Островок Совка средь моря Жизни

Артем Ферье: литературный дневник

Сегодня, в честь праздника, чьё название никто не помнит, а смысла – никто не понимает, приходила Юлька, Женькина бывшая одногруппница и подружка.
Поведала душераздирающую историю получения загранпаспорта. Вернее – сдачи документов на оный.


По правде, я совершенно не представлял, как сейчас обстоит дело с загранпаспортами, и с Миграционной Службой – никогда не пересекался. Ибо, будучи респектабельным челом, предпочитаю пользоваться фальшивыми ксивами на чужие имена. Которые делают для меня компетентные люди, по работе. Мой любимый – австралийский дипломатический. Австралию – никто не ненавидит, никто не докапывается. Только спрашивают: «А правда, что у вас кенгуру прямо по улицам прыгают?»


Каково нынче получать законный российский паспорт – я не знал. Думал, у них давно всё цивильно. Поэтому Юлькины откровения – стали в каком-то роде шоком.


«Прикинь, там один кабинет, в нём сидит одна девочка, и обслуживает по одному человеку за двадцать минут. Причём, она-то старается, она даже консультирует, как правильно, не хамит – но что она может поделать? А каждый второй – идёт переписывать заяву, и потом – возвращается без очереди. И с детьми там сидят, причём – ни кафетерия, ни туалета. В общем, в первый день я приехала к четырём, а они работали до восьми вечера. *** успела! На следующий – у них было с десяти утра до двух. Я приехала к девяти – так там уже десять человек перед воротами ОВД. Опять – хуй успела. И только на третий день, когда приехала к восьми утра, – успела. Досидела до перерыва, его прождала – но к четырём прошла. Блин, это ****ец!»


Я всё это слушал – как репортаж с другой планеты. Я честно не знал, что такой вот бред у нас до сих пор бывает. Спрашиваю:
- А чего через фирму не пошла? Полно же объяв в Инете. В краткие сроки, и довольно недорого. За десять-двадцать тысяч.


Юлька вскинулась:
- Ага! Чтоб мне прямо на таможне браслеты надели, с этим паспортом? Не, Тём, тут хрен знаешь, на кого нарвёшься. Оно мне надо – так рисковать? Пойми, денег не жалко – но просто стрёмно.


Нда, это, пожалуй, проблема. Я-то в своих паспортах совершенно уверен, что их делали правильные люди, и в соответствующих ведомствах всё подтвердят, в случае нужды, но связываться с российскими «маклерами» - многих обламывает. Они же реально ни за что не отвечают. А государственная официальная услуга – ну вот как-то так выглядит.


Разумеется, всё это можно было бы исправить на раз-два. Достаточно было бы просто предоставить этим УФМС хозяйственную самостоятельность, позволить самим устанавливать расценки (доплата за срочность, за дополнительные услуги), и главное – создать конкуренцию. Чтобы заявления принимались в любом УФМС на территории Российской Федерации – и тогда они будут отбивать друг у друга клиентов.


Пусть это затасканная метафора, «невидимая рука рынка», но менее актуальной она от этого не становится. И блаженно наше поколение, которое воочию наблюдало, как волшебно преобразилась страна с пришествием рынка. Как исчезли километровые очереди в магазинах, как торговля научилась улыбаться и работать без перерывов (а то и круглосуточно) и как всё сразу появилось на прилавках (в изобилии и дёшево).


Увы, мы этого зачастую не ценим, воспринимаем как должное. Иные – даже ворчат порой, всё пытаются обвинить торгашей в завышении цен, высчитывают «справедливую» наценку, и т.п.


Строго говоря, это правильно, что воспринимаем, как должное. Ибо это естественное состояние дел, когда на прилавках есть всё, что можно продать, и находятся люди, готовые предложить любые услуги, которые можно продать, а цена – обусловлена спросом и предложением. Стоило лишь убрать государственный произвол, убрать «совок» из частных отношений – и система прекрасным образом заработала. Стало – всё «как у людей» (опровергая миф, будто бы Россия – какая-то особенно придурошная и непутёвая страна).


Но вот, оказывается, есть ещё какие-то островки «совка» в наших акваториях. Я никогда не приходил в такие конторы в качестве просителя, но прекрасно понимаю, что в любой стране бюрократия будет неэффективна и маразматична, если не имеет никакого интереса в своей работе. Лечится это дело – единственным образом. Коммерциализацией. Бабло побеждает зло.


В этой связи я спросил у Юльки:
- А ты не пробовала обратиться к их начальнику и предложить, скажем, взятку?


Машет рукой:
- Бесполезно. Я так чувствую, он доход получает от коммерсов, которые, собственно, дают объявления в Инете, а брать от частных лиц наликом – ему стрёмно.


Ну да, ну да. Когда люди готовы платить деньги за услугу – эти деньги так или иначе платятся (или же – человек расплачивается своим временем). Но когда делают вид, будто госструктура кристально чиста и левака не имеет – она имеет его в самой уродливой и неудобной для граждан форме. И зачем, спрашивается, ломать эту комедию? «Неподкупность» ФМС приводит лишь к тому, что ей выгодно делать себя максимально неприступной для тех, кто пытается идти прямым путём, строго по закону. И мурыжить оформление паспорта ровно месяц, ни днём меньше (хотя, казалось бы, чего там делать? Дня три – это если совсем не напрягаться).


К слову, для меня стало откровением, что в заявлении по-прежнему нужно указывать какие-то совершенно нелепые вещи, вроде мест работы. Предъявлять трудовую книжку, да ещё и заверенную. Казалось бы: кому какое дело, с кем человек вступал в трудовые отношения? Может, блин, ещё сексуальных партнёров перечислить, за последние десять лет?


Слава богу, Юлька нигде официально не числилась, трудовой этой шняги не заводила, работала вольным адвокатом по гражданским делам (для суда – достаточно доверенности в каждом конкретном случае). Как по мне, эта трудовая книжка – вообще какой-то бред. Когда мне на собеседовании пытаются её предъявить – я чуть ли не святой водой отбрызгиваюсь. «Парень, ты дурак? Нас интересует – что ты лично из себя представляешь, здесь и сейчас. Чтобы это понять – тебя сейчас я прокачиваю, и долго потом ещё будут прокачивать, во стажёрстве. А эти записи, печати – они тут нахуй никому не интересны. Опыт и профпригодность – они на практике подтверждаются. Мы б ещё учли личные рекомендации – но только если мы знаем людей, которые рекомендуют, и доверяем им. Если говоришь, что работал там-то и там-то – мы тебе верим. Если усомнимся – проверим. Но – не через записи. Через людей. Поэтому – убери от меня подальше всё это фуфло, и никогда больше не показывай!»


Впрочем, маразм оформления загранпаспорта – он, конечно, не только в требовании воспроизвести трудовую карьеру. Маразм – в общей постановке дела, когда им занимается унылая госструктура, не имеющая никакого стимула работать хорошо и удобно для клиентов. И можно сколько угодно взъёбывать чинушей, призывая к лучшей работе, но это абсолютно бесполезно. Доблесть чиновника – находить отмазки, чтоб усугублять волокиту и неудобство граждан. В этом – они преуспевают.


Естественно, та же самая структура – преобразится магическим образом, если позволить ей официально рубить бабло на своей деятельности, и если количество бабла будет зависеть от эффективности их работы и привлекательности для клиентов. Тут сразу появятся и кафетерии, и сортиры, и ксерокопирование документов на месте, а за дополнительную плату – они сами будут вбивать данные в заявление и тут же распечатывать.


Но я всё-таки подумал: при всей лёгкости преобразования этих контор – а надо ли? Может, имеет смысл оставить этакие островки «совка», чтобы люди, сталкиваясь с ними, всё-таки получше понимали, какую гадину мы схоронили в 91-м и что получили взамен. Ну, чтобы ценили вновь обретённое качество жизни, на контрасте.


Вот такие маленькие-маленькие островки (рифы, практически), дающие представление о том, какой была когда-то страна В ЦЕЛОМ. Что вот этот маразм – он был везде. Во всех сферах. Гнетущие очереди, идиотские препоны, наплевательское отношение к клиентам (причём, в нынешних УФМС, насколько понял, ещё нормальные сотрудники, не хамло совковое, а дети нашей, цивилизованной эпохи, которым чисто по-человечески западло быть совсем уж быдлом, но что было в восьмидесятые – это вообще ****ец, судя по рассказам тех, кто тогда с этим сталкивался).


Юлька призналась:
- Знаете, я тоже не подозревала, что нынче бывает так. Я много хожу по чинушам, но нигде не было такого беспредела, чтоб четыре часа в очереди торчать – и без толку. Обычно – договариваешься о встрече, и он уже понимает, что я денег занесу. Рад-радёшенек принять. А тут – как бы ностальгией повеяло. Видишь – железобетонную такую стену, хрен прошибёшь…


Юлька – ровесница моей Женьки. Семьдесят восьмого года рождения. Казалось бы, что они вообще о Совке помнят? А вот поди ж ты – «ностальгия».


Хотя с другой стороны, для ностальгии по Совку – достаточно и общения с сотрудниками американского посольства, когда пытаешься получить визу в Штаты. Всё то же самое. Ибо это закон, единый для всех стран: когда какое-то дело дают чиновникам, но не позволяют им иметь материальной заинтересованности, – получается мракобесье.


Сам я никогда визу в Штаты не оформлял (мне это делали другие люди, и на уровне чуть повыше посольских клерков), но друзья, которые с этим сталкивались, имеют одно слово. «Совок».


Причём, эти друзья – вполне состоятельные граждане. Готовые подтвердить свою состоятельность и что им в *** не впёрлось оседать в Штатах, дабы паразитировать на теле американской экономики. Нет, они туда едут – с намерением потратить изрядное количество бабосов на увеселения. Но – паранойя, блин. У них «мокрые спинки» все Юга заполонили – так они придираются к русским миллионерам: «А чем докажете, что не собираетесь сесть у нас на велфар?» И ладно б, можно было доказать, кинув двадцатку грандов за эту визу, – ну так нет. По-любому – мурыжат.


Это я к чему? К тому, что нет никакого «русского пути развития», безумного и сумасбродного, а «Совок» - он и в Африке «Совок». Торжество психических маний/фобий над разумом.


И, может, это хорошая мысль, оставить какие-то безумные чиновничьи структуры как напоминание о том, чем была некогда вся наша страна. А то, понимаешь, развелось нынче дрочеров по Совку – топить негде :-)






Другие статьи в литературном дневнике: