Сопля как божья роса

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал краткий отчет о встрече представителей госорганов с туристским бизнес-сообществом относительно развития национальной индустрии гостеприимства Узбекистана (см. https://www.gazeta.uz/ru/2016/12/30/tourism). Оно состоялось 28 декабря 2016 года в Ташкенте, гостинице "Узбекистан". Много интересных вопросов там поднималось, и жаль, что я не присутствовал.
Немного смутили ответы некоторых руководителей. Так, заместитель министра иностранных дел Дильер Хакимов сказал: «Насчет проблем инфраструктуры соглашусь частично. Вы говорите о поездах, но не стоит забывать, что это достаточно большие затраты для государства… Предлагаю бизнес-сообществу взять часть нагрузки по развитию инфраструктуры на себя». Мне кажется, замминистра имеет слабое представление не только о системе туризма, но и об экономике в целом, иначе бы не выдал такое... мягко говоря, не стандартное.
С чего это вдруг туристские предприятия должны содержать объекты, которые не являются их профильной деятельностью или собственностью? Почему туроператор должен брать на себя затраты по состоянию подвижного состава железных дорог, или ремонта авиалайнеров? То есть часть своей прибыли они должны направлять в помощь национальным компаниям, в чьих владениях находятся крупные транспортные линии? А чем тогда занимаются ГАКЖ "Узбекистон темир йуллари" и НАК "Узбекистон хаво йуллари"?
Турфирмы работают с этими транспортными компаниями как юридические лица, но они в правах в равной степени такие же, как и физические. Попробуйте взвалить на обычного пассажира проблемы заправки авиатоплива или прокладки новых желеднодорожных путей. Люди, не имеющие отношения к этой сфере, не должны забивать себе головы этими аспектами. Турфирмы не обязаны покрывать финансовые убытки смежных сфер, с которыми увязаны в одной цепочке оказания услуг (размещение, транспорт, питание, экскурсии и т.д.). Они могут гарантироввать определенную загрузку мощностей (номерной фонд в гостинице, количество мест в самолете) в различные сезоны, а это позволяет смежникам планировать свои издержки и изыскивать возможности прибыли. Если транспортная компания видит коммерческую выгоду от того или иного направления, то развивает свою базу путем привлечения инвестиций или кредита, но никак не перекладывая свои проблемы на турфирму и туристов.
И как вообще замминистра видит "брать часть нагрузки на себя"? Это покупать вкладчину электропоезд типа "Афросиаб" за $30 млн.? Тогда турфирмы перестанут быть туристскими, они возьмут на себя абсолютно не свойственные им задачи - управление железной дорогой, подвижным составом, сервис поездов, инфраструктура... И привлечение туристов, их обслуживание пойдет побоку...
Далее, "регистрация туристов — вопрос обсуждаемый, продолжил представитель руководства МИД, однако при обсуждениях важно учитывать государственные интересы, в первую очередь, в сфере безопасности. Что касается таможенных деклараций, то замминистра сказал, что не может согласиться с представителем турбизнеса, т. к. таможенные процедуры есть во всех странах".
Регистрация туристов - это коррупционная кормушка для правоохранительных органов, но никак не гарантия от угроз различной степени. Тот, кто намерен совершить преступление, не станет себя утруждать регистрацией или пропиской, и даже если зарегистрируется, то не откажется от исполнения своих целей. Например, те лица, что совершили теракты в Берлине или Ницце, имели регистрацию в лагерях для беженцев - и что? Это обеспечило безопасность? Полиция в тех странах работает иначе, и поэтому они находят преступников, используя технические средства, различные методики и координируясь друг с другом. В Узбекистане же регистрация - это головная боль, которая отпугивает самостоятельных туристов. Даже те, кто прибыл без турваучеров, в принудительном порядке заселяются в дорогостоящие номера отелей, хотя они планировали остановится в частных квартирах и домах, у родных и близких, друзей и знакомых. Выгоду необходимо искать в массовом привлечении путешественников, позволяя им самим выбирать место ночлега, питания и транспорта, а не нагружая одного несчастного, выжимая из него все, что возможно и невозможно - это отпугивает потенциального покупателя турпоездки.
И про таможенную декларацию. Я езжу часто по Европе и нигде ее не заполнял. Она нужна лишь тогда, когда ты везешь коммерческий груз или сумма твоих финансов выше определенной отметки. Но при этом таможенный досмротр не 100%, не массовый, а избирательный, то есть сотрудники таможенной службы сами вычисляют, кто есть кто. Если осуществлять массовый досмотр, то это занимает кучу времени, привлекает огромные мощности, площади, ресурсы, а между тем, у аэропорта итак достаточно проблем, например, с обеспечением безопасности (досмотр багажа и пассажиров). Поэтому они не видят выгоды в этом, им легче позволить кому-то провезти что-то больше положенного, чем выворачивать карманы каждого. Следует отметить, что туристы едут отдыхать, а не торговать, и заполнение в Узбекистане декларации в 2-х экзеплярах туда и обратно с указанием каждой мелочи - это создание дискомфорта у любого визитера. Особенно, когда таможенник придирчиво смотрит, сколько ввез и вывез, и начинает требовать доказательств или где бабки, или откуда взялось больше... Человек может, снял деньги из банковской карточки "Мастер-виза", и что - он теперь обязан хранить все квитанции?


Конечно, такие встречи руководства с туроператорами нужно, но к ним следует готовится, изучать проблему, вникать в тонкости, а не приходить в надежде, что любую "соплю" собеседники воспримут как "божью росу".



Другие статьи в литературном дневнике: