Schola Nostra

Артем Ферье: литературный дневник

Заинтересовавшись реформой государственного школьного образования, не могу не рассказать немного об учреждении, наименее всего зависимом от минобровских инициатив – о нашей корпоративной школе для своих исчадий.


Я имею право о ней рассказывать, поскольку состою в попечительском совете, хорошо знаю проблематику и, хотя идея скинуться и залудить собственную школу рождена была, как водится, в ходе коллективного брейн-штурма по пьяни, но, возможно, первым об этом заговорил именно я, поскольку моему отпрыску тогда было уже пять, и приходилось задуматься о его учении.


Если вскрыть мою грудную клетку и положить руку на тёплое пульсирующее сердце, чтобы я говорил совсем откровенно, то я бы затруднился внятно объяснить своему сыну, на кой именно хер ему нужно ходить в школу.


У него богатые родители, которые не обнищают ни при каких обстоятельствах, кроме Армагеддона (и которые не лишат его наследства даже в этом случае). У него образованные родители, поэтому уже в пять он довольно хорошо читал по-русски и сносно – по-английски. Рассказать, в общих чертах, как устроен этот мир, – мы тоже в состоянии. А если ему непременно захочется знать, чему равен синус тридцатиградусного угла, - это не секретная информация, сокрытая в сейфе министра образования.


Я мог бы сказать, что школа способствует социализации через общение со сверстниками, но он и так замечательно общается со сверстниками, причём – гораздо прикольнее, чем если б сидел с ними в классе и слушал всякую нудную ***ню.


Истинного же своего мотива – я бы раскрыть не мог. Поскольку он сродни упорному стремлению китайских (и японских) учёных сохранить иероглифическую письменность. И если отбросить всякие рюшечки про благотворное влияние на умы подрастающего поколения, мессадж, адресованный этому самому поколению, предельно прост и циничен: «Мы ****ись – и вы поебётесь! Ибо – нехуй!»


Действительно, когда мы с Женькой угробили десять лет своей жизни на среднюю школу – нас сожрала бы чёрная зависть, избавь мы своего сына от той же участи. Понимаем, что это в каком-то роде произвол и подлянка, но ничего не можем с собой поделать.


К тому же, быть может, школьный опыт действительно полезен для личного развития в том плане, что контактировать приходится не только с друзьями по своему выбору, но с самыми разными психотипами, спрессованными в один класс безо всякого учёта взаимных симпатий. Но не могу же я сказать Лёшке: «Сынок! Когда ты примешь из моих дряхлеющих трясущихся рук моё дело – тебе придётся общаться с разными людьми, в том числе, со многими мудаками и тупыми уёбками, которых, увы, много в этой жизни. Поэтому – начинай-ка тренироваться уже сейчас!»


На самом деле, я бы не сказал, будто встречал в Лёшкином классе и вообще в этой нашей школе какие-то совсем уж патологические случаи морального уродства и запредельного кретинизма. Это всё же дети сотрудников, а дураков у нас не держат даже в тех подразделениях, чья задача - открывать двери лбом. И они, сотрудники, худо-бедно в состоянии вложить хоть крупицу мозга в своих исчадий. Аристократия духа, етить!


Но тем не менее, когда на учредительном собрании обсуждался вопрос о способах мотивации учащихся, я предложил: «А давайте, чыста, телесные наказания введём!»


Другие участники предприятия заметили:
«Тём, что ты ёбнутый на голову садист – про то вся контора знает, за то тебя и ценят. Но ты, часом, не забыл, что это и для твоего сына школа?»


Я зевнул:
«Да мне похуй! Слушайте, ребят, у меня – с ним проблем нет. У Женьки – тоже. Нам он не хамит. Потому что он хорошо знает нас, а мы хорошо знаем его, на какие там кнопки давить, без насилия. Потому что мы родители, самые близкие, типа, люди. Но если он начнёт хамить и создавать проблемы учителям, которых мы наймём, - я не возражаю, если они тупо выпишут ему по заднице. Они не обязаны искать какой-то охуенно глубокий индивидуальный подход к каждому мелкому ****ёнышу и распинаться перед ним. Не слушается? Валяет дурака? Кроет ***ми? Ну и всыпь ему розог! Паиньками наши детишки от этого, конечно, не станут, будучи по-любому заносчивыми аристократическими отродьями, но учителю – хоть какое-то моральное удовлетворение».


Но мою инициативу всё же отклонили, решив ограничиться денежными штрафами с родителей за плохое поведение их отпрысков. А там уж пусть сами объясняют своему чаду, почему новой вожделенной консоли – не видать до следующей четверти.


Чтобы держать ситуацию под контролем – оборудовали все классные комнаты видеокамерами с регистратором (кстати, не понимаю, почему во многих даже весьма богатых школах этого нет, и приходится разбирать конфликты по устным и противоречивым показаниям участников).


К слову, осознание того, что вся активность в классе записывается и это могут узреть родители, – само по себе является хорошим сдерживающим фактором и для ученичков, и для учителей. Я это гарантирую.


Последних, впрочем, мы подбирали весьма тщательно. Директором стал бывший начальник учебного центра Аналитики по выходе в отставку, и чел он не только умный, но и довольно жёсткий (хотя – деликатный; мягко стелет – жёстко ****, когда расстелет). Собственно педсостав – собеседовался им, директором, мною, и непременно - Лёхой Зиминым. Который последний – ни разу не родитель, но примазался на правах «концентрированного школьного хулигана», каковым является в душе (и по внешнему виду) последние лет… ей-богу, когда Лёху видишь – не можешь поверить, что ему тридцатник в прошлом году стукнул (да и в то, что он в армии отслужил, – трудно поверить).


Лёхины интервью – это просто песня была.
Приходит, скажем, биологиня. Молодая довольно девчонка, лет двадцать пять, но бумажки хорошие. Пед имени Горького, два года в частной гимназии.


Лёха:
- Значицца, Анастасия Владимировна, такая вводная. Девятый класс, анатомия человека. Тема урока - репродуктивная система. Я – ваш ученик… - тянет руку. – Анастасия Владимировна! Можно вопрос?


Девочка улыбается, ожидая подвоха:
- Да, конечно, Алексей.


Лёха (очень серьёзно и вежливо):
- Анастасия Владимировна, а вы девственница?


Биологичка:
- Я - Учитель, Зимин! И…


Лёха (перебивая):
- Учитель? А мы думали, что вы – учительНИЦА. Надо же, как обманчива внешность! Ой, знаете, а мне мама говорила – подальше держаться от учителей, которые тётями наряжаются! Можно, я на заднюю парту пересяду?


Биологичка:
- А можно, я с твоей мамой поговорю о твоём воспитании?


Лёха (мотает головой, давая понять, что пьеска отыграна, возврат к интервью). Резюмирует:
- Не так плохо, как могло бы быть, – но это уже крайнее дело, рамсить через родаков или даже грозить этим! Смотри, подруга! Значицца, тебя спрашивают: «Вы девственница?» Что это подъёбка и провокация – понятно даже ёжику степному ушастому, Hemiechinus auritus, на вашей биологической мове. Но форма – приличная. Вопрос как вопрос. «Я просто поинтересовался, желая оценить практическую компетентность преподавателя в том предмете, который он нам объясняет». Так он скажет, этот сопляк, если разбор будет. Уж поверь мне, сестрёнка. И останется последнее дело – окрикивать «Ну ты не умничай!» или подобная иррациональная трамвайная ***ня. Интеллектуальный поединок, ****ец, проигран. Ты просто заткнула его охальный рот, пользуясь своей деспотической властью. И это реально не лучшее, что можно сделать.


Настя (с вызовом):
- Так что же мне, отчёт о своей половой жизни представить по первому требованию этого юного о****ола?


Лёха:
- Нет, конечно! Кто ты – и кто он, чтобы перед ним отчитываться? Но и поддерживать пикировку до «родителей в школу!» - тоже без надобности. Его авторитет только поднимется, если вынудит тебя к этому. Он затем и доёбывается, чтоб тебя спровоцировать. Потому, ты должна укопать его так, чтоб ему не было выгодно до тебя доёбываться. Ты должна перевести стрелки с себя – на него. Типа, этак томно, вкрадчиво, негромко: «Отвечая на твой вопрос, Зимин… (обрати внимание: ты отвечаешь на его вопрос, а не посылаешь, как пэтэушница!)… я сначала должна поведать тебе, что самое главное в женщине. И самое главное в женщине – это загадка… С парнями – конечно, не так. У вас-то – всё на лице написано, что было и чего не было!»


Настя:
- И если он спросит: «Ну и что у меня на лице написано?»


Лёха:
- Глазки так закатываешь, гримаску сочувственную: «Ну, думаю, про себя – ты сам всё знаешь, ага?» Ты пойми, Настюх: ему в принципе, стратегически невыгодно переводить обсуждение с тебя – на себя. Потому что про тебя – вопрос риторический. Ты барышня. И взрослая барышня. И симпатичная барышня. Это твоё дело, хранить ли девственность или устроить разудалую оргию с тремя кавалерами по первому щелчку твоих изящных пальчиков. Это всё в твоих руках. Но вот что у НЕГО бывает в руках – прекрасно известно и ему самому, и класс догадывается. Даже если у него реально есть опыт с девчонками – он всё равно невелик в пятнадцать-то лет. Поверь: он у меня даже был весьма скромен в такие юные годы. И парень по-любому начинает нервничать, когда дело касается таких вещей уже применительно к нему. Это тебе(!) до ****ы, Настюх, что про твой сексуальный опыт думают всякие похотливые мелкие засранцы, а для него – это очень актуальный вопрос. И почуяв такую тревогу, что сейчас ты его опустишь нафиг перед классом – он пойдёт на попятный. Он не полезет в бутылку доказывать, какой он охуенный герой-любовник. Если мозгов хватит - скажет что-нибудь вроде: «Ну, со мной-то чего может быть неясно? Тёток голых только на картинках в Инете видел, да мастурбирую на них по пять раз на дню… житие мое…». Для класса – это он, типа, так прикололся, сгустив краски в порыве якобы ложного самоуничижения. «Ушёл по гиперболе», как я это называю. А ты такая, строгая, но справедливая госпожа: «Ну, это, Зимин, твоя личная жизнь, нас она не касается, но как биолог рекомендую: больше белка потребляй, для компенсации». И тут же пойдут по классу смешки да советы, на тему источников белка. Будь уверена. Ну и ты, теперь уж вся из себя победительница: «Ладно, посмеялись, отдохнули – теперь вернёмся к уроку».


Настя:
- Алексей, действительно очень интересные соображения… Извините, хотела поинтересоваться…


Лёха:
- Девственник ли я?


(Фыркают обои)


Настя:
- Нет… Просто, я только пришла, на собеседование, и не очень, как бы, в теме, но вы… Вы так рассказываете про школу, как будто… Нет, не подумайте, но как будто – очень свежие, что ли, для вас воспоминания?


Лёха:
- Да ваще как вчера было! Потому – самые светлые это мои воспоминания, школа. Дальше-то – чего я в жизни видал хорошего? Автоматные вспышки в непроглядной кавказской ночИ, жгучая боль в… эээ… ну, там, куда пуля попала. Очнулся, оклемался – да сюда, в корпорацию угодил. И вот уж десять лет без продыху, без просвета, как гребец на галерах, как челнок на швейной машинке Зингер… А в душе-то я – миннезингер. Да где ж душе-то развернуться, под прессом таким? Токма школьные воспоминания – её и греют!


Настя:
- Вы на войне, простите, были? Десять лет назад? Но…


Лёха:
- В меня засадили пулю с зарядом инфантилина. Могу шрам показать. Сейчас запись только выключу…


Спустя часа два – мне:
- Слушай, по-моему, прикольная училка, стоит её взять. Она – обучаемая, по крайней мере. Не овца конченая. И не кобыла зашоренная… (довольно неожиданно): Вот только сорокалетнего историка – я, извини, трахать не буду! То есть, я всей душой за эту школу для «племянничка», - но я не трахаю сорокалетних историков. Жизненный принцип такой.


Я (похрюкивая пивом):
- Тебя вообще никто не просил никого трахать!


Лёха:
- Ну, это ж я так, для проверки обучаемости… Да ладно: ну встал у меня на неё! Напомнила мне мою биологичку, которая и нашей классной работала. И она реально классная была, Светка. Интересно учиться у неё было. Может, поэтому я, хоть рас****яй рас****яем в школе был, а из биологии – чего-то усёк. И вот Настюху давеча, между делом спрашиваю: «Анастасия Владимировна, а почему динозавры вымерли?» И она такая: «Да потому что при ебле – вопросами всякими левыми слишком морочились!» Но потом разъяснила всё же: «Да хули динозавры-то? Чего на них все клинятся так? А Пермское вымирание видов?» И это ведь – сверх школьной программы. То есть, она реально предметом интересуется, а не только чтоб оттарабанить заученное. Серьёзно, рекомендую!


Мы взяли эту барышню – и она действительно хорошо себя показала. Умеет заинтересовать, научилась и осаживать нахалов (с Лёхиной подачи).


Историка же – собеседовал я. Толковый мужик, знающий, но очень зажатый был. Этакий «Мистер Макки» из Саут-Парка. Всю дорогу – проработал в государственной обычной школе. Пришлось помочь с имиджем.
«Чел, вот чего ты припёрся на это собеседование в этом дурацком костюме, который ты ненавидишь? Для солидности? Нет ничего солидного в том, чтобы носить неприятную тебе одежду! У нас свободная форма, окей? Конкретно тебе – я бы рекомендовал максимально отвязное что-нибудь. Тельняшку, бандану с черепами и пионерский галстук на шее. Типа, тебе вообще всё похуй, кто чего о твоей внешности подумает. И это хорошо. Ты – человек науки, вполне довольный собой и своим внешним видом, и в рот **** какие-то дурацкие дресс-коды. Ты под них не прогибаешься, как и под статус родителей тех мелких говнюков, которых ты будешь дрючить. Но это и надо показать. То есть, не сочти, что я навязываю именно тельняшку и пионерский галстук, – я навязываю лишь мысль, что тебе никто нихуя ничего навязывать не может, вроде этого строгого костюма, который тебе жмёт повсюду и который, не обижайся, просто в лоха тебя превращает, хотя в своём предмете – ты отнюдь не лох».


Я сказал грубо, резко, но – по существу. И парень на самом деле вздохнул с облегчением, что ему не нужно изображать из себя задрипанного интеллигентишку в затрапезном костюмчике, и оказался прекрасным учителем истории. Уверенным в себе, энергичным, способным зажечь аудиторию. И он действительно выступает в тельняшке, когда рассказывает о Революции-17. Но в тоге – когда шестиклашкам про Древний Рим вещает. И в гусарском ментике – когда девятиклассникам рассказывает про 1812.


Этого ему никто не предписывал – но вот чел сам раздухарился, будучи творческой натурой, когда понял, что ему здесь не собираются ****ь мозги и вызывать на ковёр в РОНО. Эффект – отличный. Его реально слушают. И впитывают.


К слову, мы пока вообще не определились, как соотноситься с официальными структурами Минобра. Думается, нет никакого практического смысла в том, чтоб уведомлять их о нашей школе. Зачем? Или у кого-то из наших детей возникнут проблемы с поступлением в Кэмбридже (что английском, что американском) только потому, что аттестат российской средней школы какой-то не такой? Ага. Да конечно! И в МГУ – проблем не возникает.


Главное – качество обучения. И его удалось довольно высоким сделать. Не в последнюю очередь – вследствие нашего иммунитета против бюрократических маразмов государственных контрольных органов.


Правда, чего не могу не отметить: хотя мою идею о телесных наказаний совет похерил, как таковую, но в классах – всё же присутствует ведро с розгами. Ну, чисто в качестве антуража, как напоминание о былых временах и возможных педагогических средствах. Дети, конечно, прикалываются по этому поводу, но не могут игнорировать этот символ начисто. Он действует – примерно так же, как осознание видеозаписи всего происходящего в классе.


***


Тут говорят, что вопрос о личном половом опыте - самое невинное, что может услышать учительница в современной российской школе от современных монстров-детей, со всей их испорченностью и разнузданностью.


Да я в курсе. Но я всё-таки рассказывал о НАШЕЙ школе. Где нет отморозков из "социально неблагополучных семей", которым всё вообще похуй, но где есть видеокамера с регистратором. Поэтому даже самый тупой и избалованный недоросль понимает: стоит перегнуть палку, обложить учителя матом, как-то особо злостно и цинично нарушить порядок в классе - и эту запись увидит папа. Как документальное подтверждение необходимости уплатить долларов пятьсот штрафа (из них три сотни учителю, в качестве моральной компенсации, двести - в фонд школы).


Если же папа встанет на ту позицию, что его гордый наследник может направо-налево облаивать каких-то жалких училок, и не оскуднеет лопата дающего, то его - немножко не поймут коллеги по службе. Ему объяснят: "Чел, видишь ли, там ведь и НАШИ дети учатся. А твой говнюк - мешает им учиться, срывает уроки. Будешь этому потворствовать - вылетит в два счёта. Но и о себе - подумай: действительно ли тебе нужна работа в команде, когда, судя по замашкам, ты рождён быть Алжирским беем, не меньше. Или даже султаном Магриба".


То есть, наша ситуация - довольно специфическая, предполагающая много эффективных рычагов контроля, сдержек и противовесов. Но я понимаю, что бывает по-другому. И бывают трудные случаи. В "пролетарских" школах - бывают как бы неуправляемые дети конченых алкашей, в "мажорских" - избалованные отпрыски охуевших от собственного бабла чинушей и коммерсов (хотя большей частью, это всё же довольно приличная публика).


В "мажорских" - это, наверное, проблема школьной администрации, если она стелется перед богатенькими родителями, любой каприз за ваши деньги, "ноги мыть и воду пить". Это недальновидная коммерческая политика, поскольку действительно умный и влиятельный клиент - готов платить учебному заведению как раз за то, чтоб там не было этого заискивания и расшаркивания. Почему, собственно, такой популярностью пользуются британские частные школы? Потому что попробуешь вякнуть, какой твой папа невзъебенно крутой - живо объяснят, что и твой папа идёт нахуй, а ты - тем более идёшь нахуй со своими понтами, мелкий ничтожный ****юк.


С неблагополучными детьми из нищих семей - несколько сложнее. Во-первых, их больше, и всякий учитель в любой средней школе сталкивается с такими. Во-вторых, их родителям не объяснишь вредности чрезмерного потакания детским капризам, поскольку они и не потакают, и не балуют, они просто уже совсем невменяемы и недееспособны. Ну или даже вменяемы, но, допустим, мать-одиночка, въёбывает, как проклятая, а на великовозрастного сына - не имеет никаких рычагов влияния. И даже пригрозить ему ничем не может.


Но учитель - может. Ему просто следует на секундочку забыть, что он - светоч добра и знания, неколебимый пламень нравственности, самопожертвенно горящий на алтаре высоких научных истин, и бла-бла-бла, а вспомнить, что он человек, который тоже хочет жить беззаботно и комфортно. И столкнувшись с проблемой - решает проблему посильными средствами, какие предоставляет реальная жизнь.


Раньше за учителем в его противостоянии особо асоциальным школьным отморозкам - стояла, говорят, мощь советской государственной машины. В те времена, когда я учился, она уже, правда, немощная мощь была и не дохуя как прямо стояла, покосилась изрядно, но - всё же.


Сейчас - учитель практически один против отрывных малолеток, не желающих социализироваться. Но у него есть преимущества: он взрослый человек, лучше знающий жизнь (во всяком случае, так должно быть) и он - имеет дар убеждения (во всяком случае, учительская профессия это предполагает).


Поэтому - ему не надо скулить и ныть, давить на жалочку, взывать к сознательности, и прочая бессильная клоунада, которая только позабавит распущенных юнцов, уверив их в собственной грозности. Тем более не надо - кричать, размахивать руками, закатывать истерики.


Что бы я рекомендовал, если кто-то создаёт проблемы - вежливо попросить его остаться после урока. На пару минут, на пару слов. И так же вежливо - сказать ему: "Ты, "фамилия", кажется, чего-то не понимаешь. Или понимаешь неверно. Ты думаешь, что я, вот такая жизнью убитая тётка за десять тысяч рублей в месяц, одна во всём свете, смешная и безобидная, а потому - что бы над ней не поглумиться, понтуясь перед дружками? Позволь тебе кое-что объяснить. Лично я - конечно, женщина слабая, интеллигентная и безобидная. У меня действительно очень смешная зарплата в школе, поэтому в основном - я занимаюсь репетиторством. А школа - это так, для души. Я готовлю к поступлению в престижные вузы всяких богатеньких детишек, и их папы - очень ревностно относятся к учёбе своих отпрысков. Они хотят, чтобы у меня, когда их дети приходят ко мне на урок, было хорошее настроение и чтобы я думала о предмете, а не о своих проблемах в школе, которые мне создают ****ёныши вроде тебя. Я тебе не буду называть имена людей, с которыми работаю, но поверь - ты не обрадуешься, если эти люди станут расценивать тебя - как препятствие на пути своих детишек в МГИМО или МГУ. Эти люди - не будут с тобой сюсюкать и миндальничать. Это не их стиль. Они - не школьные учителя. Они не знают, что такое преподавательская этика. Они даже Уголовный кодекс не очень внимательно читали. И на первый раз - я ничего им не скажу. Потому что надеюсь, что у тебя есть какие-то мозги и ты всё понял. Ты ведь понял? Хорошо меня понял? Ну и славненько!"


Это не достойно учителя, пудрить малолетке мозги, кошмаря какими-то знакомыми бандосами? Похуй! Главное - сберечь свои нервы и обеспечить порядок в классе. Главное - результат. А он, в большинстве случаев, будет. Дети, сколько бы ни разнузданные, - всё же впечатлительны. И чем больше они шпана - тем лучше понимают, как могут порой решаться проблемы у "серьёзных людей".


Иногда - можно и вовсе избежать таких неприятных разговоров, обойдясь ненавязчивой демонстрацией, развеивающей иллюзии, будто учитель - один в этом мире, и вступиться за него некогда, в случае чего.


Помню, когда одна моя подруга и однокашница только устроилась в школу преподавать английский, мне было достаточно один раз подвезти её до крыльца на Геленде - и самые отпетые школьные хулиганы были перед нею как шёлковые. Другое, конечно, дело, что она - не ссутуленная под тяжестью комплексов грымза в потёртом пальтишке и с расшатанной вдрызг психикой, а барышня довольно успешная и яркая, и в годы между филфаком и школой - раскатывала в одиночку по египетской пустыне средь бедуинов, собирая коптский фольклор.


Но и старушка в потёртом пальтишке - может, при желании, припугнуть особо зарвавшихся хамов теми вещами, которые доступны их пониманию. Когда же они плачутся на то, какие дети стали неуправляемые - что тут сказать? Камаз - тоже неуправляемый, если пытаться толкать его в бампер. Но если знать, где у него руль и педали - вполне даже управляемый.


Иногда, впрочем, глядя на российских учителей, начинаешь думать, что они просто мазохисты. Что у многих из них - какой-то болезненный комплекс "честного лоха". Смотришь - и думаешь: "Господи, и кем же они сами-то в школе были? И помнят ли вовсе, что у них у самих в голове тогда творилось? Или - совсем этот опыт мимо пролетел?"


С другой стороны, рассуждая о неуправляемости и дикости нынешних детей - часто чересчур драматизируют эту проблему. Всё же случаи применения прямого насилия в адрес педсостава - крайне редки и безмерно раздуваются в СМИ. Обычно же - учитель сам провоцирует такие конфликты, не по делу распуская руки. Ну или - когда пытается "задавить базаром", но категорически не умеет этого делать и скатывается на банальную ругань.


Хотя понятно, что людей, обладающих потребными психологическими данными и дипломатическими умениями, довольно трудно завлечь на зарплату школьного учителя в государственной системе. Тем же, кого уже завлекли - зачастую и этих денег платить не стоило бы, но вообще на пушечный выстрел не подпускать к воспитанию детей. Такая вот порочная загогулина получается, когда государственные школы становятся преимущественно отстойниками для лузеров, которые сами там страдают, но держатся изо всех сил за эту систему.
В Штатах, к слову, примерно то же самое, в публичных школах.



Другие статьи в литературном дневнике: