О современном российском криминальном кино

Артем Ферье: литературный дневник

Признаться, я в значительной мере утратил к нему интерес с тех пор, как после "Бригады" мне довелось видеть несколько блёклых клонов (а уж клоны "Ментов" запарили вовсе), и особенно, после того, как основные блевотные массы эстет-быдляческой нашей интеллигенции вкупе с квохчущими выводками безмудых "государственников" засрали всё поле вокруг собственно "Бригады" (вместо того, чтобы гордится этим, без позёрства и пафоса, ШЕДЕВРОМ российского кинематографа, как им следовало бы, будь у них хоть капля художественного вкуса или самоуважения).


Поэтому я не затрагивал тему российского криминального кино. Потому что слишком долго и вовсе излишне объяснять всякому чмошному лишенцу, что моё нежелание полемезировать с ним по поводу фильма "Бригада" происходит элементарно из-за того, что я считаю его, этого лишенца, за говно, в которое не хочу лишний раз вляпываться по соображениям естественной брезгливости.


Ну действительно, если человек не понимает красоты режиссёрской и операторской там работы, если наглухо не слышит тематически разведённых саундтреков и не разумеет их смысла, если он попросту отсутствовал в ЭТОЙ (мною любимой) стране в девяностые годы, не дышал её жизнью (да и не жил вовсе), а теперь чего-то ****ит про "как оно правильно показывать русских бандитов" - то не пошёл бы он сразу нахуй? Зачем мне каким-то образом обосновывать своё незыблемое право посылать таких ничтожных уёбков нахуй сразу, не вляпываясь в дискуссию с ними? И мне совершенно похуй, какие у него там корочки, какие степеня, и сколько сотен поклонников прутся от его мудрости.


И я сейчас даже не о ком-то конкретном говорю, но об общем таком массиве эстетствующих дегенератов, обожавших ломать руки на тему "Доколе наших детей будут портить всякими "Бригадами"?


Им всем хотелось ответить: "Да мне похуй, чем там будут портить ВАШИХ детей (хотя "Бригада" любому ребёнку пойдёт на пользу, как и всякий классный, притом увлекательный художественный фильм). Одно могу сказать: если доверить воспитание ваших детей вам - то они закономерно будут рабами моих детей, как вы - являетесь моими (и мне подобных). И таки да, при всех ваших иллюзиях касательно собственной "духовности", вам безумно, как до Фобоса и Деймоса, далеко до интеллектуального, гражданского и нравственного уровня Саши Белого, сколь бы ни гротескным представлялся этот образ таким, как я. Чмоки!"


Ну да бог с ней с "Бригадой" и с тем, какой приступ диареи она вызвала у всяких тонковатых на кишечник дегенератов, по какому-то недоразумению считающих себя эталоном здоровой нации.


Я вот намедни тут позырил (по наводке друзей) сериал "Глухарь" - и должен отметить, что хотя класс всё-таки пониже "Бригады" (ну потому что это огромный сериал, и этим уже всё сказано), и хотя порою видно, как приходится разбавлять более или менее реалистичные ментовские байки кокаиническим бредом совершенно отвязных каких-то сценаристов, но в целом - очень даже миленько.


Посмотрел залпом серий двадцать пять первого сезона и по нескольку - из последующих. Ну да, видно, как циничный и малокровный профессиональный юморок постепенно вытесняется какой-то обильно-багряной жестью вкупе с разнузданным вымогательством.
Нет, порою, когда наблюдаешь иные заходы персонажей - не можешь отделаться от мысли: в реале с подобными вымогательскими манерами они бы протянули месяца два, до первого мало-мальски вменяемого пассажира, который сдал бы их с потрохами УСБ или ФСБ, и те бы с радостью накинулись, как более высокой звено в пищевой цепочке. Ну, ей-богу, чтобы в наше время принимать деньги в конвертах от *** знает кого - нужно быть крайне беспечным деревенским идиотом. А уж чтобы требовать наличку заранее, к сроку - нужно сразу быть готовым к Нижнему Тагилу.


И хотя мне очень нравится фигура начкриммила Карпова (этот парень точно понимает смысл установки "дали ствол - и вертись, как знаешь") - но это совершенно нереально, что он творит. Ей-богу, спор между территориальной и институциональной юрисдикциями ("подкрышность", если точнее) был решён в общих чертах ещё в девяностые. Он решался между "а-мы-тут-пацаны-на-районе-всё-держим" и "у-нас-сеть-слишком-толстая-чтобы-вы-не-запутались-в-ней".


