Маэстро

Мирослава Завьялова: литературный дневник

Эннио Морриконе — итальянский композитор, музыкант и дирижер, получивший всемирную известность благодаря саундтрекам к кино. Главенствующую роль в творчестве маэстро отводил качеству произведений. Даже когда требовалось сотворить что-то простое, он придавал композиции уникальный характер. Все творения Морриконе ценил одинаково, потому что знал, чего стоит усердие, вложенное в каждое из них.


*****
Эннио Морриконе родился в Риме 10 ноября 1928 года в семье домохозяйки и музыканта. Его отец работал джазовым трубачом. Мальчик оказался старшим из пятерых детей. Наследственность и атмосфера дома сыграли большую роль в выборе занятия, которому хотел посвятить себя Эннио.
Став в 12 лет учеником римской консерватории Санта Чечилиа, он обрел наставника в лице Гоффредо Петрасси. За 11 лет обучения молодой человек получил образование по трем направлениям и стал обладателем диплома по классу композиции, оркестра и трубы. Занятия парень совмещал с подработкой.
В 16 лет Морриконе начал выступать в ансамбле Альберто Фламини, где когда-то играл его отец. Вместе с коллективом юноша исполнял музыкальные композиции в казино, отелях и ресторанах. В 17 лет он стал театральным артистом, а спустя год продемонстрировал свои навыки в статусе композитора.
Первые произведения Эннио создал во время учебы в консерватории, сочиняя аранжировки фольклорных мелодий для телевидения и радио. В то время его фамилию не указывали в титрах, так как музыкант не был известен публике.
Музыка и фильмы
В интервью прессе композитор говорил, что работает не с мелодией непосредственно, но со структурой произведения. Вопреки стандартному представлению, музыку автор создавал не за инструментом, а за письменным столом. Он размышлял над концепцией, а затем описывал ее нотами. Появление идей музыкант объяснял вдохновением. Большое значение он уделял работе с появившейся задумкой, которую необходимо было доводить до совершенства.
Создание аранжировок стало основным профилем Морриконе. Параллельно музыкант завершал обучение. В то время он сотрудничал с популярными певцами, продолжая работу в театре. В 1960-х композитор начал создавать саундтреки для итальянских вестернов, чем зарекомендовал себя в определенных профессиональных кругах.
Морриконе уделял внимание кинематографу, реализуясь как автор. Он сотрудничал с Джанни Моранди и сочинял аранжировки для лент Пола Анки. Вышедший в 1959 году фильм «Смерть друга» и презентованный в 1961-м «Фашистский вожак» считаются дебютом музыканта в кинематографе.
Успех пришел к Эннио Морриконе после совместного проекта с бывшим одноклассником Серджио Леоне, снявшим кинокартину «За пригоршню долларов». Работая над звуковой партитурой фильма, аранжировщик сделал акцент на использовании нетривиальных инструментов. В создании мелодии были задействованы колокольчики, электрогитара и флейта Пана. В титрах фильма Морриконе значится под псевдонимом Лео Николс.
После этого Эннио работал над историческими кинолентами, снятыми Бернардо Бертолуччи. Он обрел популярность как автор, создающий проникновенные мелодии. Затем началось сотрудничество с Дарио Ардженто и другими режиссерами. На композитора обратили внимание яркие представители кинематографа.
В 1964 году Морриконе начал работу на студии звукозаписи RCA. Он создавал аранжировки для звезд поп-сцены. Композиции Эннио исполняли Марио Ланца, Миранда Мартино и Джанни Моранди.
Популярность кинокомпозитора открыла перед ним двери голливудского закулисья. Композитор и аранжировщик создал саундтреки к сотням кинолент. Начиная с 1960-х раз в месяц на экраны выходил фильм, в котором непременно звучали мелодии, сочиненные талантливым итальянцем. Музыкант стал интернациональным автором, работая с представителями немецкого, испанского, французского, российского и американского кинематографа. Морриконе сотрудничал с Педро Альмодоваром, Романом Полански, Пьером-Паоло Пазолини, Брайаном Де Пальмой.
Отвечая на вопросы журналистов, композитор никогда не отдавал предпочтение конкретному жанру в кинематографе. Он сочинял джаз, классические мелодии, уделял большое внимание итальянской народной музыке, экспериментировал с авангардистскими направлениями и рок-н-роллом. Любопытно, что с 1980 года американские рокеры из группы Metallica начинали свои концерты исполнением композиции The Ecstasy Of Gold, прозвучавшей в фильме «Хороший, плохой, злой».
В 1987 году автору преподнесли «Золотой глобус» за саундтрек к фильму «Миссия», а через год он стал лауреатом BAFTA за музыку к «Неприкасаемым». В дальнейшем он получал эти награды еще не раз.
Биография Эннио Морриконе была связана не только с кинематографом. Композитор не забывал и о привязанности к камерной музыке. С 1958-го он участвовал в турне как дирижер оркестра и вел концертную деятельность в этой роли.
За время работы в кино музыкант дважды появлялся в кадре в эпизодических ролях. В 1995 году о его жизни и творчестве сняли документальный фильм, где Морриконе сыграл главную роль — самого себя. В 2007 году Гильдия киноакадемиков вручила композитору «Оскар» за вклад в развитие кинематографа. Он мечтал получить эту награду в соревновательных номинациях, что осуществилось только в 2016-м: музыкант выиграл статуэтку за вестерн Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».
Произведения Эннио Морриконе прозвучали в фильмах «Профессионал», «Однажды в Америке», «Легенда о пианисте», «Бесславные ублюдки», в сериале «Спрут» и других проектах.
Музыкальный деятель пробовал себя и в литературе. В 1996 году он выпустил книгу о столице Италии, сопровождаемую фото Аугусту Де Луки. Проект отметили премией «Города Рима».
Морриконе приезжал на гастроли и в Россию. В 2018 году он дал концерты в Москве и Санкт-Петербурге в рамках тура, приуроченного к 60-летию музыкальной деятельности. Европейское турне, организованное в честь этого события, включило в себя 40 концертов в 30 городах Европы.
Композитор не расставался с музыкой ни на минуту. В родном городе он давал благотворительные концерты, выступая в Ватикане. Гастролируя с концертами в разных странах мира, Морриконе позволял слушателям насладиться привычными композициями «Плач ветра» и Chi mai, а также новыми произведениями в исполнении оркестра под его руководством.
Дискография маэстро была обширной. За его творческую карьеру было продано более 70 млн пластинок.


Личная жизнь
Морриконе был счастлив в браке с Марией Травиа. С ней он познакомился в молодости, девушка была подругой сестры композитора. Эннио называл встречу с Марией и их свадьбу самыми романтичными моментами жизни.
Супруги прожили вместе 63 года, до самой смерти музыканта. Жена поддерживала мужа в любых начинаниях, временами она занималась написанием текстов к музыке Эннио. В их союзе не было места размолвкам.
В семье родились четверо детей: три сына и дочь. Андреа продолжил семейное дело: как дед и отец, он посвятил себя музыке и созданию композиций для кино. Джованни стал театральным режиссером, Марко трудился в агентстве авторских прав, а дочь Александра сделала карьеру в области медицины.
Морриконе с радостью рассказывал о семье и отвечал на вопросы о личной жизни. Он отмечал, что дал сыновьям и дочери возможность получить качественное образование и предоставил им шанс для реализации.
Находясь в преклонном возрасте, композитор вел активный образ жизни. Чувствовать себя бодрым ему помогал размеренный режим дня и питания. Он рано просыпался и ложился спать, часто гулял на свежем воздухе и не употреблял крепкий алкоголь.
Смерть
6 июля 2020 года Эннио Морриконе не стало. Причиной смерти музыканта назвали последствия травмы: за несколько дней до этого композитор упал и получил серьезный перелом. Как отметил Джорджо Ассумма, близкий друг Морриконе, маэстро умер в окружении семьи и успел попрощаться с близкими.
Только его семья присутствовала на похоронах, а музыкой, сопровождавшей композитора в последний путь, выбрали тему, написанную им для фильма «Миссия».


(по материалам
https://vk.com/wall-81152065_124547



Другие статьи в литературном дневнике: