Отбили охоту к будущему

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как-то в одном цеху работала девушка лет двадцати пяти. Неопрятная, гнилые зубы, странная прическа. Как оказалось, увлекалась наркотиками, алкоголем, шаталась по улицам. Я ей говорю:
- Ты - швейцарка, у тебя такие здесь перспективы большие, возможности, которые нам, эмигрантам, не снились. Беситесь от сытой жизни...
Она смотрит на меня как на чудака и говорит:
- Кто сказал, что в Европе большие перспективы? Если думаете, что я щвейцарка, то передо мной все ворота открыты? Какая наивность! Я три года искала "леерштеле" и не могла найти...
"Леерштеле" - это учебное место на производстве. После окончания девятого класса дети выбирают профессию и ищут себе место, которое считается сразу и учебным, и практикой, и оплачиваемым за труд. Например, тот, кто хочет быть автомехаником, должен три дня работать в мастерской, два дня - ходить в профессиональную школу. За это он по месту работы получает зарплату - ученическую (где-то 700-1100 франков в месяц). Через три года он сдает эзамены и получает диплом (как в советское время получали выпускники ПТУ). Кандидаты в медсестры/санитарки работают в больницах или клиниках, учатся в школе - и тоже диплом медсестры или пфлегерин (санитарки). И так по всем направлениям. Такова специфика профессионального обучения в Швейцарии - учеба+производство.
Так вот, получить это "леерштеле" очень и очень сложно, особенно по тем профессиям, которые считаются хорошооплачиваемыми - туризм, медицина, аптечное дело, административное обсуживание. Но даже стать продавцом или пекарем не просто - не всем дают такие возможности. Если мультичек (результаты теста по специальности) не устраивает того, кто предоставляет место, то шанс найти "леерштеле" невысокий. Потому что претендентов много, а вот мест таких мало. Избыток порождает тот негативный момент, когда молодежь от отсутствия возможности учиться начинает потреблять алкоголь, садится на иглу, ведет антисоциальный образ жизни.
- Что мне оставалось делать? Работу найти трудно, если нет профессии, поэтому от безделья стала пить... потом пошло-поехло. Сейчас лечусь и работаю здесь, получаю пособие, - говорит мне девушка. - Будущего своего не вижу. Потому что забыла всю школьную программу, да и охоту учиться отбили те, кому я сотнями отправляла письма с просьбой предоставить "леерштеле".
Дело еще и в том, что уже с 7-го класса идет деление детей на успешных и неуспешных. Класс "А" - отличники, они могут поступать в гимназию (а потом в университет) или в колледж /фахмитлшуле (а потом в институт); класс "Б" - хорошисты, которые могут идти в беруфматуре (профтехобразование с "леерштеле"); класс "С" - аутсайдеры или, проще говоря, троечники и двоечники (им светит самый неквалифицированный и малооплачиваемый труд). Дети из "С" чувствуют себя уже ущербными и изгоями, им стыдно говорить, в каком классе учатся. Обычно там дети эмигрантов. Редко когда эмигранты попадают в класс "А" и в гимназию, в университет. Моя дочь Азиза училась в "А" классе и чувствовала, как ее отталкивают одноклассники, не желая признавать "своей". Это моббинг школьный, который "плавно" переходит на производству и другие сферы жизни...
Я слушал ее и понимал, что это капитализм - жесткий, жестокий, суровый и бездушный. И еще больше осознавал, что лучше советской системы обучения не было и не будет. Жаль, что мы в свое время этого просто не понимали.



Другие статьи в литературном дневнике: