Записки о модах Mount Blade

Артем Ферье: литературный дневник

Поскольку удалось восстановить Лёшкин винт с записями его свершений - решил сам немножко порубаться в эту пусть анахроничную, но прикольную игруху.


Поскольку же захват всей "ванильной" Кальрадии мало грел душу (ну ежу понятно, что если упереться, - то пятьсот квадиевских рыцарей сомнут всё что угодно; вернее, одномоментно, для штурма города или замка - их и полсотни за глаза хватит). Но это скучно уже.


Поэтому - решил поиграть в моды.
Первый поставил - Русь 13 век. На самом деле - хороший мод. Своеобразная фишка - для подъёма лута требуется время. Это разумно. И это бывает важно, когда со слабым отрядом загасил одну партию степных разбойников, и думаешь: то ли обыскать поле боя, то ли сейчас ещё толпа понабежит, и тогда точно вилы.


Видимо, разработчики очень гордились своими городами, поэтому сделали так, что доступ к торговым точкам (и всем прочим городским местам) из центрового меню возможен лишь тогда, когда герой физически в них побывает. То есть, поездит по городу и хряпнет культурки-архитектурки. Это можно было бы счесть маньячеством, но к услугам гостя имеется миникарта, где отмечены важные места в городе (т.е., идёшь по джипиэс).


Но в целом - очень толковый мод. Много хорошего взято от предшествующих, но многое - добавлено оригинального. В интерфейсе, прежде всего. Например, возможность сдать пленников местному князю за деньги или его расположение.
Что создаёт дополнительный гимор - нужно влюблять в себя всякое место, чтобы взять оттуда рекрутов. И они разнесены по "аллелям": деревенские, городские, замковые. При этом высшие деревенские апгрейды - отстойны полностью, а городские - чуть менее, чем полностью. Поэтому, честно говоря, можно забить на дружбу с деревнями и городами. Заручиться любовью замковых лордов... но ещё лучше - брать рекрутов из Орды. Благо, там и селяне - конники. Таким образом очень быстро получается сверхмобильная армия из проворных конных лучников на непрхотливых и вёртких степных лошадках, легко способная громить троекратно превосходящие силы даже без участия лорда (понятно, что при его участии баланс боя меняется сильно).


К этому моду есть ещё музыкальный субмод, но я от него не был в восторге. Оригинальная музычка - как-то прикипела уже, что ли. И все её темы - ненавязчивы. А тут порой слишком уж "атмосферный" фолк пробивается, слишком заунывный.


Что показалось: с боя берётся больше лута, чем в ваниле, и он дороже. Самое хлебное место - снега под Новгородом. Там бродят стада морских рейдеров, которых и на первых уровнях можно без проблем выносить рыцарским ударом пики, но они круты, за них дают много экспы, и они хорошо упакованы. Что ни бой - тысяч на пять добычи. Поднимаешься быстро. Также дорогой лут дают степняки, но это уже далеко не такая лёгкая добыча. Чисто для опыта - можно поохотиться на лесных бандюков вокруг Галича (там их всегда много), но снаряжение у них копеечное.


Проходил два раза. За Русь и за вольного авантюриста из Херсона. В первом случае игра начинается с организованного боя с монголами, где забороть их невозможно по причине их бесконечности, но можно очень неслабо прокачаться. Потом герой очухивается где-то в муромских лесах, заповедных и дремучих: без войска, с худшей кобылой, с худшим снаряжением, но опыт остаётся при нём.
Херсонец же начинает игру буквально голым (ладно, хитон какой-то есть). Пришлось поначалу драться на арене, чтобы наскрести на кое-какую лошадёнку и копьишко, а потом - продираться сквозь степи и леса. Но, естественно, подъём идёт быстрый.


Потом попробовал тоже Россию, но времён Гражданской войны. Это просто наркоманский угар. Но сделано добротно и радостно. Действительно, кто не пожелает иметь в своём отряде Фанни Каплан? А трогательная история Феликса Дзержинского, отирающегося при ставке Антанты, где он на полном серьёзе называет себя дочкой почившего короля Красной Армии и законной наследницей петроградского престола, украденного злокозненным узурпатором Львом Троцким?


Понятно, что это - наследие изначальных диалогов, но я бы не стал их исправлять: уж слишком забавно смотрится.


Порадовали револьверные дуэли на арене и турниры. Во-первых, довольно занимательно (арена, но не турнир, ибо там, кажется, проиграть вообще невозможно), а во-вторых - денежно. Шесть фрагов на арене - штука (при том, что приличный пистолетик стоит две-три). Полная победа - три штуки (и когда приноровишься, её достичь гораздо легче, чем в мясорубке оригинала). Турнир (со ставками) - тридцать с лихом косарей. Поэтому чуть ли не в первую неделю я сколотил крепкую банду из полутора десятков условно бессмертных компаньонов, десять конных, пять пеших с Льюисами (от двадцати до сорока косарей в зависимости от состояния).


Пулемёт - штука улётная. И убойная. Пять стрелков имеют такой эффект, что и от самого сильного конного отряда до наших позиций докатываются жалкие останки. Пехоту же они выкашивают любую задолго до того, как она подойдёт на свою эффективную дальность.


Вообще же, огнестрельное (и скорострельное в данном случае) оружие вносит ту коррективу, что теряют всякий смысл доспехи (вплоть до второй половины двадцатого века - так и было). В моде есть различия в статах между цивильным костюмом и всякими "особо заскорузлыми тужурками", но когда предельная броня имеет показатель где-то 25, а самая дохлая винтовка даёт урон 50, в составлении гардероба для партии начинают превалировать исключительно эстетические соображения.


Вообще, весёлый мод. Отвязный.


После него попробовал Дикий Запад (1866). Тоже неплохо. Антураж проработан детально, включая диалоги и музыкальные темы. Ну и города - очень миленько смотрятся. Пулемётов, естественно, нет, а урон от револьверов и многозарядных карабинов несколько ниже, чем в русской Гражданке, поэтому бои получаются более продолжительными и динамичными.


Немного не понял, правда, ценовую политику конеторговцев. Создаётся впечатление, что цена на лошадь вообще никак не зависит от её потребительских характеристик. Коняги с наивысшими статами находятся где-то в середине списка и достаются очень дёшево. Впрочем, когда всё решает огнестрельное оружие - прыть кобылок отходит далеко на задний план. Как и облачение, конечно.


Потом решил вернуться к истокам. К самым истокам. К созданию Кальрадии с нуля. Поставил Custom Settlements, где нужно отстраивать свой город из палаточного лагеря.
Ну это - уже чисто экономическая стратегия получается. Причём - ОЧЕНЬ неторопливая. Первые дней пятьдесят основное занятие - отлавливание партий крестьян из Gustow, единственного развитого города на карте, чтобы заманить их в свой посёлок. Второе по важности занятие - дрессировка этих крестьян по специальностям (для первых апгрейдов требуются тонны древесины, поэтому сначала всех делаешь древогрызами).


Боёв - минимум. Бродячие партии из четырёх-пяти бандитов, редко - что-то более серьёзное и враждебное. Нападать на бандитские деревни - не имеет смысла, пока не апгрейдишь свой город полностью и не заделаешься королём. Ибо только тогда появляется опция установить свою власть над захваченным посёлком.


В итоге я стал королём где-то на стопятидесятом дне, имея седьмой уровень развития личности.
Отдельная песня - перемещение по своему городу. Никакого меню доступа к интересным местам, кажется, нет и в зародыше. Как нет и их обозначений на миникарте. Приходится в реальном времени объезжать свой город и искать, где там что. А город - он не просто большой, он огромный. И если где-то появился на карте бандит, которого надо загасить, чтобы повысить лояльность и уменьшить коррупцию, скачешь до него минуты три. Только чтобы поздороваться, сказать, что его здесь не любят, и разок махнуть мечом.


Действительно, очень радикально переработанный мод - но очень занудный.
Пройдя его до создания коровлевства из города и пятка деревенек - решил пока забить на Mount&Blade. Работой, что ли, заняться, для разнообразия.



Другие статьи в литературном дневнике: