Поющие в терновнике

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Я выпрыгнул из теплой кроватки, натянул на себя майку и шортики, приготовленный еще вечером мамой и направился через мамину комнату, выполнявшую, по совместительству коридор, на небольшую кухню нашего дома.
Бабушка уже стояла у кухонной плиты и что то готовила.
- Встал Димуля? Садись к столу, будешь завтракать.
В этот момент в дом зашел дедушка с авоськой в руке, заполненной бутылками вина и водки. Все это позванивало при каждом сделанном движении деда.
- Все купил? - Спросила бабушка.
- Должно хватить - Показал авоську дед и направился в комнату выставлять бутылки в угол, чтобы потом торжественно переместить на праздничный стол.
У бабушки сегодня день рождения и мы к обеду ждали гостей.
Допив большую чашку чая с бутербродом я соскочил со стула и направился на улицу.
- Лицо и руки умой в рукомойнике! - вслед крикнула бабушка и я нехотя направился в сторону рукомойника.
Обмыв лицо и руки холодной водой, потянулся вытирать к полотенцу, висевшему на гвозде рядом и заранее приготовленном для этой процедуры.
Совершив все утренние ритуалы, я с волнением подошел к калитке и осторожно приподнял крючок затвора. Калитка скрипнула и отворилась, словно зазывая меня на свободу и к новым приключениям.
Я сделал два шага в сторону улицы и замер в ожидании гостей. Что то было в этом загадочное, таинственное, сулящее новые приключения в моей жизни и какие то сюрпризы.
Но не через две, не через три и даже пять минут на улице ни кто не появился. До гостей было еще несколько томительных часов. Я зашел обратно во двор и закрыл на крючок калитку.
- Хм. Так долго? Обещали вкусный торт и сестры и братья должны придти. Я поднял палку с земли и начал словно саблей бить по высокой траве от безделья. Изредка поглядывая в сторону улицы в ожидании первого гостя. Время шло утомительно долго.
Чтобы хоть как то себя занять я направился в сад, чтобы полазить по деревьям.
Именно за этим занятием меня застал окрик дедушки:
- Дима! Иди сюда. Маша приехала.
Ага! начали прибывать первые гости. Приехала тетя Аня и ее дочь, а по совместительству моя двоюродная сестра Маша.
Стало веселее.
С каждой минутой двор нашего дома заполнялся новыми и новыми гостями, становилось очень шумно и интересно. Кто то протянул шоколадную конфету. Тетя Таня привезла с дядей Сашей жуткий дефицит.
Дом загудел гостями. Стало весело, а когда начало темнеть дедушка зажег на веранде свет, а в доме послышалось чье то пение, тут же подхваченной женщинами. Пьяные мужики во главе с дедушкой курили во дворе, отганяя комаров...


Я подъехал к больничному моргу за десять минут до начало церемонии прощания с дядей Сашей, младшим сыном из пяти детей бабушки.
Увидел маму, выходящую на площадь перед моргом и говорящую с кем то по телефону.
К тому моменту, когда я поравнялся с нею, она уже закончила разговор.
- ого, какой здоровый букет!!! - Оценила мама букет из роз в моей руке. - Валик с Элочкой звонил. Они не в тот морг поехали. Сказала же, что отпивание на Семашко. Зачем поперлись в больницу скорой помощи, не понимаю. Где Семашко, а где больница скорой помощи?
В этот момент я заметил еще часть нашей семьи, стоявших на парапете, возле ритуального зала прощания. С цветами стояли сестры Маша, Лена и тетя Света из Борисова.
Нежно со всеми поздоровавшись мы начали обсуждать заезд не в тот морг Валика.
- А что это за шум за дверью? - спросила Маша мою маму.
- Это Сашу отпивает ксендз!
- Так чего мы здесь стоим? Пошлите в зал - удивленно спросил я и толкнул тяжелую дверь, чтобы пройти внутрь
.
Когда вся дружная семья зашла в помещение, дверь гулко закрылась и присутствующие в зале посмотрели недовольно в нашу сторону.
Я стал в проходе и начал изучать обстановку.
по середине зала стоял гроб с каким то седым и бородатым дедушкой.
По левую руку стояли сыновья дяди Саши. Рядом с ними небольшая группка незнакомых мне людей. По правую руку стоял мой папа и тоже несколько совершенно незнакомых мне людей.
Я начал рассматривать незнакомого дедушку в гробу и до меня начало доходить, что это и есть мой дядя. За эти годы он ужасно изменился. Практически до не узнаваемости.
Увиденное повергло меня в шок. Я начал осматриваться по сторонам пока ксендз пел литургию. Илья стоял совершенно лысый, мы недавно узнали, что у него последняя стадия рака. Младший Сашка стал сильно похож на отца в молодости, только без усов.
Всматриваясь в небольшую кучку людей мне все больше и больше хотелось кричать. Из большой семь близких и дальних родственников мы превратились в небольшую кучку тех, кто выжил.
Слезы начали наворачиватся на глаза от этого зрелища. Внутри все сжалось от боли.
Еще на похоронах тети Ани нас был полный зал. Все плакали, сожалели и переживали. За те несколько минут, проведенных в зале, я увидел формальное проведение ритуала. Такое ощущение, что мокрые глаза были только у меня.
Я сидел на стульчике и смотрел в сторону гроба и лежащего в нем моего дяди. Фактически осталась только моя мама. Старший брат Эрик уже тоже доживает последние дни.
Большая семья превратилась в небольшую кучку формальности.
Через пол часа все вышли из зала. Гроб с телом накрыли крышкой и вынесли на улицу, поместив в ритуальный микроавтобус.
Илья бодро объяснил, где будут поминки и небольшая кучка родственников направилась к своим машинам.
- Мама я не поеду
- Почему?
В этот момент я обратил внимание на разбредавшуюся кучку людей, совершенно отстраненных от этого горя и уже обсуждавших свою жизнь.
- Я ехал на похороны, а такое ощущение, что приехал на свадьбу.
- Я не поеду - повторил я и направился в сторону своей машины, чтобы ни кто не увидел накатывающиеся на меня слезы горя.
Быстро сев в машину, я завел ее и выскочил на дорогу, и в этот момент, когда уже ни кого не было рядом, меня накрыло. Я разрыдался в голос. Протяжно, с градом слез, катящихся по лицу.
Перед моими глазами стояли все мои близкие, ушедшие за эти годы. огромная семья. Мне стало жутко страшно, что уйдет моя мама, дядя Эрик, папа и я останусь совершенно один в этом мире. Я завыл от ужаса.


По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.


Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.


Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.


О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.


Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.


Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.


Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.


И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.


И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.11.2022. ***
  • 08.11.2022. Поющие в терновнике