И хотя есть действительно регионы, куда не сунешься без одобрения местных ханов (но и тут я не говорю про необходимость приласкать всех их нойонов да абреков, да кунаков, да наибов, да низамов, да... *** кто ещё знает!) - но это нищие регионы, в общем-то. Они могут быть богаты ресурсами, но они нищие в плане потребительского рынка.


Однако ж, когда ты, скажем, распространяешь на регион сеть продовольственных магазинов, или автозаправок, или автосервисов - ты заручаешься, конечно, дружбой с главами администрации, даёшь им какую-то долю, но если вдруг начинает выступать какое-то ***ло в виде начальника местечковой криминальной милиции - то правомерно поставить вопрос: у вас в районе кто главный? Мэр? Или это хуйло?


И причём ладно, там, начальник УФСБ или начальник УБОПа (до реформы). Это впрямь - отморозки федерального подчинения, с которыми (с их центрами) нужно договариваться. Но вот чтобы какой-то щегол, имеющий в подчинении пару дюжин борзяг-оперов, заявлял "Это моя территория?"


Тут впору его похлопать по плечу и сказать: "Твоя территория, мужик, будет - 72 аршина. Это если пойдёшь на принцип, будто здесь чего-то тебе принадлежит по праву. И если ты подумал, что речь об угрозе тотальным вашим мочиловом - так мы не в 89-м году живём. Нет, это по барачным нормам будет, на тебя и твоих парней. И прокуратура будет заряжена достаточно. Но другой вариант - ты здесь всё знаешь, и ты можешь быть полезен. И вот за это - тебе отбашляют".


Так строятся отношения с местными властями, так строятся отношения с местными ментами. Именно (когда речь о достаточно крупной корпорации) с той позиции, что мы приходим к вам, несём вам деньги, и готовы оплатить услуги, которые сделают нашу здешнюю жизнь проще. Если нет, если вы чем-то недовольны - пошли нахуй (вернее, оставайтесь на хую), до свидания, дорогие друзья!


На уровне такого огромного образования, как Москва, конечно, есть свои нюансы. Тут проникновение на рынок (что физически ограниченно размещением торговых площадей) действительно стоит дорого. И дружба с Интэко стоит дорого. Но вот чтобы отдельно взятый начкриммил в ОВД пошёл в отрыв беспределить - да он не богом заброшен на это место, и нет такого района Москвы, который бы контролировался безраздельно тамошними ментами (не Аниськин в деревне, чай). Но если такой отморозок (из горячих точек) и возникнет - да его просто комиссуют по прежним травмам, из которых московская жизнь с её соблазнами оказалась самой тяжкой и горячечной.


Комиссуют - это если хорошо к нему отнесутся. А так ведь и герой Орешкин с Бутырки в своё время куда как хуже слетел, когда решил, будто тюрьма - его вотчина (что-то вроде).


Воотъ...


Но тем не менее, несмотря на все сценаристские трипы, сериал "Глухарь" - мне понравился.
Он понравился общим своим подходом. Вместо того, чтоб изображать честнейших ментов в борьбе за... что-то там, вроде окончательной победы кривой преступности над здравым смыслом, - изображаются живые, достаточно сильные и способные люди, которые в этой системе довольно легко и ненавязчиво срубают бабла довольно-таки феодальными методами (благодарность от крестьян и буржуев, само собой), и почти совершенно не стыдятся этого.


И эти люди - довольно симпатичны (в чём заслуга и актёров).
Я бы сказал, это весьма здраво... нет, не "приучать" даже народ к мысли о неизбежности феодальных отношений при наличии благородных ланселотов, а просто - констатировать факт.


Я не знаю, нравится ли это феодальное устройство создателям фильма.
Я уже не уверен, что оно нравится лично мне, какой бы я ни был влиятельный феодал в нынешней российской политике.
Честно, предпочёл бы миллионы до зубов вооружённых, норовистых буржуа, с которыми можно просто по-человечески дружить, а не быдломассу, которую так легко делать своими рабами.


Но вот в целом - фильм довольно честно отражает реальность. В том плане, что феодальная рента подносится как объективный факт реальности (и с этим хер кто поспорит), а критика некоторых её частностей со стороны прекраснодушного юного Коли - выглядит совершенной пародией на критику.



Другие статьи в литературном дневнике: