деятельное участие в выработке ключевого документа урегулирования - Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, реализация которого должна способствовать достижению сирийскими сторонами договоренностей относительно будущего своей страны.
Российская сторона вместе с нашими американскими партнерами и командой спецпредставителя по Сирии Л.Брахими ведут активную работу по подготовке международной конференции «Женева-2», которая дала бы старт инклюзивному межсирийскому диалогу. Все разделяют мнение, что этот форум надо проводить как можно скорее. Каждый день промедления означает гибель и страдания многих людей. Поэтому важно без задержек усадить за стол переговоров в Женеве противоборствующие сирийские стороны.
Насколько мы понимаем, руководство Египта также придерживается мнения о необходимости скорейшего созыва конференции, выражает готовность оказывать содействие политическому урегулированию конфликта. Приветствуем такую активную позицию.
Для успеха этих усилий важно четко следовать положениям Женевского коммюнике. В нем нет двусмысленности или недосказанности, и мы настоятельно призываем реализовывать заложенные в нем идеи без отступлений и вольных трактовок. Тем более, что полная поддержка этого документа зафиксирована в резолюции 2118 Совета Безопасности ООН.
Задача членов международного сообщества, включая Россию, которая с самого начала сирийского кризиса в марте 2011 года последовательно проводит линию на его разблокирование политико-дипломатическими средствами, заключается, на наш взгляд, в том, чтобы создать для межсирийского диалога благоприятные внешние условия.
Важным шагом в этом направлении стала постановка сирийского химоружия под международный контроль с целью его последующего уничтожения на основе решения Исполсовета ОЗХО и резолюции 2118 СБ ООН, принятых в развитие российско-американских рамочных договоренностей от 14 сентября с.г. Это - наглядный пример того, что разумный выбор в пользу дипломатии приносит конкретные позитивные плоды.
Вопрос: Кто, с Вашей точки зрения, несет прямую ответственность за срыв созыва Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от всех видов ОМУ (ЗСОМУ)?
С.В.Лавров: Россия, которой наряду с США, Великобританией и Генсекретарем ООН поручено обеспечить созыв Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от всех видов ОМУ, со всей ответственностью подходит к выполнению своих обязательств. Соучредителями была проделана существенная работа по подготовке к проведению Конференции. К сожалению, она до сих пор не состоялась, поскольку не все страны региона подтвердили готовность в ней участвовать.
Для того, чтобы это произошло, необходимо содержательное развитие многостороннего формата консультаций с участием стран региона. Прямой разговор между всеми заинтересованными участниками, политическая воля и способность договариваться - это те ключи, которые помогут найти развязки по вопросам, связанным с созывом Конференции.
В любом случае, Конференция - всего лишь начальный этап непростого пути к созданию ЗСОМУ в регионе. Мы будем готовы и впредь оказывать всемерное содействие успешному проведению Конференции и последующим усилиям в направлении создания в регионе зоны, свободной от всех видов оружия массового уничтожения. Но достижение этих целей зависит в первую очередь от самих стран региона.
Вопрос: Как Вы оцениваете отказ Израиля присоединиться к договору о запрете ядерного оружия?
С.В.Лавров: Если речь идет о Договоре о нераспространении ядерного оружия, то позиция России хорошо известна.
Ее суть - рассматриваем ДНЯО в качестве краеугольного камня режима ядерного нераспространения и международной безопасности. Риски и угрозы этому глобальному режиму должны устраняться именно на основе ДНЯО. Мы всегда выступали и выступаем за универсализацию Договора и скорейшее присоединение к нему всех стран, включая Израиль.
http://nikolaysolo.livejournal.com/1466654.html
Террористы воюют против мирных сирийцев


Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с минометным обстрелом Дамаска


По поступающей информации, в последние дни заметно возросла интенсивность минометных обстрелов незаконными вооруженными формированиями сирийской оппозиции различных районов Дамаска. В результате этих преступных действий боевиков в отношении мирных жителей столицы особо пострадали кварталы с преимущественно христианским населением. Так, по сообщениям СМИ, кровавым итогом прямого попадания мин в здание школы и автобус, перевозивший учащихся, стала гибель 9 детей. Еще 27 человек получили ранения различной степени тяжести.
Решительно осуждаем террористические акции против мирного сирийского населения и неизбирательные обстрелы жилых районов Дамаска.
Складывается впечатление, что активизация действий экстремистов направлена на то, чтобы в нынешний ответственный момент подорвать подготовку к созыву до конца текущего года Международной конференции по Сирии «Женева-2». Еще раз настойчиво призываем всех, кто способен оказать влияние на боевиков, незамедлительно сделать это в рамках коллективных усилий международного сообщества, нацеленных на прекращение любого насилия в Сирии.
13 ноября 2013 года


Встреча в Москве


12 ноября специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов принял лидера сирийского Народного фронта за перемены и освобождение (НФПО) К.Джамиля.
В ходе беседы состоялся обмен мнениями по развитию ситуации в Сирии и вокруг нее, включая деградацию гуманитарной обстановки. Была подчеркнута безальтернативность политического урегулирования кризиса в этой стране. В этой связи констатирована необходимость скорейшего проведения международной конференции «Женева-2».


Комментарий Департамента информации и печати МИД России


9-11 ноября в Стамбуле состоялось заседание Генеральной ассамблеи Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции (НК).
В повестке дня мероприятия стояла выработка подхода этого объединения сирийской оппозиции к Международной конференции по Сирии «Женева-2». В принятом заявлении отмечается готовность к участию в Женевском форуме. Одновременно, однако, НК продолжает выдвигать ряд условий приезда своих представителей в Женеву.
В Москве твердо выступали и выступают за скорейшее прекращение насилия и кровопролития в Сирии, за переход к мирному политическому урегулированию. Все, что приближает такую перспективу через созыв Международной конференции в Женеве с участием Правительства САР и представительной оппозиционной делегации, включая НК, не может не приветствоваться.
При этом единственной основой «Женевы-2» было и остается Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г., одобренное без каких-либо оговорок резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН. Суть этого документа - решение всех без исключения вопросов урегулирования сирийского конфликта, будущего страны самими сирийцами в рамках национального диалога на основе взаимного согласия.
Выражаем надежду, что Нацкоалиция реализует принятое в Стамбуле решение об участии в широком межсирийском диалоге на основе Женевского коммюнике, последовав примеру других сирийских сторон, в частности Правительства Сирии, а также таких оппозиционных объединений, как Национальный координационный комитет, Высший совет курдов Сирии и других, выразивших готовность направить представителей в Женеву, не обставляя это какими-либо предварительными условиями.
12 ноября 2013 года


Встреча в Стамбуле


13 ноября в Стамбуле специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов провел встречу с Генеральным секретарем НК Бадром Джамусом, заместителем председателя НК Ф.Тейфуром и членом руководства НК М.Кило.
В ходе беседы обсуждались складывающаяся ситуация в Сирии и вокруг нее, включая гуманитарную проблематику, а также вопросы подготовки Международной конференции по Сирии в Женеве с учетом принятого Национальной коалицией принципиального решения об участии в этом форуме.
14 ноября 2013 года


Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с вопросом агентства «Интерфакс» относительно возможных сроков ликвидации сирийского химоружия
В соответствии с решением Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) от 27 сентября с.г. относительно уничтожения химического оружия в Сирии Организацией не позднее 15 ноября должен быть утвержден план и поэтапный график ликвидации сирийских химарсеналов.
В настоящее время на площадке ОЗХО в Гааге активно ведется работа с участием российских представителей по подготовке соответствующего документа. Установленный решением Исполсовета ОЗХО от 27 сентября срок ликвидации сирийского химоружия остается прежним - первая половина 2014 года. Исходим из того, что этот срок будет выдержан, естественно при условии того, что международное сообщество окажет сирийским властям необходимую помощь в этом деле.
14 ноября 2013 года


Россия и Сирия: сотрудничество


Министр нефти САР встретился 14 ноября с послом России в Дамаске и вице-президентом российской компании "СоюзНефтеГаз". Участники обсудили итоги переговоров касавшихся проведения нефтеразведки в территориальных водах САР, а также пути устранения препятствий в работе.


Когда же будет отменен Указ о семье Каддафи?


Президенту Российской Федерации
Путину В.В.


Уважаемый Господин Президент!
Просим Вас отменить или изменить Указ Президента РФ от 09.03.2011 N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.» со всеми приложениями к Указу.
В связи с принятием резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г., предусматривающей применение ряда ограничений в отношении Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, Президентом России Медведевым Д.А. был подписан соответствующий указ, вводящий ряд ограничений в отношении Ливийской Джамахирии, ее лидера Муаммара Аль-Каддафи и членов его семьи.
17 марта 2011 года Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1973, которая фактически санкционировала военную интервенцию и полное разорение Ливии. Под предлогом обеспечения «бесполетной зоны» авиация НАТО бомбила мирные города Ливии, уничтожала гражданские объекты и инфраструктуру страны.
Западные политики не отрицают, что главной целью войны против Джамахирии являлись физическое устранение лидера Ливийской Революции Муаммара Каддафи, контроль над природными богатствами Ливии и установление прозападного режима.
Сейчас мы видим, во что превращена некогда процветавшая страна. В Ливии фактически нет власти, ее место заняло правительство, которое не пользуется популярностью. На территории страны не действуют законы, во многих городах Ливии бесчинствуют банды радикальных джихадистов и наемников международной террористической организации Аль-Каида.
Россия всегда стояла на принципиальных позициях мира и невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Но мы не можем обойти факт прямого геноцида против ливийского народа.
Совет Безопасности ООН по предложению России принял 20 июня заявление с требованием прекратить нарушения прав человека в Ливии, в частности, применение пыток и внесудебных ликвидаций людей.
"Страны-члены Совета Безопасности осудили случаи пыток и плохого обращения, которые наблюдаются в незаконных центрах заключения в Ливии", — говорится в документе.
СБ ООН подчеркивает, что "практика пыток и внесудебных убийств недопустимы". Страны СБ ООН также призвали ливийские власти расследовать все нарушения прав человека в стране и привлечь виновных к ответу.
Напомним, что идет третий год, как 29 граждан России, Украины и Белоруссии томятся в ливийских тюрьмах по сфабрикованным террористами обвинениям.
Ситуация в Ливии с каждым днем все больше выходит из под контроля. Руководство России должно отменить санкции против семьи Муаммара Каддафи для последующего привлечения членов семьи, пользующихся уважением ливийских граждан, к разрешению сложившейся в стране ситуации.
Мы просим Вас отменить или изменить Указ Президента РФ от 09.03.2011 N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.» со всеми приложениями к Указу и начать прямой диалог со всеми политическими силами Ливии в интересах мира и безопасности ливийского народа.
Друзья Ливии
Второе письмо. 15 ноября 2013 года


Первое письмо от 1 июля 2013:
http://www.proza.ru/2013/07/01/937



http://nikolaysolo.livejournal.com/1468365.html


ЕГИПЕТСКИЕ ХРОНИКИ. 15 ноября 2013.


О переговорах министров иностранных дел и обороны России и Египта


14 ноября в Каире состоялись переговоры министров иностранных дел и обороны России и Египта, в которых приняли участие с российской стороны С.В.Лавров и С.К.Шойгу, с египетской - Н.Фахми и А.Сиси. Главы внешнеполитических ведомств России и Египта были приняты временным Президентом АРЕ А.Мансуром.
Переговоры, прошедшие в откровенной и доверительной атмосфере, подтвердили обоюдный настрой на укрепление партнерского взаимодействия двух стран в решении актуальных международных и региональных проблем, дальнейшее развитие и углубление многопрофильного российско-египетского сотрудничества.
Состоялся обстоятельный обмен мнениями по широкой повестке дня с акцентом на ситуацию в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, переживающих масштабные трансформационные процессы. Отфиксировано общее понимание того, что народы региона вправе самостоятельно определять свою судьбу, мирно и без вмешательства извне урегулировать возникающие внутренние проблемы. С этих позиций была обсуждена и тема сирийского кризиса. Значительное внимание было уделено также вопросам палестино-израильского урегулирования на известной международно-правовой основе, создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Достигнута договоренность о продолжении тесного взаимодействия между Москвой и Каиром в целях разрешения острых региональных проблем.
Были детально и предметно рассмотрены узловые вопросы российско-египетских отношений. Приоритетными определены задачи энергичного продвижения взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, военной и военно-технической сферах. Значительное внимание было уделено наращиванию гуманитарных связей, включая туризм.
14 ноября 2013 года


Комментарий Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для СМИ по итогам переговоров министров иностранных дел и обороны России и Египта в формате "два плюс два"


Каир, 14 ноября 2013 года


Сегодня мы провели первую в истории двусторонних отношений между Россией и Египтом встречу министров иностранных дел и министров обороны в формате "два плюс два" . Рассмотрели весь комплекс вопросов двустороннего взаимодействия и международные, прежде всего региональные, ближневосточные дела.
По линии внешнеполитических ведомств достигнута принципиальная договоренность ускорить созыв Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, подготовить предложения о системном подходе к налаживанию регулярных обменов в сфере образования, науки, культуры. У нас есть общее понимание необходимости продолжать сотрудничество с целью обеспечения безопасности российских туристов. В условиях, когда ситуация в стране стабилизируется и будет отменено чрезвычайное положение, мы рассмотрим сделанную рекомендацию. Повторю, поток туристов значительный - около ста авиарейсов с российскими гражданами каждую неделю прибывает в Египет. Мы признательны египетским властям за то, что они уделяют особое внимание обеспечению их безопасности.
При обсуждении международной проблематики мы коснулись ситуации в Сирии и вокруг нее, в Ливии, других странах этого региона, где продолжаются глубокие процессы перемен, последствия которых пока неясны. У нас единая позиция с нашими египетскими коллегами в том, что у нас общие угрозы. Договорились активизировать антитеррористическое сотрудничество, включая возобновление деятельности рабочей группы по борьбе с терроризмом.
Таковы основные итоги переговоров по линии внешнеполитических ведомств двух стран.


Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Египта Н.Фахми, Каир, 14 ноября 2013 года


Уважаемые дамы и господа,
Наша встреча в Каире организована в новом для российско-египетских отношений формате. Впервые в истории двусторонних отношений осуществляется совместный визит в Египет руководителей МИД и Минобороны России. Это подтверждает то приоритетное значение, которое мы придаем развитию и укреплению российско-египетских связей.
Египет для нас – не только ведущее государство арабского мира, но и проверенный временем партнер. Наши народы связывают давние, уходящие в глубь истории узы дружбы и взаимоуважительного сотрудничества, которое в последние годы вышло на стратегический уровень.
Состоявшиеся переговоры с моим коллегой Н.Фахми стали продолжением наших бесед в Москве два месяца назад – 16 сентября, когда Министр был с визитом в России. Как и тогда, конечно, сегодня разговор затрагивал развитие обстановки в Египте, и мы подтвердили и подтверждаем, что в России заинтересованы в том, чтобы АРЕ являлась стабильным государством с устойчиво развивающейся экономикой и эффективной политической системой. Рассчитываем, что проходящая сейчас работа, включая подготовку новой Конституции, проведение референдума по этому важнейшему основному закону, позволит продвинуться дальше на направлении, которое приведет Египет к желанной цели. При этом Российская Федерация неизменно исходит из принципов невмешательства во внутренние дела любых государств, мы уважаем суверенитет Египта и право египтян самостоятельно определять судьбу своей страны.
Обсудили практические аспекты двусторонних отношений, нашей совместной работы с целью углубления многопрофильного диалога и взаимодействия.
В этом контексте особое внимание уделили задаче возобновления работы Совместной Российско-египетской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Договорились, что в скором времени проведем встречу экспертов.
С российской стороны готовятся предложения, включая инвестиционное взаимодействие в сфере энергетики и других областях тяжелой промышленности, создания мощностей по производству строительной и транспортной техники. Наши египетские коллеги также поделились теми сферами экономики и в целом народного хозяйства, где они были бы заинтересованы во взаимовыгодных связях с российскими партнерами. Условились также подготовить предложения, которые поставили бы на устойчивую долгосрочную основу наши обмены в сфере науки, культуры и образования.
Договорились также интенсивно продолжать развивать диалог по туризму – это очень важная сфера наших отношений. Стабилизация обстановки в Египте, отмена чрезвычайного положения (как я понимаю, буквально вчера) позволят восстановить объемы сотрудничества в туристической сфере, в этом я убежден. Как я понимаю, аналогичные выводы делают и другие государства, чьи граждане любят отдыхать на прекрасных египетских курортах.
Подробно рассмотрели вопросы, касающиеся нашего политического диалога. Безусловно, перспективы сотрудничества в военной и военно-технической сфере стали предметом переговоров моего коллеги С.К.Шойгу с Первым вице-премьером, Министром обороны АРЕ А.Сиси.
По международной и региональной повестке дня приоритетное внимание, по понятным причинам, уделили положению в странах Ближнего Востока и Севера Африки в контексте охвативших этот регион глубинных перемен.
У нас близкие подходы в том, что касается необходимости скорейшего созыва международной конференции «Женева-2» для урегулирования сирийского кризиса через прямой диалог всех сирийских сторон и при поддержке мирового сообщества. Признательны египетской стороне за активную позицию в данном вопросе в интересах его мирного, политического урегулирования.
У нас есть общая позитивная оценка идущей сейчас работы по выполнению задач уничтожения сирийского химического оружия. Эта работа идет активно и без сбоев. У нас также имеется общее понимание того, что происходящие в арабском мире крутые перемены не должны заслонять задачу разрешения ключевой проблемы Ближнего Востока – всеобъемлющего справедливого арабо-израильского урегулирования на известной международно-правовой основе: резолюции ООН, Мадридские принципы и, разумеется, арабская мирная инициатива, которая была поддержана не только всеми членами ЛАГ, но и Организацией исламского сотрудничества в целом. Мы поддерживаем конструктивную роль Египта в содействии возобновлению палестино-израильских переговоров, решении задач обеспечения безопасности на Синае. У нас состоялся очень полезный обмен мнениями по вопросу о ситуации, сложившейся вокруг перспектив создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ. Мы едины в том, что необходимо выполнить решения, принятые еще в 2010 г., и как можно скорее созвать международную конференцию для практического обсуждения вопросов создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке.
Переговоры подтвердили полезность регулярных консультаций между нашими внешнеполитическими ведомствами. Они помогают лучше оценивать те или иные аспекты положения дел в регионе Ближнего Востока и Севера Африки и вырабатывать адекватные шаги, в том числе совместные, которые, надеемся, будут помогать стабилизировать обстановку.
Вопрос: Как Вы оцениваете сближение между Египтом и Россией? Не свидетельствует ли это об ухудшении отношений с другими государствами или это стратегические отношения?
С.В.Лавров: Если я правильно понял перевод, Вы спросили, означает ли нынешний визит временное ухудшение отношений Египта с кем-то еще. Даже не знаю, что здесь сказать. Мы дружим с египетским народом многие десятилетия, у нас богатая общая история, в том числе и совместной политической борьбы за справедливость в мире. Мы не дружим против кого-то. Пора привыкать, что в сегодняшнем мире подобный подход давно пора оставить в прошлой эпохе и жить в том пространстве, которое существует и в котором каждой стране надо самой решать, с кем развивать отношения, и определять любой круг своих партнеров.
Повторю, мы дружим с египетским народом, являемся стратегическими партнерами и не дружим против кого-то.
Вопрос: Восстановится ли прежний уровень потока российских туристов в Египет?
С.В.Лавров: Про туристов я уже говорил. Но Вы спросили, означает ли наш визит, что российские туристы вернутся. Они никуда отсюда не исчезали. Осуществляется порядка ста рейсов в неделю между Москвой и египетскими курортами. Туристы вправе сами решать, куда им ехать, а обязанность МИД – просто предупредить, если в какой-то стране существует угроза безопасности (а такие угрозы были). Никто никому ничего не запрещал.
Что касается рекомендаций, сделанных нами в свое время, то, как я уже сказал в своем вступительном слове, мы рассмотрим эту ситуацию с учетом стабилизации обстановки, отмены ЧП, оценок и объявлений, которые делают внешнеполитические ведомства других стран.
Подчеркну, что российские туристы и в Шарм-аль-Шейхе, и в Хургаде отдыхают, тратят деньги и получают удовольствие. Мы признательны египетским властям за то, что они уделяют внимание обеспечению безопасности на Синайском полуострове и особенно в курортных зонах. Рассчитываем, что так будет и впредь.
Вопрос: Будут ли возобновлены крепкие отношения между нашими странами? Будет ли Россия участвовать в столь крупных проектах в Египте, которые имели место в 1950-1970-х гг.?
С.В.Лавров: Что касается перспектив нашего экономического сотрудничества, в своем выступлении я сказал, что мы готовим заседание Межправительственной комиссии. Начнем со встречи экспертов. Повторю, есть целый ряд предложений, в том числе по модернизации тех объектов, которые были сооружены СССР, а также по строительству новых.
Вопрос: ЛАГ за историю сирийского кризиса приняла множество решений о подавлении некоторых ее участников. Не считаете ли Вы, что эта организация должна занимать другую позицию не только в вопросе решения сирийского кризиса, но и других проблемах на Ближнем Востоке? Как Вы видите участие Египта в этой организации?
С.В.Лавров: Я уже упоминал ЛАГ. Это наш партнер. Выступаем за то, чтобы арабская мирная инициатива, наряду с решениями ООН, лежала в основе тех усилий, которые предпринимаются по урегулированию палестинской проблемы. Считаем, что Лига могла бы активнее этим заниматься. Мы, как Египет и другие страны, поддерживаем усилия США, позволившие возобновить палестино-израильские переговоры. Но идет переговорный процесс туго. Наверное, дополнительная поддержка этого процесса не повредит.
Что касается позиции ЛАГ по сирийскому кризису, она известна. Наше отношение к ней – тоже. Считаем, что за последние два года было принято несколько поспешных решений. Думаю, что в дальнейшем очень важно придерживаться основополагающего принципа работы ЛАГ - консенсуса. В целом, когда мы говорим о том, что Россия искренне заинтересована в стабильном динамично и позитивно развивающемся Египте, это не только наше желание, чтобы египетский народ ощущал себя лучше, но это и наш, если угодно, внешнеполитический интерес, поскольку мы хотим, чтобы Египет максимально активно играл свою роль ведущей арабской страны.
Вопрос (обоим министрам): Почувствовали ли вы сближение по вопросу палестино-израильского урегулирования и решения сирийского кризиса? Как может на практике выполняться египетская инициатива об освобождении ближневосточного региона от ОМУ? Будет ли созвана конференция, которая ожидалась еще в 2012 г.?
С.В.Лавров (отвечает после Н.Фахми): Нам не надо сближать позиции по палестинской проблеме, потому что у нас с Египтом она единая – необходимо обеспечить двугосударственное решение на имеющейся международно-правовой основе. Об этом я сегодня уже говорил.
Нам не нужно сближать позиции по путям урегулирования сирийского кризиса: мы категорически настаиваем на неприемлемости военного решения – это наша общая позиция. Выступаем только за политическое урегулирование. С этой целью поддерживаем созыв «Женевы-2». У нас есть общее понимание относительно того, каким оптимально должен быть состав участников этой конференции. Из числа «внешних игроков» мы бы приветствовали активную роль Египта. У нас также есть общее понимание, что параллельно с политическим процессом всем нужно осознать террористическую угрозу, которая становится в Сирии все больше с каждым днем и уже начинает затрагивать другие страны, включая, например, Ирак.
Разговор был очень полезный и показал, что мы можем использовать и этот канал российско-египетских отношений для создания условий созыва конференции.
Что касается ЗСОМУ – об этом я говорил в своем вступительном слове – это не чья-то инициатива, а решение СБ ООН, а также Обзорной конференции государств-участников ДНЯО, состоявшейся в 2010 г. Там прямо на основе консенсуса говорится о необходимости провести в 2010 г. конференцию для рассмотрения практически вопросов создания ЗСОМУ. Здесь нам также не нужно сближать позиции – Россия и Египет выступают за ее скорейший созыв. Подготовительные экспертные консультации, которые сейчас ведутся между странами региона при поддержке трех депозитариев договора о нераспространении и финского посредника, должны позволить назвать дату созыва конференции и определить ее организационные моменты. Наши египетские друзья готовят соответствующие предложения. Будем готовы их рассмотреть.
Вопрос: Не могли бы вы прокомментировать проблему гуманитарного кризиса в Сирии?
С.В.Лавров: Относительно гуманитарного кризиса в Сирии скажу, что ситуация там очень тяжелая. Россия оказывает помощь через выделение добровольных взносов в различные гуманитарные агентства, включая Всемирную продовольственную программу. Причем взносы эти распределяются как сирийскому правительству, так и странам, которые принимают беженцев. Недавно мы выделили 10 млн. долл. (США) Ливану и Иордании. Помимо этих взносов мы регулярно направляем гуманитарную помощь – продовольствие, одежду, палатки, медикаменты. Мы активно стремимся облегчить страдания сирийского народа, но делать это нужно без политизации.
СБ ООН принял соответствующие заявления, где расписаны шаги, которые необходимо предпринять в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Нарушать эти нормы нельзя.
Есть попытки спекулировать на трудностях сирийского народа для того, чтобы вновь, уже посредством гуманитарной темы, продвигать идеи внешнего вмешательства через СБ ООН. Заверяю, эти попытки не получат развития. Кстати, после того, как не так давно в Женеве проходили российско-американские консультации со спецпредставителем по Сирии Л.Брахими по вопросам подготовки «Женевы-2», состоялись встречи на ту же тему с представителями ЛАГ, Турции. Затем все участники встретились с гуманитарными агентствами, работающими в САР. Руководители этих агентств не выказывали никакой паники. Они рассказали о том, как работают над решением конкретных вопросов, включая вакцинацию от полиомиелита, который вдруг появился в нескольких случаях, и многое другое. Они не говорили о том, что правительство отказывается с ними сотрудничать. Наоборот, наибольшие проблемы для деятельности гуманитарных агентств создают боевики - это хорошо известно. Поэтому мы целиком за то, чтобы более активно помогать решать гуманитарные проблемы, но не надо на них спекулировать. Речь идет о жизнях людей, стариков, детей, и это просто кощунственно.
Вопрос: Во время недавнего телефонного разговора главы США и Франции заявили, что их страны полностью согласны с едиными предложением «шестерки» по Ирану и нынешним подходом к переговорам, а также что они рассматривают это предложение как разумный шаг, который позволит всем убедиться в мирном характере ИЯП. Хотелось бы получить комментарий по этому поводу, а также узнать Ваше мнение о том, может ли быть достигнуто соглашение на следующей встрече в Женеве между «шестеркой» и Ираном? Может ли состояться министерская встреча?
С.В.Лавров: Я не был участником телефонного разговора между президентами США и Франции. Если то, что Вы зачитали, является официальным сообщением об этом разговоре, и в нем действительно говорится, что есть единое предложение «шестерки» Ирану, то, в принципе, о деталях переговоров до их завершения лучше не распространяться. Однако, если Белый дом решил сообщить о наличии единого предложения группы «пять плюс один», то я вынужден сделать небольшое уточнение.
В этот раз «шестерка» совместного документа не вырабатывала. Был американский проект, в итоге получивший согласие Ирана. Мы вместе с рядом других членов группы «пять плюс один» этот проект активно поддержали. Если бы его поддержали все, то он был бы уже принят, и мы бы уже начинали работу по реализации содержащихся в нем договоренностей. Но к нему появились поправки, которые мы не видели. Вариант с поправками был распространен буквально в последний момент, когда уже нужно было улетать из Женевы. Мы сказали, что, на первый взгляд, в этих поправках не видим каких-либо существенных проблем по вопросам содержания, но, естественно, язык, которым эти идеи должны быть изложены, должен быть приемлемым для всех участников процесса –«шестерки» и Ирана. Вот, собственно, как это происходило.
Наши коллеги решили употреблять термин «единое предложение «шестерки»», но такого предложения не было. Был и остается американский документ и поправки к нему. Все это будет рассматриваться дальше на уровне политдиректоров, встреча которых, как известно, назначена на 20 ноября. Чем она завершится, покажет сама встреча. Надеюсь, что все проявят понимание важности сложившихся договоренностей и особое понимание необходимости оформить это именно как договоренность, а не как некий другой документ, не являющийся коллективным.
(сайт МИД России)


Мнение российского телеканала Россия 24:
«Россия и Египет будут вместе бороться с пиратством и терроризмом
Провести несколько совместных учений договорились министры обороны двух стран во время визита в Каир Сергея Шойгу. Кроме того, будет создана двусторонняя рабочая группа по борьбе с терроризмом - об этом сообщил глава МИД России Сергей Лавров, также принимавший участие в переговорах».



Мнение британского телеканала ЕВРОНЬЮС:
«Египет намерен вернуть отношения с Россией на тот высокий уровень, который существовал при Советском Союзе. Об этом заявил глава египетского МИДа Набиль Фахми.
В Каире в эти дни российский министры иностранных дел и обороны Сергей Лавров и Сергей Шойгу проводят переговоры с египетскими коллегами. Встречу называют исторической — так, российский министр обороны не приезжал в Египет ещё ни разу, а советский — 40 лет назад.
В ряде источников даже появились сообщения — никак пока не подтверждённые официально — что одним из результатов поездки может стать крупнейший после конца Холодной войны контракт на поставку оружия.
Как считает наш собственный корреспондент в Каире Мохаммед Шейкибрагим,
«Исторический визит может оказаться началом новой фазы политических взаимоотношений, которые хотя бы частично восстановят утраченный баланс сил на Ближнем Востоке».
Мохаммед Шейкибрагим, euronews:
“Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы пригласили политического эксперта Самира Раттаса.
Что стоит за нынешним визитом в Египет российских министров иностранных дел и обороны?”
Раттас: “Политика Соединённых Штатов вызвала тревогу и сумятицу на Ближнем Востоке и в Египте, особенно после свержения режима исламистов. Оно привело к проведению новой политики США в отношении Египта: оказанию давления на военных и сокращению экономической и военной помощи. В ответ Египет решил возобновить свои старые связи в различных регионах мира, особенно с Россией и, возможно, позже с Китаем, Индией и другими государствами. Также страны хотят развивать экономические отношения, учитывая то, что Россия – это экспортер пшеницы, которая является основным стратегическим товаром для Египта. Страна в ней очень нуждается”.
euronews: “Не означает ли этот визит после стольких лет холодных отношений смену ролей между Москвой и Вашингтоном?”
Раттас: “Я не думаю, что речь идет о смене ролей, поскольку отношения, которые не базируются на конфликтах, развиваются в другом измерении. Разумеется, США имеют абсолютно другие интересы, чем Российская Федерация, и они не позволят России закрепиться опять на Ближнем Востоке. С другой стороны, сильное влияние России в Сирии и ее тесные отношения с Ираном и возможность инвестировать в сотрудничество с Египтом могут привести к новой эре в связях России с Ближним Востоком”.


Расстрел мирной демонстрации в Триполи. Мнения экспертов


В Триполи от рук бандитов Мисраты погибли и ранены ливийцы


Сообщение Зеленого сопротивления от 15 ноября:
«in Tripoli ((Gargour area)) militias of Musrata against civilian people who are organized peaceful demonstration..
Civilian people do not like any armed militias in Tripoli…
Militias of Musrata used weapons 14.5 and RPG against people».


Более десяти человек погибло, еще более 50 ранены в ливийской столице в результате обстрела мирных демонстрантов бандитами из Мисраты, сообщают агентства.
После пятничной молитвы сотни местных жителей организовали манифестацию и двинулись в район Гаргур, который контролируется «революционерами», как их называют западные СМИ, из города Мисрата /200 км к востоку от Триполи/.
Протестующие горожане, которые попытались пройти к штабу этих «революционеров», потребовали от них покинуть столицу и вернуться в Мисрату. «Революционеры» начали стрелять на поражение.
Спустя два года после «Пирровой победы» агрессоров НАТО, напавших в марте 2011 года на Ливийскую Джамахирию, и их прихлебников из местных предателей, так называемых «революционеров», в стране царит хаос и разруха. Марионеточные власти страны, несмотря на поддержку Запада, оказались не в состоянии установить свой «порядок».
В Ливии продолжают действовать банды террористов Аль-Каиды, радикальных исламистов, творящих террор и геноцид на захваченных территориях.
Агентство ИТАР-ТАСС из Каира дает такую оценку ситуации:
«После падения прежнего режима переходные власти поручили некоторым группам экс-революционеров охрану границ, тюрем и жизненно важных объектов инфраструктуры, в том числе нефтяных. За это им выплачивается солидное жалование. Такая ситуация, по сути, привела к тому, что сражавшиеся на стороне прозападной оппозиции вооруженные отряды получили практически легитимный статус. По-прежнему имея в своих руках огромные арсеналы и чувствуя безнаказанность, они отказываются разоружаться и действуют только по указам своих полевых командиров. Многие из них заявляют, что “революция еще не закончилась”, и они будут продолжать борьбу с оружием в руках до победного конца.
Наглядным подтверждением царящим в Ливии безвластию и хаосу стал произошедший 10 октября в Триполи инцидент с захватом повстанцами премьер-министра Али Зейдана. Именующая себя “Оперативным штабом ливийских революционеров” группировка, похитив из столичной гостиницы главу кабинета, утверждала, что ее бойцы имели ордер генпрокуратуры, а арест премьера был санкционирован в рамках статей Уголовного кодекса страны в отношении преступлений, “угрожающих существованию государства и наносящих вред госбезопасности”.
(По сообщениям агентств)
http://nikolaysolo.livejournal.com/1469359.html


Мнение Эль-Мюрида, 15 ноября 2013:


«Для ливийского правительства, с одной стороны, наступает благоприятный момент - в соседних странах представители "братьев-мусульман" терпят политическое поражение, Катар сократил до минимума поддержку движения. Все вместе это серьезно подрывает возможности его сторонников в Ливии - но с другой стороны, правительство само не обладает достаточными силами и ресурсами для перехода в наступление.


На прошлой неделе была предпринята попытка обуздать сепаратистские настроения в Бенгази и взять под контроль нефтяные терминалы - но для этого пришлось перебрасывать в Киренаику войска ВДВ, пожалуй, единственную сейчас силу, на которую может положиться правительство. В Бенгази даже прибыл премьер Ливии Зидан - но тут же мгновенно возникли проблемы уже на западе страны.
В сложившейся патовой ситуации у правительства Зидана не получается опереться на какую-то внешнюю силу, которая могла бы переломить ситуацию в его пользу. Саудовская Аравия, объективно заинтересованная в ликвидации последнего крупного очага "братьев-мусульман" в Северной Африке, с подозрением относится к проамериканской ориентации Али Зидана и Махмуда Джибриля.
Россия выведена из игры провокацией с россиянкой Устюжаниновой и пока совершенно непонятно, когда хотя бы посольство вернется обратно в Триполи, не говоря уже о сколь-либо полноценном сотрудничестве.
Франция завязла в Мали, где ее дела выглядят крайне неблестяще. Хотя информация из этой страны идет крайне скудная, похоже, что французский победный дранг обернулся пшиком.
Пока никаких рук помощи - ни дружеских, ни корыстных - ливийскому правительству никто протягивать не спешит. Все оценивают способности противостоящих сторон, не отдавая предпочтения ни одной из них. Пока Зидан или "братья", или городские ополчения, или сепаратисты не сумеют совершить какое-то сверхусилие, способное существенно изменить обстановку, помощи извне никто из них вряд ли дождется. Но парадокс в том, что без внешней помощи ни одна из сторон и не способна совершить такое сверхусилие. Замкнутый круг, который может вертеться бесконечно долго».
Эль-Мюрид, Москва, 15 ноября 2013.
http://el-murid.livejournal.com/1408953.html


Мнение Евгения Ларина:


Когда мы говорим о негативных процессах в Ливии, то задумаемся: кому это на руку?
Почему внешние силы - западные страны, Катар, Саудия, - хотят распада некогда сильного процветающего государства?
Почему этого же ходят и внутренние игроки, джихадисты Аль-Каиды, братья-мусульмане, которые уже начали провозглашать независимые от всех халифаты на территории Ливии?
Да, в Ливии, как и в других странах Ближнего Востока и Северной Африки проходит процесс глобальных изменений. И корни этих изменений и внутри самих стран, но есть и жестокий прессинг извне.
Напомню слова из комментария министра иностранных дел России С.Лаврова, сказанные в Египте, в четверг, 14 ноября: в Ливии, как и в других странах этого региона, «продолжаются глубокие процессы перемен, последствия которых пока неясны».
Но все должны понять, и в первую очередь политики стран Европы и США, что арабские народы, как и все народы мира, вправе самостоятельно определять свою судьбу, мирно и без вмешательства извне решать возникающие внутренние проблемы.


Ведь что произошло в 2011 году в Ливии, расположенной в центре огромной геополитической сферы Европы Арабского мира и Африки?
Западные политики сегодня не отрицают, что главной целью войны против Джамахирии являлись физическое устранение лидера Ливийской Революции Муаммара Каддафи, контроль над природными богатствами Ливии и установление прозападного режима.
Сейчас мы видим, во что превращена некогда процветавшая страна. В Ливии фактически нет власти, ее место заняло правительство, которое не пользуется популярностью. На территории страны не действуют законы, во многих городах Ливии бесчинствуют банды джихадистов и наемников международной террористической организации Аль-Каида.
Они творят жуткий геноцид против ливийского народа.
20 июня Совет Безопасности ООН по намтоянию России принял заявление с требованием прекратить нарушения прав человека в Ливии, в частности, применение пыток и внесудебных ликвидаций людей.
"Страны-члены Совета Безопасности осудили случаи пыток и плохого обращения, которые наблюдаются в незаконных центрах заключения в Ливии", — говорится в документе.
СБ ООН подчеркивает, что "практика пыток и внесудебных убийств недопустимы". Страны СБ ООН также призвали ливийские власти расследовать все нарушения прав человека в стране и привлечь виновных к ответу.
Напомним, что идет уже третий год, как 29 граждан России, Украины и Белоруссии томятся в ливийских тюрьмах по сфабрикованным террористами обвинениям.
И какова реакция западной общественности?
Никакой. Обсуждаются другие проблемы, но судьба тысяч людей в застенках Ливии к сожалению, для европейцев безразлична. Мы, россияне, возмущены похищением террористами в Камеруне французского священника и требуем его освобождения и наказания похитителей. Но когда же цивилизованный мир прозовет к ответственности нынешние власти в Триполи?
Или Европа уже расписывается в своем бессилии, потому что фактически власть в Триполи принадлежит террористам Аль-Каиды?
Дошло до того, что посольство России было вынуждено покинуть столицу Ливии?
И до каких пор из-за попустительства западных политиков и СМИ, да, и СМИ тоже, будет продолжаться террор и насилие в Ливии?
Я помню, как круглосуточно, изо дня в день западные СМИ живописали выдуманные, лживые обвинения в адрес руководства Ливийской Джамахирии. Прошло два года, И хоть одно обвинение доказано?
Ни одно обвинение не доказано.
И сегодня западные СМИ закрывают глаза на тяжелейшую жизнь ливийцев и молчат...
А надо бить в набат!
.....
Уверен, что в Ливии произойдут кардинальные изменения. И эти изменения совершат сами ливийцы.
В Ливии две тысячи племен. И именно племена, которые выступают за единую Ливии, восстановят ее, уберегут от распада.
И давайте заглянем в будущее. Придет время, когда будут детально и предметно рассмотрены вопросы российско-ливийских отношений, восстановления взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, военной и военно-технической сферах. И конечно, будет возрождение и гуманитарных связей.
И это позитивно скажется и на отношениях Ливии и с другими странами.
Помню, как мы, российские туроператоры, вместе с ливийских и тунисскими коллегами изучали богатейшие возможности Ливии в области туризма.
Вы скажете: как об этом возможно говорить сегодня, когда Ливия переживает такие страшные времена?
А я отвечу: ливийский народ пережил еще более мрачные времена, например итальянской колонизации, когда в борьбе за свободу погиб каждый второй ливиец.
Ливийский народ познал весь ужас мировой войны, но вместе с союзниками изгнал фашистов и нацистов со своей территории.
Ливийский народ сумел освободиться и от тех, кто распродавал за гроши богатства страны и превратил свою страну в базы империализма.
У ливийцев, с которыми я общался, хорошая историческая память.
Сегодня они вспоминают 42 года расцвета Ливии, когда над ней развевались Зеленые знамена.
Все познается в сравнении.
Агрессия альянса НАТО, пытавшегося захватить богатства страны, привела к новой трагедии. Я думаю, что сегодня есть три самых страдающий народа: филиппинский, который пострадал от природной стихии, сирийскийнарод, которыей сражается с черной чумой под черными флагами джихадизма, и ливийский народ, которому Запад силой навязал антиливийский режим, неспособный ни управлять, ни созидать. И самое печальное: спецслужбы НАТО превратили ливийскую землю в рассадник международного терроризма.
Сегодня, в Ливии на базах Аль-Каиды готовят террористов и против Сирии и против Туниса, и против других народов Арабского мира и Африканского мира. Террористы при попустительстве Запада и арабских монархий Катара и Саудии захватили огромное количество оружия, их финансируют все те же спонсоры, которые использовали события тан называемой «арабской весны» в своих антикорыстных целях. Во вред арабским и африканским народам.
А ведь была цветущая, мирная, спокойная страна Ливийская Джамахирия!
И более того, джихадисты Аль-Каиды, взращенные сегодня на ливийской земле, угрожают и Европе, в том числе и России, и самим Соединенным Штатам.
Мы не должны забывать, что сама госпожа Клинтон была вынуждена признать, что сами США создали Аль-Каиду.
И это напоминание особенно актуально звучит сегодня, когда в Интернете распространяются видеоролики, в которых джихадисты родом из Европы угрожают поднять свой черный флаг над Белым Домом.
Есть время одуматься господам западным политикам.
Позвольте повторить то, что мне говорили ливийские друзья, с которыми я встречался в Тунисе: сегодня ливийский народ, как и все другие народы мира, вправе самостоятельно определить свою судьбу, мирно и без вмешательства извне решить внутренние проблемы.
Они подчеркивали: «мы не можем больше жить в условиях беззакония и беспредела, порожденных агрессией НАТО 2011 года. Перемены не за горами! Только пусть больше никто нам не указывает, что нам делать и пусть никто не навязывает свои так называемые «демократические» или так называемые «исламистские» ценности».


И добавлю от себя: ясно, что и над Ливией, как и над другими странами, нависла та же угроза, угроза черного терроризма.
Поэтому так важно сегодня для мирового сообщества поддержать усилия ливийского общества, ливийский патриотов в борьбе с терроризмом, распространяющимся под черными флагами Аль-Каиды.
Посмотрите на карту мира, найдите Ливию и вы поймете: если Ливия снова станет оазисом мира и стабильности, сколько бед мы сможем избежать? Сколько угроз мы сумеем предотвратить?
И в Африке, и в Арабским мире, и в Европе.
Евгений Ларин, Тунис, 15 ноября.


Мнение Евгения Сатановского:


МОСКВА, 12 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Распад Ливии уже фактически произошел, реальная власть принадлежит многочисленным мелким вооруженным группировкам. Такое мнение высказал сегодня корр. ИТАР-ТАСС президент Общественного института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя последние события в этой стране.
"Де-факто Ливии как страны нет. Отдельно взятые люди, у кого есть достаточное количество оружия, борются за экспорт нефти, за контроль над территорией, не более того", - сказал он.
"Эти группировки делятся на племенные союзы, территориальные милиции, вроде зинтанской или мисуратской, берберские ополчения, исламистские формирования самого разного толка, включая сторонников "Аль-Каиды". Таких группировок несколько сотен, поскольку в Ливии только арабских племен более двухсот, и они всегда находились в сложнейших отношениях друг с другом. К тому же, внутри племенных группировок есть кланы", - добавил Сатановский.
Он отметил, что в результате традиционное географическое деление Ливии на Триполитанию, Феццан и Киренаику теряет смысл. "Это мозаика, сложнейшая, гораздо более сложная, чем три территориальные единицы. Триполитания, Киренаика и Феццан со своими запасами углеводородов вполне готовы жить отдельно, но внутри этих территориальных образований существует целый "террариум единомышленников", - сказал эксперт.
Вновь сплотить страну могли бы, по его мнению, западные племена под руководством сильной фигуры наподобие предыдущего лидера Ливии Муамара Каддафи. "Если под руководством какого-нибудь нового Каддафи западноливийские племена соберутся и смогут установить закон и порядок на всей территории, только в таком варианте Ливия как страна имеет шанс", - сказал Сатановский. "Пока что такого лидера нет даже на горизонте", - подытожил он.
Обстановка в Ливии в очередной раз обострилась в понедельник, когда правительство страны объявило о намерении направить дополнительные воинские подразделения во второй по величине город Бенгази, где местные радикалы на протяжении нескольких месяцев совершают регулярные нападения на сотрудников силовых структур. В тот же день стало известно, что по требованию берберских племен, требующих признания своих прав на доходы от продажи топлива, был остановлен экспорт газа в Италию.






Другие статьи в литературном дневнике: