Как подавать на леерштеле

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Леерштеле" - это ужас любого девятиклассника. Летом, после окончания 8-го класса школьники начинают готовить документы для поиска места учебы/практики/работы. Для этого нужно:
- сделать копии сертификатов учебы за два-три года в секундар-шуле (по учебным полугодям), где указаны оценки по дисциплинам от 1 до 6 баллов (высшая - это шесть);
- сдать экзамен по профилю специальности и получить мультичек (оплата за экзамен - 80 франков);
- написать письмо (бевербунг) в организацию с потенциальным местом "леерштеле" с просьбой принять в качестве ученицы;
- автобиографию (лебенслауф);
- какие-нибудь дополнительные документы, свидетельствующие о каких-то успехах.
В секундар-шуле (иногда называют оберштуфе) слдующие предметы:
- алгебра и геометрия;
- химия;
- биология;
- история и география (общий предмет под названием "Мир и человечество");
- спорт;
- музыка;
- немецкий;
- французский (второй госязык);
- иностранный - английский;
- факультативные предметы: труд, рисование, кулинария.
На сертификатах (цойгнисах) отмечают, какой именно класс - "А", "Б" или "С". Лучше иметь хорошие оценки в "Б" классе, чем плохие в "А". Потому что даже среди этой градации есть свои различия на успешных и неуспешных. Учеба в "А" классе значительно сложнее, чем в других, и многие скатываются из "А" в "Б" или даже "С".


Мультичек - отдельная история. Выбираешь профиль и по нему сдаешь экзамен/тест на компьютере. Он платный. Через неделю получаешь документ с результатами. Вот его копируешь и прикладываешь к письму. Экзамен для продавца книг не подходит для продавца одежды, а для медсестры не соответствует для санитарки (пфлегерин) или аптекаря, или помощника стоматолога. Там оцениваются правильность ответов по математике, химии, истории, географии, биологии, немецкого, французского и английского. Отмечается скорость ответов - делается потом таблица восприятия вопроса-ответа, то есть скорость мышления. Это очень трудно для иностранца, ведь ему нужно понять вопрос на немецком, он дольше думает, тогда как местный отвечает быстрее. Можно быстрее ответить по математике, чем по истории для тех, кто имеет способности к точным наукам, а не к общественным. В любом случае, тест важен для приема на ученическое место. Обидно, если кто-то хочет быть аптекарем, имеет хорошие оценки по химии и биологии, но плохой тест по истории и географии - и это сказывается в итоге негативно для него.


Письмо - это целое искусство. Следует написать так, чтобы письмо привлекло внимание читающего клерка, он отложил в особую папку для дальнейших действий, а не в папку для отправки отрицательного ответа. Я не знаю, к примеру, как привлечь внимание школьнику, ведь он не поэт и не пи-арщик, чем ему доказать клерку, что мечтал быть автомехаником или кондитером, медсестрой или продавщицей? Говорят, что присматриваются здесь ко всему: на какой бумаге написано, какой шрифт, есть ли грамматические и орфографические ошибки, указана ли дата и место отправки, как приклеена марка, какое фото (иногда даже по физиономистике могут отказать) и многое другое.


Автобиография. Свою жизнь не подстроишь под желания клерка, она такая, какая у человека есть, не додумаешь и не придумаешь. Если ты африканец, то не напишешь, что белый, а если иностранец, то не подпишешься как швейцарец. Скажу сразу, клерка напугает уже первое упоминание о твоей родине с окончанием "-стан". Он не знает, где Узбекистан и Казахстан, но знает точно, что есть Афганистан и Пакистан - страны с радикальными исламскими силами, и это вызывает у клерка желание отказать. Трудновыговариваемые фамилии тоже не становятся положительным моментом. Или с окончанием "-ов" (русская орфография вызывает отторжение у немецкоговорящих жителей Швейцарии). Потом смотрят на статус (бивилигунг) - "Б" (политбеженец), "Ф" (гуманитарный беженец) или "С" (постоянное место жительства) - к "С" больше предпочтения. Смотрит на упоминание также хобби: музыка, танцы, спорт, книги, фильмы, компьютерная грамотность. Важно также, какое фото. Одним нравятся, если кандидат улыбается, другим - если серьезен, и тут на кого нарвешься.


Короче, вы готовите все это в 150-200 экземплярах и рассылаете по разным адресам. Марка, конверт, копии, фото, бумага - все это стоит немалых денег. Вы получите или 100% отказа, или 1-3% писем с предложением явится на собеседование. Шанс после собеседования тоже не всегда большой, потому что вы можете по каким-то причинам просто не понравится клерку. Например, моя дочь получила приглашение на беседу и трехдневную практику в госпиталь Винтертур. Ей отказали лишь на том основании, что она обращалась ко всем пациентам и коллегам (медсестрам и врачам) на "вы", то есть с уважением. Оказывается, этим самым ты, типа, отталкиваешь других от себя, показываешь высокомерие. А то, что это атрибут восточной традиции - обращаться к людям с уважением - это для них не аргумент.
"Леерштеле" моя дочь не получила, все 200 писем оказались безрезультатными. Пришлось ей идти в ненужный никому 10-й класс (он нигде не учитывается как школьный курс, хотя дают тоже сертификат). Но потом она сдала экзамены в колледж (фахмитлшуле) и теперь учится там... Но это уже отдельная, тоже не простая история...


Поиск "леерштеле" идет целый год - есь 9-й класс. Если ничего не найдет, то останется он или в 10-м классе, или подыщет все-таки какую-то работу и на следующий год попытается получить "леерштеле", или скатится вниз по социальной лестнице на "дно". Все зависит от силы личной воли и силы улицы, силы государства или жестких установок общества.
Слабые погибают...



Другие статьи в литературном дневнике: