Узбекские власти наложили гриф секретно

Алишер Таксанов: литературный дневник

НА ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЖУРНАЛИСТИКУ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


17.03.2006. «Олий Мажлис Республики Узбекистан не намерен публиковать проекты законов «О средствах массовой информации», «О профессиональной деятельности журналиста», «Об авторском праве» и другие, касающиеся сферы масс-медиа, до их окончательного принятия», - об этом заявил корреспонденту Ozod Ovoz представитель Агентства по печати и информации, имя которого в целях его безопасности не приводится.


В настоящее время в узком кругу ответственных лиц рассматриваются новые редакции ныне действующих нормативно-правовых актов, регулирующих журналистку, которые затем будут приняты парламентом без публичного обсуждения. Как пояснил представитель Агентства, это делается в целях недопущения ажиотажа среди неконтролируемой правительством независимых журналистов, нагнетания в Интернете и в зарубежной прессе массовой истерии о нарушениях прав и свобод граждан, в том числе работников сферы информации. Ярким примером может служить то, как остро и негативно был воспринят правительственный документ об аккредитации иностранных журналистов, в рамках которого запрещалось лицам, не имеющих официального разрешения, работать на западные СМИ.


- Лишь некоторые проправительственные структуры, в числе которых Творческий союз, несколько официальных изданий будут допущены к обсуждению положений данных законопроектов, - подчеркнул он. – Таким образом, власти заявят, что документы прошли необходимую проработку в журналистской среде, одобрены самими же работниками «пера и чернила» и поэтому нет никакого основания критиковать самих же себя.


Слова представителя подтверждается и тем, что законопроекты уже были рассмотрены парламентом в первом чтении, однако до сих пор нет их версий в массовой публикации. Точно также скрытно в августе 2002 года были внесены «поправки» в действующий закон «О СМИ», где официально разрешалась учредителям нарушать 67-ю статью Конституции (о запрете цензуры).
- В новой редакции также сохранится данная статья, - подтверждает представитель Агентства. – Там эта «тема» проходит как бы гибко, то есть запрещается вводить цензуру учредителей в отношении редакции, кроме случаев, оговоренных в договоре между ними. То есть правительство как бы не занимается цензурой, но разрешает это делать учредителям, мол, им можно нарушать не только Конституцию, но и статью того же закона «О СМИ», где говорится о запрете цензуры вообще.


Некоторые эксперты путают понятия цензуры с ограничениями в деятельности средств массовой информации. Цензура – это предварительное согласование с уполномоченными лицами материалов по политическим и иным целям, их запрет на публикацию статьи, в которых содержатся нелицеприятные для властей сведения (более точную трактовку дает сам закон о средствах массовой информации – прим. В.Н.). Ограничения – это регулируемые законом запреты, основанные на вполне логичных и объяснимых причинах, например, недопущения разжигания национальной или религиозной вражды, призывов свержения государственного строя, пропаганды войны и порнографии (защиты нравственных, общественных ценностей). Однако цензура борется, прежде всего, с такими демократическими нормами, как плюрализм мнения, инакомыслие, свобода слова, выражения, в свою очередь, она усиливает тоталитаризм и авторитаризм, скрывает коррупцию, беззаконие и произвол. Таким образом, сохранение положения о цензуре является грубейшими нарушениями Основного закона страны от 1992 года, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, который был ратифицирован Олий Мажлисом Республики Узбекистан в 1995 году, не говоря уже о более «мелких» законах.


- В законопроекте также предусмотрен запрет на публикацию государственных и иных тайн, - отмечает представитель Агентства. – Однако никто не дает пояснения, как журналист может узнать, являются ли сведения, которые он получил, секретными или нет. В тоже время в Уголовном кодексе есть статья, наказывающая человека за разглашение государственных, коммерческих и иных секретов. Таким образом, журналисту придется согласовывать любую информацию с соответствующим ведомствами или консультантами из СНБ. Это возродит институт предварительного согласования, коим была Инспекция по охране гостайн в печати.
Кроме того, законопроектом запрещается публикация материалов, пропагандирующих наркотики, прекурсоры, насилие, антиконституционные мероприятия, а также АНАЛОГИЧНЫЕ вышеуказанным действия, хотя не дается трактовка понятия «аналогичные», что позволяет чиновникам использовать его против независимых журналистов.


- Конечно, в проекте закона есть некоторые несогласованности в статьях, - заявляет представитель. – Так, в частности, не могут учреждать СМИ иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно не проживают в Узбекистане. То есть иностранцам, являющимся резидентами, можно выступать в качестве учредителя. Однако может быть отказано в учреждении СМИ, если человек сменит гражданство. Получается, что гражданин Узбекистана, создав газету, но потом сменив гражданство, например, на российское, при этом оставшись жить в республики (имея статус резидента), выпадает из поля действия данного закона. Здесь видно противоречие.
Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что доля иностранного капитала в учреждаемых СМИ не должна быть выше 35%, однако никто из экспертов не дает пояснение, почему именно эта цифра, а не другая. Мы допускаем иностранные средства в стратегические сектора экономики, например, энергетику, перерабатывающую промышленность, коммуникации, и в тоже время вносим ограничения в сферу информации.


- Власти опасаются, что такая журналистика под влиянием Запада начнет проводит чуждую нам идеологию, заставлять СМИ нарушать законы, - таково мнение представителя Агентства. Однако он не пояснил, как в правовом государстве можно заставить нарушить законы, при этом не понеся никакой ответственности, учредители сами же себе не враги? Кроме того, в Узбекистане запрещена любая идеология в качестве государственной, политическая сфера строится на многообразии мнений, взглядов, идей, и поэтому нет ничего страшного, если кто-то будет информировать жителей о другом мировоззрении.
- Но ведь СМИ – это четвертая власть, а власть в нашей стране не может принадлежать иностранцам, - возражает мне представитель.


Ошибочное мнение. В Узбекистане всего три ветви власти – судебная, исполнительная и законодательная, а СМИ не являются государственной властью, ее просто называют «четвертой», поскольку она позволяет источнику власти – народу – контролировать действия трех официальных ветвей. Передача масс-медиа функции государственной власти приведет, безусловно, к одурманиванию населения, коррупции, паразитизму и сговору с другими ветвями во имя существующего политического режима, в целях укрепления позиций, сохранения силы и собственности узкого слоя людей (кланов, классов, олигархов).


В законопроекте не дается понятие независимого или свободного журналиста, то есть лица, которые в самостоятельном порядке (но не от имени редакции, издания) готовит информационные материалы и предлагает свой продукт средствам массовой информации, желающему его приобрести. То есть этот человек пользуется всеми правами и обязанностями журналиста, но работающего как бы в рамках индивидуально-трудовой деятельности. Такой статус, в частности, определен в законе «О СМИ» Армении. Это позволит многим узбекским гражданам, ныне работающим неофициально, легализовать свой статус. Однако, это маловероятно, так как нынешняя власть стремиться сделать все, чтобы загнать независимых журналистов в подполье, а затем сурово наказать за это.
- В законопроекте утверждается, что все иностранные корреспонденты должны иметь аккредитацию, и без нее запрещается работать, - говорит представитель Агентства. – До меня дошли кое-какие сведения, что рассматривается возможность наказания в административном или уголовном порядке журналистов, которые работают без официального статуса, внеся соответствующие дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности.


Пока проект не будет утвержден в качестве закона, то он считается секретным, таково мнение представителя, а значит, никто не вправе до этого срока публиковать те или иные части в средствах массовой информации.



Другие статьи в литературном дневнике: