Языками не владею, Ваше Благородие!

Мирослава Завьялова: литературный дневник

МИХАИЛУ ПУГОВКИНУ - 100 лет.
*************
«Когда Станиславского спросили, что главное в актере, он ответил — обаяние. Только тогда на вас будут смотреть и к вам будут тянуться. Я немножко этим качеством обладаю» - Михаил Пуговкин.


«Языками не владею, ваше благородие!» признался режиссер Якин в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". И это была чистая правда. К сожалению, так сложилась жизнь, что Михаил Пуговкин не только не владел языками, но и закончил из среднего образования всего три класса сельской школы...


Он родился 13 июля 1923 года в дер. Рамешки Костромской губернии. Семья была крайне бедной. Когда в 1936 году они переехали в Москву , Михаил устроился на Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтёра. После работы посещал драматический кружок в клубе им. Каляева.
После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил заслуженный деятель искусств РСФСР режиссёр Ф. Н. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава. В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил известный кинорежиссёр Григорий Львович Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Съёмка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через два дня, Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт.


В октябре 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена, но ногу удалось спасти. После госпиталя Пуговкин был комиссован с военной службы. Награждён орденом Отечественной войны II степени.
А уже в 1943 году Михаил Пуговкин отправился проходить конкурсные испытания в Школу-студию при МХАТе. И не имея образования , только три класса сельской школы, был принят на курс Народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина и стал его любимым учеником.
На втором курсе Михаил Пуговкин не смог сдать зачёты по марксизму, истории и по французскому языку, вследствие чего был временно отчислен из школы-студии. В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во Второе Горьковское танковое училище. Начальник училища генерал Фёдор Николаевич Раевский, который любил искусство, назначил Михаила Пуговкина ответственным за самодеятельность училища, и благодаря этому Пуговкин вернулся в Школу-студию МХАТ.


Один сезон Пуговкин проработал в Вильнюсском театре русской драмы. Затем вернулся в Москву, где показывается сразу в трёх театрах, но решает остаться служить в Театре Ленинского комсомола. А прослужив восемь сезонов в этом театре решил полностью себя посвятить кино.
Режиссёры бились за то, чтобы он снялся в их фильме. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей… Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актёр считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд.
Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика». Только что вышел детектив «Дело «Пёстрых», где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он сыграет хулигана Верзилу. Но когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актёра так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!».


Когда Гайдай взялся за «Двенадцать стульев», то опять просто прислал Пуговкину сценарий. Актёру такой подход вообще не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссёр не скажет, в какой роли его видит сам. Так Пуговкин и стал отцом Фёдором… На съёмочной площадке его нарядили в настоящую церковную рясу и надели крест. Актёр почувствовал себя неуютно и пошёл к режиссёру: «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина…».


На что Гайдай ответил, что он тоже верующий, поэтому «давайте перекрестимся и начнём снимать».


Пуговкин с удовольствием снимался у сказочника Александра Роу — сказочные герои вообще занимали отдельное место в его фильмографии. Он сыграл царей в фильмах «Огонь, вода и… медные трубы», «На златом крыльце сидели» и «Варвара-краса, длинная коса», Атамана в «Золотых рогах», Воеводу в «Финисте — Ясном Соколе». Роу очень сожалел, что они встретились только 1969 году — он был готов давать ему роли в каждом фильме, но успел снять только в четырёх. Режиссёр считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным!


Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актёров. В 1991 году актёр переехал в Ялту, где основал Центр Михаила Пуговкина. В Центре проходили кинопоказы и встречи местных жителей не только с самим Пуговкиным, но и с его друзьями-актёрами.
Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью! В одном из интервью он говорил: «Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать. Помню, стояли мы с одним известным актером, к нам, как водится, подошел какой-то благодарный зритель. А мой коллега как шуганет его: „Уйдите отсюда!“ Я поначалу опешил, а потом словно невзначай спрашиваю у него: „Вот курточка на тебе такая модная, кожаная, откуда она у тебя?“ — „Купил“. — „Так не забывай, что ты купил ее на деньги зрителей…“. Вот так я его, говоря шукшинским словечком, срезал. Кажется, он после этого что-то понял…»
********
По материалам страницы ВК Николая Цискаридзе.



Другие статьи в литературном дневнике: