Class и Klass

Артем Ферье: литературный дневник

В старший класс элитной школы приходит новичок. Тихий, мягкий, доверчивый. Его сосед по комнате, циничный мажор, убеждает вновь прибывшего, что в их заведении существует традиция: в первый день учёбы старшеклассники совершают пробежку в женском нижнем белье. Типа, учатся смирению и дают младшим шанс посмеяться. Один раз в год. Потому что всё остальное время – младших, естественно, чморят в хвост и в гриву.


Короче, развёл он парня и выставил перед всей школой в таком виде, в каком и Фредди Меркюри на сцене появиться застремался бы. Тот, испытав тяжкое моральное потрясение и понимая, что отныне обречён быть всеобщим посмешищем, повесился.


Это американский фильм «Класс» 1982 года. И это комедия. На самом деле, новичок там понарошку повесился. Инсценировал. Типа, тоже прикололся, поставив на уши всю школу. За что, конечно, оба получили нагоняй у директора, и стали друзьями.


Неплохой, кстати, фильм. Забавный и неглупый. Не хочу оскорблять вкус фанатов American Pie, но Class – другого качества кино. Посерьёзнее. Но всё-таки – светлый фильм про нормальных молодых шалопаев, которые резвятся, веселятся и решают свои проблемы разумными, в общем-то, средствами. А не про то, как жестокая стая отпетых бесчувственных ублюдков травит и гнобит некую сиятельную личность, вознесшуюся над миром, доводя её ранимую душу до истерической агонии.


Я не могу сказать, будто НИКОМУ в начале восьмидесятых не была интересна «школьная достоевщина». Поскольку в 83-м вышло наше это знаменитое «Чучело», от которого охали-ахали родители и учителя, и которым реально задалбывали тогдашних советских школьников, стремясь сделать их добрее и терпимее друг к другу. Отчего всякую новенькую девочку первым делом спрашивали: «У тебя, часом, нет дедушки-бессребреника, собирающего картины? А нет ли тонкой душевной организации, нравственного величия и богатого внутреннего мира? Коли есть – ты лучше, сцуко, сразу налысо обрейся! Ибо – чего тянуть-то?»


Но по крайней мере в Штатах тогда ещё жива была концепция, что персонажами экстраординарного нравственного величия и чрезмерно тонкой душевной организации занимается психиатрия, а кинематографу – интересны сильные, полноценные личности, достойно и красиво преодолевающие жизненные трудности.


«Закомплексованный лузер» тогдашних времён как протагонист – это Марти Макфлай из “Back to the Future”. Который, конечно, далеко не чмошник. Кто там натуральное чмо – так это его папашка в юности. И своей мягкотелостью он внушает ровно то чувство, какое и должен внушать такой патологический хлюпик нормальным людям, включая родного сына. Даже не сочувствие, а скорее – презрительное сожаление. И чётко проводится мысль: если ты лох – никто не устроит за тебя твою судьбу. Единственный шанс – исцелиться самому, перестать быть лохом.


Впрочем, на все времена верна мысль: что ценно в хороших фильмах – они создаются ради развлечения (и кассового сбора), а не ради изобличения пороков и воспитания людских нравов. Когда первое - получается искусство, а не анамнез социопата в картинках.


Из сказанного, полагаю, ясно, что я довольно скептически отношусь к «проблемным» молодёжным фильмам, которые изначально создавались как «проблемные». Чтобы раскрыть глаза, привлечь внимание, заострить углы, и бла-бла-бла. Создатели, возможно, исполнены наилучших намерений, но получается обычно – такая туфта, что прости господи. И чем чернушней – тем туфтовей.


Когда одна подруга рекомендовала мне посмотреть эстонский фильм «Класс», моей первой реакцией было: «В Таллине турист забыл видеокамеру?»


«Да, и в Макондо провели телеграф, - подтвердила она. – Серьёзно, хороший фильм. Кто бы мог ожидать от чухны?»


- А обо что фильм?


Подруга вздохнула:
- Ну как… Про школьные, типа, взаимоотношения. Как одного парня травили, другой за него вступился, эскалация конфликта, а потом они пришли вдвоём со стволами и всех перестреляли… Нда, по лицу вижу – не надо было мне пересказывать! Но, серьёзно: даже при таком дебильном сюжете – фильм ничего так смотрится.


Что ж, я доверяю вкусу и суждению этой своей подруги, а потому решил заценить. Это было года три назад, а намедни – даже пересмотрел.


Против ожиданий, фильм действительно сделан неплохо. Концовка – вероятно, дань моде на сюжеты о школьной стрельбе, этакая страшилка для малолетних тиранчиков, а в остальном – довольно занятно. Есть почва для некоторого психологического анализа.


Естественно, я не воспринимаю этот фильм как предостережение вроде «нельзя доводить лохов до крайности, себе дороже выйдет». Там есть попытка обоснования, почему эти двое изгоев вдруг так озверели, но, рискну сказать, последняя треть фильма – довольно надуманна. И не «основана на реальных событиях». Понятно, что каждый обиженный школьник в мечтах своих берёт пистолет и всех мочит, брутально и хладнокровно, но чтобы реально это сделать – нужно быть маньяком. Таким, которому не просто нравится убивать, но – совершенно насрать на свою жизнь земную. И за семь дней такими не становятся. Точно так же, как и самый отмороженный «классный авторитет» - не совершает тяжкие уголовные преступления, вроде насильственных действий сексуального характера, на глазах у всего класса.


Но если отрешиться от этой кровавой драмы, то фильм неплох как пособие на тему «чего не надо делать, чтоб усугублять свой конфликт с классом».


Во-первых, конечно, не надо быть Йозепом. Можно быть сколько угодно нёрдом и аутистом, но если чел аж до предпоследнего класса не научился хоть как-то общаться с одноклассниками, – это слишком тяжёлый случай. То есть, он не новичок, которого «крестят», проверяют. Он – давно с ними. И – вечный чмошник.


Ну и, в общем-то, в первой же сцене показывается, почему так. Раздевалка после физры, где они играли в баскет, и этот Йозеп – облажался (как обычно, видимо). Его подначивают вполне добродушно, а потом, когда он надевает свежую футболку на потный торс, спрашивают: «Ты чего, мыться не будешь? Будешь вонять на весь класс?»


Не очень деликатный вопрос – но правомерный. У нас в школе душ в раздевалке вообще не работал – так мы, если сильно выкладывались на футболе или баскете, из ведра друг друга поливали. Ну, в старших двух классах. Если ж работает душ и все им пользуются, – как относиться к чухану, которому западло помыться?


Йозеп отмалчивается, отводя взор. На него наседает самый борзый паренёк, Андрес. Ну да, он немножко психопат, он агрессор, имеет массу комплексов и взрывной темперамент. Как бы – «лидер» класса (ненавижу эту вульгарную фигню про «лидеров» и «аутсайдеров», - но пусть так). Сейчас, впрочем, он задаёт вполне резонный вопрос: «Ты чего молчишь, когда к тебе обращаются?»


Йозеп по-прежнему молчит, как бушмен со знанием бушменского на допросе в Гестапо. Андрес его слегка роняет, толкнув через подкатившегося под ноги клеврета. Каспар (тоже как бы крутой парень, впоследствии – протагонист) страхует Йозепа, чтоб башку не разбил. Пока – всё нормально.


Тут, наконец, Йозеп раскрывает рот с тем, чтобы назвать Андреса «пидором».
Насколько это разумно, обзывать «пидором» блатоватого паренька, который упивается своими мачизмом и крутизной? Это может быть разумно. Как приватная угроза. «Чел, если не бросишь меня доставать, – я назову тебя «пидором» перед всем классом. И тебе придётся меня убить, чтобы смыть такой позор».


Но бросаться такими словами мимоходом, от ничтожной совершенно обиды? Это что угодно – но только не разумное поведение.


Как реагирует этот тиранчик Андрес? Вообще-то, если б он выбил пару зубов, – и то реакция была бы понятна. Но он реагирует довольно сдержанно и даже юмористически. Говорит: «Ну, если ты такой крутой «гетеро» - чего с парнями-то трёшься? Иди к бабам!»


С тем – они раздевают Йозепа донага и зашвыривают в девичью раздевалку, придерживая за ним дверь.
Это – апофеоз унижения личного достоинства? Да, если реально серьёзные проблемы с психикой. А так, вообще-то, прикол. Которым нормальный парень постарался бы воспользоваться. «Здорово, девчонки! Извините, я тут не по своей воле, поделать ничего не могу, но могу – потереть спинку!»
Да поди фигово – оказаться в бабской раздевалке, имея для этого уважительное извинение!


Но такой унылый фрик, как этот Йозеп, – конечно, зажался в уголочке, сгорая от конфуза и ненависти ко всему миру. А девчонки, которые нисколько не рады такому подарочку, пытаются открыть дверь. И Каспар, который держит её с краю, сталкивается лицом к лицу со своей барышней Теей. Она выговаривает ему всё, что сейчас думает об их затее, и Каспар отпускает дверь.


Андрес, крутой пацанчик, недоволен. Распекает Каспара, которого считал своим корешем. Настаивает на том, что если кто-то назвал его «пидором», - то Андрес сам решает, когда его выпустить. И начинает точить зуб на Каспара.


И вот это мне в самом деле удивительно. Ребятам – лет по пятнадцать, минимум. Они все – учились в одном классе много лет, хорошо знают друг друга. Должны, во всяком случае. И если Каспар чувствует, что рискует поссориться со своим импульсивным и властным корешем Андресом, - что, так сложно с ним поговорить, тет-а-тет?


Объясниться, вроде: «Чувак, мне пофиг этот Йозеп. Проблема не в нём. Проблема в том, что это напрягло мою тёлку. О чём она дала понять. А я – не хочу ссориться со своей тёлкой из-за такой ***ни, как этот Йозеп. Прикол приколом, но я не хочу напрягать ЕЁ, поскольку она-то – уж точно не при делах!»


Сама по себе попытка решить конфликт приватно и задушевно – дорогого стоила бы. Андрес оценил бы такое уважение. Тут же получилось, что его просто нахуй послали. Что, конечно, очень болезненно для людей такого типа.


Вообще же, есть предположение, что Андрес не просто за власть борется в данном случае. Он за симпатию Каспара борется. В этом, возможно, есть даже нечто «голубоватое» - но Андрес реально ревнует Каспара. И не столько к чмошнику Йозепу, сколько – к Тее. Вообще к любому существу, которое Каспару дороже Андреса. Соответственно, его дальнейшие действия, - не столько борьба за власть, сколько – месть уязвлённого латентного гомика (ну, в какой-то части – гомика). Отсюда – и упрямство его, и ярость.


И неслучайно, думается, он на вечеринке грубо нарушает интимное уединение Каспара с Теей, когда они целуются в закутке. То, как он себя тогда повёл, – моветон для пацана, тем более – вожака. Но Андрес просто не может сдержаться. И, скрывая свою ревность (от самого себя, прежде всего), вынужден сводить весь конфликт к этому пресловутому Йозепу и недопустимости его защиты.


Но что это противостояние значит для Каспара? А для него-то как раз – это борьба за власть. Вернее, вызов Андресу ради вызова, ради высвобождения из-под его власти. Сначала будто бы спонтанно он становится в конфронтацию к Андресу – а потом вполне намеренно отстаивает свою позицию.


И его девушка, Тея, очень правильно всё определила: «Ваша борьба за власть – омерзительна». Ну, качественная оценка – это то, что ей, как тихой девушке, «прилично» думать. Но отвернулась она от Каспара – не потому, что он бросил вызов и вступил в бой. А потому, что – начал сливать. Слабоват оказался. Наговорил много пафосных вещей про «честь», про нетерпимость к произволу, но – сдулся.


Он не стал свободным и самодостаточным парнем. Он просто поменял «хозяина». Если раньше им был этот взбалмошный, агрессивный, властолюбивый пацанчик Андрес, то стал – угрюмый, нелюдимый, замороченный чмошник Йозеп. В котором агрессии и злобы – реально на десять Андресов хватит.


Ну и такая перемена – должна очень радовать Тею? Многие рецензенты говорят, что будто бы она предала своего Каспара. Нет. Это он её предал. Как предаёт свою семью всякий лишенец, трындящий про высочайшие моральные ценности, про своё презрение к этому миру обмана и произвола, и на данном основании – перманентно сосущий лапу. Хотя правда жизни в том, что он просто не умеет и не хочет ладить с людьми. Плохо, когда такая безвольная (да и безмозглая) социопатия становится очевидна любящей женщине лет в тридцать. Куда лучше – когда уже в шестнадцать она понимает, какое перед ней напыщенное ничтожество, с которым точно не стоит связывать свою судьбу (да и просто трахаться как-то безрадостно).


Может, я слишком суров к этому Каспару, но, вероятно, тут сказалась эта последняя треть фильма, изрядно натянутая. Где Андрес, угрожая ножиком, заставляет Каспара отсосать у Йозепа (я уже говорил, кажется, что у этого Андреса имеются какие-то латентные гомосексуальные виды на Каспара?)


После чего Каспар с Йозепом решают, что жить не стоит, что надо покарать обидчиков и покончить с собой.
Спрашивается, где логика? Когда у твоего горла держат нож – чего, так сложно спрогнозировать дальнейшие свои переживания? «Если я сейчас сделаю это, – мне придётся умереть. Чем мне угрожают? Смертью. Вывод: идите нахуй, я этого не сделаю!»


И ладно ещё, когда угрожают какие-то левые отморозки хрен знает где. Но здесь – это делает одноклассник на виду у всех. Он реально тебя зарежет? Ну, в припадке гнева, разве лишь. В аффекте. А так – он вряд ли хочет провести ближайшие лет десять в тюрьме. Его раж – только тем и питается, что безропотностью жертв. Но самое время сказать ему: «Давай, чел! Чиркни меня по горлу! Для меня – всё закончится. Только сразу подумай, как ты мой трупец прятать будешь, и как заткнёшь рот двум десяткам ****оболов и болтушек, которые нас сейчас наблюдают».


А что делает этот несостоявшийся пионер-герой Каспар? Сначала, под давлением, повторяет фразу, что не будет больше «защищать урода Йозепа», а потом - отсасывает у Йозепа. И я, блин, сочувствовать должен ему? Ну да, аж прослезился!


Впрочем, даже если эту жесть в последней трети фильма считать лабудой (какой она и является), то я бы затруднился сказать, что именно из поведения Каспара (не говоря уж о Йозепе) внушает сочувствие в первых двух третях.


После конфликта с Андресом на вечеринке Каспар, по приходе в класс, обнаруживает, что сидушка его стула измазана краской. Ну, бывает. Классе в пятом – точно бывает.


И что в этом случае делает нормальный пацан? Он убирает этот испорченный стул, а на его место – ставит любой свободный. Но – не пересаживается за одну парту к признанному чмошнику. Он просто меняет стулья местами, а не – свой жоп-позишн в классе.


Но ладно, уж пересел. Тут у Йозепа воруют тетрадку, передают по рядам, и, отвечая учительнице, он говорит то, чего ни один вменяемый четвероклассник не скажет: «У меня украли тетрадь. Прямо здесь, в классе».


Чел, откуда тебе знать, что её украли? Ты за ней не уследил – вот единственный известный факт. Поэтому: «Только что здесь была – да пропала куда-то».


Реакция учителя – это, конечно, отдельная песня. Да, в той эстонской школе главная проблема такая же, как и в российских – педсостав. Сплошь – тётки. Хорошие, милые тётки. Желающие даже как-то воспитывать детишек, как-то влиять на атмосферу в классе, но…


И учительница заставляет всех встать, кроме Йозепа, и простоять весь урок, покуда не отдадут пресловутую тетрадку. Причём сама – сидит и смотрит на класс. Этакий вялотекущий эстонский фошызм.


Что я делал при таких ситуациях в недолгую мою бытность школьным учителем (однокашницу подменял)? Говорил: «Вот я рисую круг на доске, и это – мишень. Я отвернулся, я смотрю на этот круг. Если кто-то вдруг найдёт пропащую тетрадку нашего Йоззи и попадёт ею в мишень, – мы все будем счастливы. А если она не найдётся, – счастлив будет только Йоззя. Потому что мне придётся освободить его сегодня от сочинения, когда у него нет тетрадки, и он получит «пять» автоматом».


Результат бывал – предсказуемый. Секунд десять – и тетрадка шлёпалась о доску.
В любом случае, задача учителя – урок вести. А не морочиться тем, у кого чего свистнули из учебных принадлежностей. Не слишком долго этим морочиться можно.


Но, понятное дело, когда весь класс простоял целый урок, – они не могут иметь особо тёплых чувств к упырю, который не сподобился даже на****еть, будто дома забыл свою сраную тетрадь. И который сам – сидел всё это время.


Тут ещё часто недоумевают, почему «нейтралы» класса, коих большинство, равнодушно взирают, как стая агрессоров чморит аутсайдеров. Делают глубокомысленные выводы, мол, вот какая слабость, вот какая стадность.


Это неверный в основе своей взгляд на вещи. Верный – в том, что класс относится к стае агрессоров примерно так же, как общество – относится к полиции. Это не во всём приятные ребята, но если они необходимы – приходится их терпеть. А они необходимы, когда администрация школы практикует коллективную ответственность класса за чьи-то частные косяки. Когда это так – действительно образуется стая крепких парней, готовая укопать любого стукача, любого нытика, создающего проблемы всему классу. И если стая не совсем уж беспредельно зарывается, - то к ней большинство класса относится не только что «равнодушно», но весьма сочувственно. В чём-то – осуждают какие-то перегибы, но… но и общество ведь даже налоги платит на свою армию и полицию, как бы ни осуждало некоторые перегибы в этих структурах!


Возвращаясь к фильму: желание Каспара встать на защиту такого типа, как этот Йозеп, - нельзя считать ничем иным, кроме попытки выебнуться. Что само по себе не так уж плохо, но – он пошёл против всего класса и должен был это понимать. Поскольку весь класс ненавидит этого Йозепа – и не без причин, надо думать.


Что мы знаем про Йозепа? Что он занимается веб-дизайном на любительском уровне. Это хорошее занятие для нёрда. И что – на этой теме он не мог как-то быть полезен ребятам из класса? Помочь создать собственный сайт, проконсультировать по компьютерным вопросам?


Далее, у него батя – «бывший мужик», карикатурный милитарист. Но при этом хранит дома арсенал, сам стреляет – и сына приобщает.
И что – так сложно устроить «пострелушки» для одноклассников? Мало что так сближает мальчишек, как совместная стрельба из боевого оружия. И если ты показал, что хорошо стреляешь, – это уже само по себе повод для уважения, каким бы ты ни был фриком.


Использовал ли Йозеп эти очевидные возможности для самоутверждения в коллективе? Со всей очевидностью – нет. И не хотел использовать. Он просто – в самом деле конченый социопат. Такой, с которым не надо было бы связываться.


Кого мне жалко в этом фильме? Едва ли это парадоксально, но – ребятишек, которых постреляли эти два отморозка. Предполагается верным считать, что они, эти детишки, - чудовища, бесчувственные монстры, доведшие до крайности двух чуть ли не святых персонажей.


Знаете, что? Эти ребятишки – они НОРМАЛЬНЫЕ. Даже Андрес, со своими заёбами. Они живут, радуются жизни, веселятся (пусть и жестоки порой их приколы). Они просто инстинктивно отторгают от себя такую гниль, как этот Йозеп и примкнувший к нему Каспар.


И чего б я на самом деле хотел в этой финальной сцене – чтоб у кого-то из этих ребятишек тоже оказалось оружие. Когда в одном моменте Андрес с Паулем скрутили Йозепа (что, кстати, довольно мужественное поведение в такой ситуации), мне хотелось крикнуть: «Бери его ствол и ебашь второго!» Но – подошёл Каспар и перешмалял их.


В общем, такое довольно странное ощущение от этого фильма. Если он о том, как двое обиженных устроили бойню в школе, - то, конечно, ни грамма к ним сочувствия, каковы бы ни были причины. Они идиоты, они маньяки. И совершенно пофиг, что их на это сподвигло.


Если он о том, как одного парня запустили голым в бабскую раздевалку, а другой за него вступился, и пошёл конфликт – ну, умилительно, конечно. Комично.


Если связать одно с другим – нет, не вяжется.


Но странное дело, фильм действительно хорошо смотрится. Несмотря на трёхкопеечный бюджет. И можно порадоваться за Эстонию, что у неё, оказывается, есть кинематограф :-)



Другие статьи в литературном дневнике: