Минная встреча в Сараево

Алишер Таксанов: литературный дневник

12.05.2004. Делегация исследователей Landmine Monitor из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана приняла участие в Глобальном саммите по запрещению противопехотных мин, которая состоялась 3-5 мая в столице Боснии и Герцеговины.


Форум был организован Международной кампанией по запрещению противопехотных мин (International Campaign to Ban Landmines - ICBL), чья гуманитарная направленность была отмечена многими правительствами и мировым сообществом. Ее руководитель - Лауреат Нобелевской премии мира 1997 года Джоди Уильямс была одном из инициаторов Оттавской Конвенции по запрещению использования, производства, экспорта мин, которую на сегодняшний день подписали 141 государств мира.


Свыше 100 исследователей из 70 стран мира, в частности, Европы, Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона обсуждали вопросы, касающихся "минной" политики государств, перспектив подписания и ратифицирования международного документа по запрету мин, сложностей проведения обзоров в этой сфере. Как заявили некоторые участники, некоторые правительства еще негативно относятся к тому, что гражданское общество поднимает узкие военные проблемы, требуя запрета использования противопехотных мин. Отмечается, что данные боеприпасы используются как правительственными войсками, так и повстанческими структурами, однако в большей степени от них страдает мирное население


По данным ICBL, лишь 15% подорвавшихся на минах людей являются военными. Многие страны буквально нашпигованы минами, которые ежедневно калечат и убивают более сотни человек. Только в Боснии и Герцеговине, по оценкам экспертов, свыше 1,0 млн. мин, а на разминирование территории, если финансирование останется на прежнем уровне, уйдет как минимум 5-6 лет. В Сараево существуют целые кварталы, куда жителям не рекомендуется заходить из-за опасности погибнуть от "механической смерти". За неделю до Глобального саммита в городе подорвалась женщина, которая вскапывала огород. Ее лопата наткнулась на мину. А всего с начала 2004 года погибли и были ранены шесть жителя страны.


Как отметили в Боснийском центре по разминированию, с 1992 по 1995 годы в стране от мин погибло и пострадало 3,3 тыс. человек, лишь после урегулирования конфликта статистика пошла вниз - с 632 человек в 1996 году до 54 - в 2003. Основная часть из них - это дети.


"На примере Боснии и Герцеговины мы еще раз убеждаемся в том, что мины следует запретить, - заявила Д.Уильям. - Война давно закончилась, но ее отголоски до сих находят своих жертв. В этом году к общему числу участников Оттавской Конвенции присоединиться еще девять государств. Мы призываем другие государства, основываясь на принципах гуманизма, отказаться от использования этих видов боеприпасов, поставить свои подписи в документе".


Между тем, такие супердержавы как США, Россия и Китай не присоединились к Оттавским документам, однако в последние годы резко ограничили производство, применение, экспорт, импорт мин. В числе тех, кто пока игнорирует Конвенцию, - страны Центральной Азии, в частности, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан. Туркменистан заявил об уничтожении имеющихся запасов. Таджикистан проводит разминирование своей территории и для этого при финансовой поддержке доноров создан антиминный Центр. Основное количество мин сосредоточено на российских военных базах, расквартированных в республике.


На встрече отмечалось, что в тех странах, где мины применяются противоборствующими сторонами во внутригражданском конфликте, осуществление контроля за использованием мин усложнено, но и в этом направлении порой удается достичь позитивных результатов. Такие же сдвиги происходят и при межгосударственных противоречиях. Пример Кипра показал, как одна сторона (греческая) взяла инициативу по разминированию территории, не дожидаясь встречных шагов турецкой части острова, поскольку человеческая жизнь ставится выше кратких военных успехов. Как ни парадоксально, однако труднее работать с правительствами, которые огораживают территории от опасностей, не всегда явственно проявляющихся.


Ни Казахстан, ни Кыргызстан, ни Таджикистан не представляют военной угрозы Узбекистану. Наркотрафик и контрабанда оружия обходят заминированные территории, что свидетельствует о нулевой эффективности мин. Террористические акты, которые произошли в Ташкенте еще раз подтвердили, что проблема терроризма - внутренняя, и мины никак не могут быть барьерами для этого. Зато на этих боеприпасах подрываются домашний скот, дикие звери, а также люди. Об этом свидетельствует постоянная статистика Таджикистана и Кыргызстана. Так, за четыре года более 60 таджикских граждан погибло, а 70 пострадало от узбекских мин. Несколько узбекских военнослужащих также подорвались на этих боеприпасах.


В странах Азии, Африки не всегда проводится просветительская работа об опасностях мин, в частности, в зонах, где они применяются, отмечалось на встрече. В Узбекистане такая проблема вообще умалчивается. Было заявлено, что следует шире использовать средства массовой информации для создания общественного мнения в отношении мин, привлекать гуманитарные, неправительственные и международные организации в оказании медицинской, социальной и реабилитационной помощи пострадавшим.


На встрече были разработаны стратегия и тактика ICBL на текущий и последующие периоды, а также регионов/стран по развертыванию антиминной деятельности, подключения к этому процессу всех прогрессивных сил. На следующем саммите, который состоится в столице Кении в ноябре 2004 года, планируется подготовить глобальный мониторинг по всем государствам, выработать единые подходы к минной проблематике, задействовать страны-доноры на тех территориях, где особенно высок риск гибели гражданских лиц.




Другие статьи в литературном дневнике: