Подарок

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Книгу эту - Герберт Уэллс - подарили внуку бабушка с дедушкой. Судя по пожеланию на титульном листе, они были представителями типичной интеллигентной советской семьи еврейского происхождения, где любили книги, знали в них толк и хотели, чтобы и внук вырос таким же.
Книга Уэллса(повести, рассказы) была издана в 1979 году Лениздатом, а подарена в 1981-м:"Дорогому внучку Фимочке от бабушки и дедушки с пожеланием быть книголюбом. 14 сент. 1981 г. Баба Лиза, деда Лазарь".
И не случись в конце 80-х эпохальных событий, закончившихся распадом СССР, вырос бы внук Фимочка действительно книголюбом, ибо, как известно, Советский Союз был самой читающей державой мира:не любить книгу, не читать было просто стыдно, и родители, и школа делали всё, чтобы приучить ребенка к чтению, к книге.
Прошли годы. Недавно на выходе из библиотеки я увидела в фойе очередные ящики с книгами. Снова кто-то привез свою библиотеку.
Ящики стояли не распакованными:ивритским библиотекарям до них дела нет, да и единственная русскоязычная библиотекарь не горит желанием с ними возиться. Поэтому я сама распаковала их. И среди множества хороших книг в жанре фантастики нашла и эту книгу Уэллса.
Было также немало журналов по искусству, книга писем художника Васнецова...
И теперь всё это, собираемое десятилетиями, было культурно упаковано и отдано на волю другим. Сразу нашелся седовласый любитель фантастики, который даже сказал мне "спасибо" за то, что я распаковала эти ящики.
"Так ведь это наше прощание с эпохой",- ответила я ему.
Себе я взяла Герберта Уэллса. Открывая книгу, чтобы прочесть очередной рассказ, натыкаюсь на посвящение Фимочке и думаю, что, конечно же, семья его меньше всего тогда, в 1981 году, предполагала, как повернется ее судьба, и что они окажутся в Израиле. Сохранись Советский Союз, наверняка бы остались жить в прежней, привычной атмосфере, не помышляя об Израиле.
А теперь, быть может, уже в новую дорогу собрались? Иначе зачем было сдавать библиотеку?
Фимочка, конечно, давно вырос, вероятно, стал компьютерным специалистом, как и многие бывшие советские дети из русскоязычных репатриантских семей. У него другие заботы и интересы. И все-таки жаль, что он не оставил на память подарок бабушки и дедушки, что не стала она семейной реликвией, которая многое могла бы поведать уже его детям и внукам о той стране и эпохе, в которой жили его бабушка с дедушкой.



Другие статьи в литературном дневнике: