Зима из старины глубокойКакая древняя традиция распевать русские колядки! Настолько древняя, что многие не задумываются в чём её суть. После 25 декабря являлся к пращурам солнечный Коляда, и с его приходом день начинал прибавлять «на воробьиный поскок». Кстати и ёлка не является чисто западной традицией. Ель – весьма древний символ семьи у славян. Считалось, что в вечнозелёном дереве живут духи предков. Эта традиция родилась когда вместо добродушного Деда Мороза хозяйничал зимою бог лютого холода по имени Морок и славяне задабривали его подарками – выставляли их за порог, а чаще наряжали ёлки пряниками, калачами, да орехами – и делали это 30 яеваря. А первым праздником января (6-го) был День Кощея и Велеса, замещённый после крещения Руси крещенским сочельником. Одновременно с Днём Кощея и Велеса, 6 января, отмечались «Турицы», посвященные Туру – сыну Велеса и Макоши и одному из славянских тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Этот праздник последний в зимних святках. Восьмого января чествовались повивальные бабки и назывался праздник «Бабьи каши», в который рекомендовалось приветить повитух будущим мамам и молодым девушкам. А 12 января наступал День похищений, после которого Дажьбог будет всю зиму искать свою Марью Моревну и оттого морозы будут неуклонно крепчать; 18 января поминался бог источников и покровитель змей Интра, он же Змиулан, Индра – сын священной коровы Земун и Дыя, олицетворяющего Ночное Небо. По русским ведам он славится за доблесть и был покровителем воинства. *** В середине февраля, 15-го, наступало «Сретение» – зима с весною встречались. И уже на следующий день с утра пораньше начинались «Починки» – всё чинилось и ремонтировалось в полном соответствии с пословицей: «Готовь сани летом, а телегу зимой». 18 февраля отмечался Троян Зимний – праздник в честь изгнания непобедимых римлян из русских земель Придунавья в начале первого века. Этот день считался днём Воинской славы славян и поминовения павших у Трояного Вала ратников. Другое название этого праздника «Стрибожьи внуки». А интересно: случайно ли то, что нынешний День Воинской славы, 23 февраля, так близок к древнему празднику славян? Далее, 24 февраля, отмечался очередной День Велеса, замещенный христианами на день «Власия – сшиби рог c зимы», а 29 февраля – День Кащея, замещенный днём святого Касьяна. На этом празднике стоит немного задержаться. Среди святых угодников Касьян стоит наособицу, как немилостивый святой, и считается за благо, что его день бывает раз в 4 года. А всё потому, что он, якобы, слишком активно отмечает свой день рождения, напиваясь до невменяемости три года подряд, и только на четвёртый, високосный, трезв. Да лучше бы этого не было! Потому как у Касьяна «черный» глаз и взгляд его несёт беду… Тем не менее, именины Касьяна отмечались исправно – чтобы тот не гневался и не сеял семейные раздоры. Правда, поговаривают, что Святой Касьян поначалу был светлым ангелом, пока не соблазнился на сладкие посулы Дьявола. За предательством раскаяние, и Бог вернул отступника в свои Чертоги, назначив наказание: на Касьяна надевали оковы и три года били тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускали… Полностью материал изложен в эссе «Зимние мистерии»:
© Copyright: Лариса Бесчастная, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|