Зима из старины глубокой

Лариса Бесчастная: литературный дневник

Какая древняя традиция распевать русские колядки! Настолько древняя, что многие не задумываются в чём её суть. После 25 декабря являлся к пращурам солнечный Коляда, и с его приходом день начинал прибавлять «на воробьиный поскок».

В славянской мифологии Коляда был воплощением грядущего тепла и Света, сулящих плодородие и веселье. Вот с самого 25 декабря по 6 января и славили Коляду и солнце, дожди и грозы, светлый месяц и любовь, и желали друг другу урожайного года и счастливого брака. В ведах говорится, что Коляда это второе нисхождение на Землю Крышеня – того самого, который в Индии стал Кришну. Он принёес людям огонь и научил варить священный напиток сурью. Коляду-Крышеня называли малым творцом (великими творцами считались Род и Сварог), возраст его не менее, чем 8,5 тысяч летю Это он рассказал людям о коловороте времени и подарил первый календарь (Коляды дар») – он, а не римляне!


Кстати и ёлка не является чисто западной традицией. Ель – весьма древний символ семьи у славян. Считалось, что в вечнозелёном дереве живут духи предков. Эта традиция родилась когда вместо добродушного Деда Мороза хозяйничал зимою бог лютого холода по имени Морок и славяне задабривали его подарками – выставляли их за порог, а чаще наряжали ёлки пряниками, калачами, да орехами – и делали это 30 яеваря.


А первым праздником января (6-го) был День Кощея и Велеса, замещённый после крещения Руси крещенским сочельником. Одновременно с Днём Кощея и Велеса, 6 января, отмечались «Турицы», посвященные Туру – сыну Велеса и Макоши и одному из славянских тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Этот праздник последний в зимних святках.


Восьмого января чествовались повивальные бабки и назывался праздник «Бабьи каши», в который рекомендовалось приветить повитух будущим мамам и молодым девушкам.


А 12 января наступал День похищений, после которого Дажьбог будет всю зиму искать свою Марью Моревну и оттого морозы будут неуклонно крепчать; 18 января поминался бог источников и покровитель змей Интра, он же Змиулан, Индра – сын священной коровы Земун и Дыя, олицетворяющего Ночное Небо. По русским ведам он славится за доблесть и был покровителем воинства.
21 января славяне праздновали «Просинец», олицетворяющий Крышеня, проливающего на Землю волшебную Сурью. Поэтому «Просинец» отмечали водосвятием, славя Небесную Сваргу и радуясь возрождению Солнца, сулящего тепло и Свет. Именно в этот день славяне окунались в освященные воды. Не правда ли «Просинец» очень напоминает нам православный праздник «Крещение Господне»?
День 28 января назывался «Кудесы» и был днём домового, «суседушки», а 30 января отмечался День Мороза и Снегурки. По верованиям древних славян Мороз, он же Морок, был зимней ипостасью Велеса, а Снегурочка – его дочь от Снежной Царицы и внучка Кощея. Этот день был наполнен сказками и преданиями.


***
Февральские мистерии открывала «Громница» (2-го). Посвящался этот день жене Перуна Додоле – она же Маланьица и богиня молнии и кормления детей. Молния – это свет во Тьме и славяне чествовали Маланьицу как надежду на скорую весну. Следующий день, 3 февраля, был Днём памяти Вещего Олега и мистической силы волхвов, а 11-е февраля считался Велесовым Днём и серединой зимы. Славяне в этот день кропили водой скотину, чтобы не было «скотьего мора» и просили милостей у Велеса – «скотьего» бога.


В середине февраля, 15-го, наступало «Сретение» – зима с весною встречались. И уже на следующий день с утра пораньше начинались «Починки» – всё чинилось и ремонтировалось в полном соответствии с пословицей: «Готовь сани летом, а телегу зимой».


18 февраля отмечался Троян Зимний – праздник в честь изгнания непобедимых римлян из русских земель Придунавья в начале первого века. Этот день считался днём Воинской славы славян и поминовения павших у Трояного Вала ратников. Другое название этого праздника «Стрибожьи внуки». А интересно: случайно ли то, что нынешний День Воинской славы, 23 февраля, так близок к древнему празднику славян?


Далее, 24 февраля, отмечался очередной День Велеса, замещенный христианами на день «Власия – сшиби рог c зимы», а 29 февраля – День Кащея, замещенный днём святого Касьяна. На этом празднике стоит немного задержаться. Среди святых угодников Касьян стоит наособицу, как немилостивый святой, и считается за благо, что его день бывает раз в 4 года. А всё потому, что он, якобы, слишком активно отмечает свой день рождения, напиваясь до невменяемости три года подряд, и только на четвёртый, високосный, трезв. Да лучше бы этого не было! Потому как у Касьяна «черный» глаз и взгляд его несёт беду…


Тем не менее, именины Касьяна отмечались исправно – чтобы тот не гневался и не сеял семейные раздоры. Правда, поговаривают, что Святой Касьян поначалу был светлым ангелом, пока не соблазнился на сладкие посулы Дьявола. За предательством раскаяние, и Бог вернул отступника в свои Чертоги, назначив наказание: на Касьяна надевали оковы и три года били тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускали…
Может с тех пор и считается високосный год и самым тяжелым и полным сюрпризов?


Полностью материал изложен в эссе «Зимние мистерии»:
http://www.proza.ru/2009/12/18/110




Другие статьи в литературном дневнике: