Читаем... сами, читаем - детям..

Ольга Соколова 7: литературный дневник

КЛАССИКА .... сейчас читаю "Тарантас" В.А Соллогуба (1813-1882)..современник А.С.Пушкина а пишет .. как про сегодняшний день .... ... и еще детская литература - классика - кладезь - источник неиссякаемый - дорогие родители - не оставляйте детей наедине с книгой - ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ - пока не поймете ,что ваш ребенок УМЕЕТ читать - ...не складывать звуки и слова в предложения , а умеет осмысленно вчитываться - вы почувствуете это тогда , когда он будет просить вас - почитать еще и еще ,,когда ваш ребенок будет вам задавать вопросы,перебивая вас , когда он будет ходить в книжный не за картинками , но по ним узнавать продолжение уже прочитанного - у каждого этот процесс идет по-разному - но одно точно - без вашего ЛИЧНОГО отношения к книге ,к чтению - у вас ничего не выйдет ....
"Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.


На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад.


Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком.


Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь? — ахнул я.
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— На русь?!
— На русь.


Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово.


Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:
— На русь?.. Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат.


Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка:
— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь.


Осторожней осторожного спрашиваю:
— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.
— Не буду, — обещает она.
— Что такое — русь?


Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:
— Светлое место!


Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.
— Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет... Оказывается, у тебя и голосок прорезался.


А мне объяснила честь по чести:
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора.


Не слыхал, что ли, никогда?


Автор: Станислав Тимофеевич Романовский (1931-1996)"



Другие статьи в литературном дневнике: