Д. Быков Один 21. 08. 2020

Татьяна Картамышева: литературный дневник

То есть сегодня выдают себя те, кто пытается использовать эту ситуацию для компрометации Навального. Мы давно уже отвыкли от каких-то выражений сострадания, уважения к несчастью – уже совершенно очевидно, что если про Немцова арестованного пригожинцы или нашисты писали любую возможную клевету, если убийство Немцова не отрезвило никого, и все делали выводы о каких-то его карточных долгах и отношениях с женщинами, то наивно ждать, что сегодня, когда общество еще больше деградировало, отравление Навального вызовет волну массового сострадания. Кто-то не утратил еще дара сочувствовать – слава богу, кто-то оскотинился окончательно. Вот за этими оскотинившимися я бы предложил внимательно понаблюдать, потому что у них тут безусловно прямая корысть. Точно так же прямая корысть была в свое время у людей, которые писали, что меня спасало государство на деньги налогоплательщиков. Я лишний раз счастлив повторить, что самолет, за мной прилетевший, был оплачен «Новой газетой», а все выздоровление, вся реабилитация происходила на деньги газеты «Собеседник», в которой я работаю и главреду которой я, пользуясь случаем, благодарен лишний раз, как и, собственно, Дмитрию Муратову и Алексею Венедиктову. Так что не на ваши деньги меня лечили, пожалуйста, успокойтесь.


Я не хочу примазываться к славе Навального. Для меня уже тогда – полтора года назад – было совершенно очевидно, что мой кейс – это такое же, в общем, отравление, и я благодарен за столь высокую оценку моей скромной деятельности. Я никогда не думал, что меня можно наравне с Навальным рассматривать, другое дело, что я тогда и сейчас как-то предпочитаю не афишировать ни трудности, с которыми я при реабилитации столкнулся, ни ряда подозрительных обстоятельств, – это мое частное дело, и к славе Навального я сейчас примазываться не буду. Тогдашняя моя мысль – «если бы хотели отравить, отравили» – была, скорее, маскировочной; я не совсем понимаю, прав ли тут профессор Соловей, что они все время ошибаются с дозировкой и тогда они полные непрофессионалы, или это все имеет целью попугать, или, возможно, вывести из строя на какой-то момент.


Если так, то момент для Навального выбран очень подходящий: в конце концов, сейчас – и в этом правы все аналитики – ожидается довольно жаркая осень. Местные выборы, Хабаровск, в общем, не затухает, соседство с Белоруссией – явное дело, опасные мысли внушает властям, так что Навальный сейчас опаснее, чем когда-либо, поэтому логика в таком устранении есть. Есть в этом, конечно, и довольно серьезная бесчеловечность, потому что, судя по всему, ему сейчас очень худо. Я очень надеюсь, что он выйдет из больницы, что он не утратит ни прежней своей боевитости, ни своего настроя. Я две недели назад делал с ним интервью и отметил, что Навальный очень переменился, что он стал гораздо жестче; каким он выйдет из этой пертурбации – трудно представить, но вряд ли он от этого сильно подобреет. Поэтому люди усиленно роют яму сами себе. В общем, если кто хотел в цугцванге сделать самый плохой ход, они это сделали. Трудно испортить такую ситуацию, но эти люди трудностей не боятся.


По мере выяснения ситуации я буду о ней высказываться, но пока мне ясно только, что идет война. Никакого договора не будет, никаких переговоров не будет, никакого мирного процесса, мирного преобразования не будет. Идет война, поэтому рассчитывать здесь на какие-то компромиссы не стоит ни одной, ни другой стороне. Это даже радостно как-то, как всякий отказ от половинчатости. Тут очень много вопросов о Белоруссии – так мне кажется, что сегодня опасность номер один, о которой мне писали белорусские друзья и которая начинает уже потихоньку реализовываться, так что я убедился в справедливости этих инсайдов, – опасность номер один в том, что белорусский диктатора – не хочу лишний раз произносить его фамилию – может спровоцировать конфликт на границе, и тогда Россия по договору ОДКБ, по пятой статье, обязана будет вводить войска, что-то делать. Это даже может быть не злая воля какой-то из кремлевских башен (или обеих башен, я, честно говоря, не верю в это разделение), но это будет злая воля Александра Лукашенко, который хочет таким вот образом спастись. Это вполне реально.


Для меня такая опасность – то есть провокация на границе, возможно, в районе Гродно, куда уже выдвинулись какие-то формирования, – такая провокация на границе с Польшей или Литвой довольно серьезна, довольно трагична. Произойдет это или нет, я судить пока не могу. Белорусская ситуация не затухает. Хотелось бы всем, кто хочет видеть протест слитым, напомнить, что никто ничего не сливает, а разговоры про слив идут же со всех сторон. Естественно, очень многим хочется, чтобы это слилось, люди пишут уже совершенно неприличные вещи. Вот эта ситуация очень хороша тем, что она выявляет, проявляет очень много.


Вот Андрей Перла, публицист и политолог, пишет – прошу белорусов запомнить эту фамилию, потому что вдруг он захочет как-нибудь вас посетить, – зло – всегда красивое, всегда прекрасное, фашизм всегда рядится в прекрасные одежды и прекрасные запахи. «Вот уже на территории Белоруссии было такое красивое зло в кожаных плащах – тогда это были фашисты, и белорусы должны это помнить». То есть мирный протест; люди, которые вышли после фальсификации выборов, которые протестуют против массовых изнасилований женщин и массовых избиений мужчин, являются фашистами? Вот до этого дописался публицист газеты «Взгляд», и многие, вполне культурные, вполне интеллигентные люди, чьи фамилии я не буду называть, щадя их прошлые заслуги, с ним соглашаются, с ним соглашаются и говорят: «Да, вот эти добрые с красивыми лицами женщины и дети, да, эти красивые белорусские мирные протестанты – это носители фашизма, и они скоро станут знаменосцами русофобии».


До чего, до какой меры падения нужно дойти, чтобы это писать и говорить? До отождествления этих людей, пресловутые эти разувания перед тем, как влезать на лавку, и массовые эти избиения, и дневник Виталия Шклярова в застенках, – это все уже стало достоянием гласности, – и борьбу со всем этим называть фашизмом? Ну ребята, это действительно уже не дно, это бездна. Но эти люди продолжают считать себя борцами за какое-то…. Хотя борцами за что они могут себя считать? Борцами за собственное право быть грязными и некрасивыми. Вот это единственное, что мне приходит на ум. Они же пишут: «Добро – оно всегда некрасивое, оно всегда как портянка». Хочется им почему-то реабилитировать портянки, хочется им реабилитировать режим Лукашенко, который на протяжении двадцати лет вел Беларусь к деградации и слава богу, не привел, ведь Беларусь была культурной столицей, Беларусь была культурным краем, она управлялась Машеровым – человеком, который был интеллектуально гораздо и морально выше остального Политбюро. Это была столица прекрасной литературы новой, документальной, это была столица культурная, столица айтишная.


И превращение ее в этот кошмарный, позднесталинский квазиколхоз (как сказал один церковный иерарх), – зачем? Страна чаще всего принимает облик своего палача, но здесь, слава богу, у нее сохранилась тайная резистентность. Так ясно, так наглядно, так грубо и цинично становиться на сторону зла. В этом явно есть какой-то экстаз падения; нельзя не чувствовать, что эти люди делают, они не могут этого не понимать. Следовательно, это вот тот пресловутый экстаз саморазрушения, экстаз наслаждения собственной низостью, обаяние и обоняние, простите, собственных отходов. Вот здесь люди уже действительно становятся такими токсикоманами собственных подмышек. Это понять, конечно, можно, но найти в этом хоть какое-то оправдание, найти этому хоть какое-то оправдание я лично не могу.


Но это тоже хорошо, хорошо в том смысле, что нравственная определенность всегда прекрасна. Мы по крайней мере понимаем, с кем мы имеем дело. За ними раньше могла быть какая-то правота, за ними раньше могла быть какая-то логика, теперь за ними нет ничего. И сколько бы они в ответ не клеветали на нас, не лгали про нас как про мертвых, не перевирали бы наши слова, сколько бы они не громоздили вот этих катакомб, баррикад своей лжи, – по крайней мере, с ними все понятно. Так саморазоблачаться, как в 2020 году, им еще не случалось. И конечно, ни на какие компромиссы они рассчитывать больше не будут. Впрочем, уже и в 2014 году многое было понятно.




Другие статьи в литературном дневнике: