О своем опыте педагога...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня в Узбекистане День учителя и наставника.
Свой первый педагогический опыт получал, еще не имея педагогической подготовки. В 1987 году после окончания Ташкентского института народного хозяйства получил распределение на кафедру статистики этого же вуза. Работал три года ассистентом, вел семинарские, а позже и лекционные занятия по общей теории статистики, социально-экономической статистике, статистике промышленности и статистике материально-технического снабжения. Позже на полставки работал на кафедре истории народного хозяйства и уже там читал лекции по истории экономических учений.
Лишь с дипломом учителя истории (закончил истфак ТашГУ в 1994 году) стал считать себя квалифицированным педагогом, но вернулся на эту работу в 2003 году, начав преподавать основы безопасности туризма на факультете международного туризма ТашГЭУ.
Помню свой первый выход к студентам и... последний.
Мне было интересно работать с ними. И я заметил, что с новым поколением пришел больший интерес к науке, большая тяга к учебе. Нет, бездельники из числа блатных были, но они не составляли погоды в группе, их было мало и меня не интересовали. Просто молодежь поняла, что в новых условиях знания - капитал. Без них долго на кресле не усидишь и за границей работу не получишь. Меня радовало то, что мои предметы мало были связаны с болтологией-демагогией, что имеют место при пропагандировании дурацкой модели развития по пяти принципам Ислама Каримова и идеологии национальной независимости - пустая трата времени и работы мозговых полушарий. Я стремился дать студентам практические знания, часть из которых получены на личном опыте путешественника и дипломата.
Может, вернусь к педагогической стезе, если шанс появится...
А вообще педагогами были мои родители: папа - учитель русского языка и истории, мама - химик. Но потом оба ушли в науку. Но мой отец написал тогда стихи о своей работе в сельской школе:
"Едва рассвет ударит в окна,
Осветит комнату твою.
Ты слышишь, учитель, спи спокойно!
Забудь работу ты свою.


Забудь на время (я ведь знаю),
Опять идти в заветный класс.
Забыв стаканчик выпить чаю,
Забыв промыть поблекший глаз.


Забудь, что кушаешь три раза
Обед что ужин - всюду чай,
А чай прозрачнее алмаза
О небо! Волю, силы дай!


Дай силы соскочить с кровати
Дай силы вынести часы.
Дай силы бога, Христа ради
Твой погибает милый сын.


Забыл ли ты, что сын твой бедный
Судьбой заброшен в Ташрабад.
И воет, что дрожат коленки,
И руки тонкие дрожат.


Вставай, проснись студент-учитель,
Открой глаза - ведь поздний час.
А за окном пацан-мучитель
Спешит для битвы в шумный класс!"
(2 февраля 1962 года)



Другие статьи в литературном дневнике: